Истина - превыше всего!
«Человеческие знания добываются любовью к истине»
Абай
В наш непростой и бурный век, изобилующий опасными для самого существования человечества турбулентными политическими событиями, экономическими кризисами, экологическими катаклизмами, техногенными рисками, глобальными климатическими катастрофами, и наконец, угрозами ядерного апокалипсиса - поиск жизнеутверждающей, созидательной по своей сути Истины и ее содержания, несомненно, актуально на все времена. Так, в чем злободневная ипостась Истины? Известно, что с незапамятных времен люди уделяли ей большое внимание. И это объяснимо, так как философская категория «истина» всегда являлась конечной целью всей познавательной деятельности человека как «Homo sapiens» (человек разумный). Следовательно, Истина является стержневым понятием, имеющим устойчивую значимость в многовековой истории философской мысли, а также множества частных наук. Каждый философ или любой «охотник мудрости» всегда ставил перед собой задачу постичь Истину и обоснования истинности своего миропонимания, мировосприятия, и более всего - для утверждения своей жизненной позиций. Человек, и сопутствующее его в поступательном развитий общество, не может существовать и развиваться, не постигая «от шага к шагу», поэтапно Истину, не сравнивания свои субъективные представления с тем, что объективно его окружает. Истина имеет колоссальное значение не только к познавательному процессу, но и к самому бытию, к самому существованию человека. Истина является одной из основополагающих проблем в философии, нашедшей значительное отражение в изысканиях почти любого философа.
Мир познается человеком в прямой зависимости от глубины и качества постигаемых им знаний. Все исследователи неизбежно сталкиваются с сакраментальным вопросом: является ли наше знание о мире истинным, соответствующим нашим представлениям, и далее, выводам. Для полноты осмысления окружающего мира и своего обусловленного места в нем, человеку, кроме всего составляющего, необходимо было постоянное совершенствование, расширение и уточнение значения слов и понятий (Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений.“ Рене Декарт - французский философ). Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий. Соответственно, в течение веков предлагались и уточнялись все новые концепции понимания Истины и, соответственно, познания мира.
В подходах к проблеме Истины сохраняется неоднозначность существующих позиций. Прежде, обратим внимание к истокам интереса философов и известных ученых к проблеме Истины. Древнегреческие философы являются основоположниками классической концепции истины. Истина есть непрерывный процесс, благодаря чему происходит переход от знания менее полного к знанию более полному, т.е. непрестанного движения, которое не может прерваться, ибо мир сам по себе неисчерпаем и необъятен. Известный древнегреческий мыслитель Платон (427-347 годы до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что оно под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Таким образом, он считал, что философами не становятся, а рождаются. Среди его трудов самым известным считается «Республика». Общественно-политические вопросы он также рассмотрел в своих произведениях «Государство» и «Закон». Платон считал, что человечество от зол могут избавить только истинные и правильно мыслящие философы. По Платону мыслящий человек в процессе постижения истины ведет с самим собой диалог, устраняя по ходу противоречия. Он полагал, что именно таким путем постигается Истина в полной мере.
Аристотель (384-322 годы до н. э.) по праву считается величайшим древнегреческим философом. Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создал учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применения науки логики необходимо опираться на всегдашнее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. По его суждению, задача философии заключается в постижений всеобщего в самом мире, а ее основным предметом являются первые начала и причины бытия. Он был уверен в познаваемости мира, так как мир человека и мир, окружающий его, едины. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя. В дальнейшем его учение стало источником многочисленных философских школ и направлений.
Одним из самых ярких последователей учения Аристотеля был наш всемирно известный земляк - величайший мыслитель и энциклопедист раннего средневековья Абу Наср аль - Фараби (870-950 гг.), выходец из древнего города Отрар (ныне в Туркестанской области), которого прозвали «Аристотель Востока», «Второй учитель» (из трудов Ибн-Халликана, ХIII) . Он оставил богатейшее научное наследие, многое из которых не изучены в достаточной мере до сих пор. Главная идея в учений Аль-Фараби - вера в силу человеческого разума, способного познать все многообразие окружающего мира. Человек, говорил он, вообще стал человеком только благодаря разуму, что истина принадлежит науке, а не теологии. В центре своего учения об этике ставил воспитание добродетельного человека. Благодаря только воспитанию человек формирует у себя положительное достоинство и обретает хороший нрав. Задача философов в том, чтобы учить людей добру, способствовать достижению счастья. В своем труде «Добродетельный город» Аль-Фараби писал: «Общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество…Таким образом вся земля станет добродетельной…» (Аль-Фараби. Философские трактаты. Из-во «Наука», Алма-Ата,1972,стр.305). Эти слова как никогда актуальны и в наше неспокойное время. Великий ученый искренне верил, что только философия может способствовать торжеству на земле царства разума, счастья и добродетели. И это считал истиной. «Человек…, писал он, -…должен по природе своей любить истину и ее поборников, справедливость и ее приверженцев.»(Аль-Фараби. Социально - этические трактаты. Из-во «Наука», Алма-Ата,1973, стр.345).
