Комплексы школ, скалодром, парусная база и искоренение неравенства
О чем говорят на модулях по переподготовке алматинских директоров
Первая неделя октября ознаменовалась реализацией второго модуля программы «