Великий поэт и мыслитель Абай (1845-1904) считал, что важным качеством каждого человека является «умение смело стоять за правое дело, когда это трудно, не оступиться от истины». Он писал: «Если ты ценишь знания как высшее благо, каждое открытие новых истин принесет твоей душе покой и удовлетворение …если ты добился истины, не отступай от нее даже под страхом смерти» (Абай. Книга слов. Из-во Ел, Алматы, 1993, стр.167, 201, 202). Для подвижников науки искание истины всегда составляло и составляет смысл всей жизни. История знает искателей и поборников истины, рисковавших ради нее репутацией, подвергавшихся жестокой травле, даже лишившихся жизней. Такова судьба многих новаторов, первопроходцев науки. К их числу можно отнести итальянских ученых Джордано Бруно и Галилео Галилея. Джордано Бруно был признан выдающимся мыслителем эпохи Возрождения Из-за своего неортодоксального подхода к трактованию библейских догматов, навлёк на себя подозрения и крайнее недовольство всесильной католической церкви. Спасая жизнь скитался по Европе. По возвращении в Италию, он был арестован и выдан инквизиционному суду в Риме. Одно из множества выставленных против него обвинений - учение Бруно о бесконечности вселенной и множестве миров. Он отказался отречься от своих учений и был сожжён на костре как еретик(1600). Когда горячее пламя обжигая безжалостно пожирало его тело, Джордано успел прокричать великие слова: «Сжечь еще не значит опровергнуть!». В признание стойкости и истинности идей Бруно, в 1889 году на месте казни в Риме ему был воздвигнут памятник. Такая же участь гонении постигла и Галилео Галилея, однако он сумел избежать казни инквизиции притворно отказавшись от своих «еретических» суждений.
Работы Иммануила Канта задали толчок следующему направлению философской мысли: истина носит "субъективный" характер, основное внимание при исследовании проблемы истины следует уделять познанию самого человека, законов его разума. Кант утверждал, что не может существовать всеобщего критерия истины. Все, чем располагает человек являются формальными законами логики. Кант считал, что эти законы строятся на основании априорных форм рассудка. Им было устранено противоречие, заключавшегося в том, что, являются ли человеческие знания продуктом чувственного восприятия, или же они продукты умственной деятельности? Кантовская концепция постижения человеком окружающего мира на основе априорных форм рассудка внесла ясность в решений данного вопроса. После И. Канта философы стали различать «абсолютную» и «относительную» истины, выдвигая идею о том, что знание конкретно, а мир находится в вечном движении.
По представлению Г. Гегеля, истина есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли. Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины. Принцип конкретности истины требует исследовать факты с учетом реальных условий, определенной обстановки. Истина - процесс все более глубокого постижения мира, движения от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Гегель впервые сформулировавший эту идею, впал, однако, в противоречие с самим собой, вообразив, что возможно полное совпадение предмета и мысли – это абсолютное знание.
Наше мировоззрение определяет и наши поступки, и именно содержание мировоззрения влияет на те цели, которые человек ставит перед собой в своей деятельности. Истину не следует понимать только как предмет гносеологии(наука о методах научного познания). Объём понятия Истины гораздо шире и глубже. Истина связана не только с наукой, но и с сущностью человека в гармонии с окружающей его средой. Важным принципом, стоящим на стыке гносеологии и этики, следует признать принцип единства истины и блага. Принцип единства истины и блага ведет человека к цели своей деятельности и в нахождении способов их достижения. Таким образом, истина становится благом, а деятельность - нацеленной на истинное благо.
Принято считать, что человек существо разумное. И это представление возведено до степени аксиомы. Порой приходится этому сомневаться. Все ли разумное он совершает? Представляется, что разумный человек, через принимаемые им решения и сообразно своим целям, включается к жизненному процессу, руководство которым он должен был бы осуществлять исходя из нравственных принципов и нравственной ответственности. Таким образом, в идеале нравственная ответственность регулирует как личное, так и общественное поведение человека, уменьшая вероятность допущения субъективной ошибки при осуществлении своей деятельности. Следовательно, воспитанное в человеке подлинно этичное отношение ко всему живому, прежде всего подобному себе, на Земле должно исключить в его поступках возможность причинения им вреда. Подобная ответственность перед собой и этичное отношение к другим определяются нравственным сознанием, которое можно рассматривать как совокупность осознанных мировоззренческих позитивных установок поведения. И подлинная Истина кроется в этом. В этом и заключается сермяжная суть Истины.
Современная трактовка истины, которую, разделяют большинство философов, включает в себя следующие моменты: понятие "действительность" толкуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания; в "действительность" входит также и субъективная действительность; познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект познается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности, воплощается на практике; истина динамичное образование. Такое представление отграничивают диалектико-реалистическое понимание истины от агностицизма(учение отрицающее познаваемость объективного мира), идеализма и упрощенного материализма. Одно из определений истины таково: истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект вне сознания. Серьезной ошибкой следует считать стремление во всем искать полностью не зависящую от человека истину.
Следует отметить, что на каждом историческом этапе своего развития человечество располагает относительной истиной, характеризующуюся приблизительно адекватным, неполным знанием. Признание же относительности истины связано с беспредельностью мира и безграничностью процесса его познания. Ценность Истины все больше возрастает, а время ее только множит.
Лишь подлинно глубокий и этический по своему содержанию философский подход мышления на окружающую действительность может предоставить человеку шанс на овладение Истиной, способной дать ему спасительную стезю в грядущее. Человечеству прежде всего нужна осмысленная глобальная система ценностей, включающая осознание самоценности человеческой жизни, единства человечества и мира; возведение в сан высшей ценности нравственного закона; избавление человечества от опасности ядерной войны, а также других военных угроз, и самоуничтожения из-за техногенных факторов.
Прежде всего следует признать, что объективной реальностью является человек, в силу определенных совокупных причин и условий творящий идеи добра или зла и взгляды на то, какие человеческие качества рождают - добро, а какие - зло. Особо жестокие и варварские примеры борьбы добра и зла проявляются в войнах. Так, швейцарец Жан-Жак Бабель подсчитал, что за более 5500 лет исторического прошлого человечество мирно прожило лишь 292 года. Таким образом, история человечества представляет собой в большей мере историю войн. Войны случались разные, в том числе под религиозными флагами. Самой кровопролитной считается Вторая мировая война(1939-1945). Общее число жертв по приближенным оценкам составляет более 55 миллионов человек. Ущерб всех воюющих стран превзошел материальные потери от всех предыдущих войн, вместе взятых (в ней участвовали 62 государства из 73 существовавших, или 80% населения Земли). Но и сейчас в локальных войнах погибают немалое число людей. Определенная часть войн ведется под флагом религиозной веры.
Исследование проблемы Истины приводит к пониманию обоснований неотъемлемого права человека на свободу совести. Так, статья 22 Конституции Республики Казахстан гласит: «1. Каждый имеет право на свободу совести. 2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством». Воплощение в жизнь этого права связана с правовыми гарантиями сохранения светского характера государства и системы образования. Воинствующая религиозность также опасна для общества, как и воинствующее отрицание бога. Свобода совести означает отказ от насильственного навязывания систем взглядов, но не исключают борьбу идей на образовательно-воспитательном уровне.
В соответствие с высокими принципами справедливости и добра необходимо создать Мир, подобающий высшим моральным и социально-политическим идеалам всего человечества. Соответственно, исходя из доподлинной сути понятия Истина всем землянам следует признать, что высшей ценностью на Земле является жизнь человека и вся окружающая биосфера в ее бесконечном многообразии, и сообразно, максимальная ответственность человечества за их сохранность. Вот такое понятие и есть Истина Истин! Не будет человека - не будет мерила Истины. И не случайно знаменитый французский философ Люк де Вовенарг подарил людям следующее лаконичное изречение: «Истина - солнце разума!». Пусть она светит все ярче и ярче во благо всего человечества, ради жизни на Земле!
Накипбек Садвакасов, юрист-правовед, публицист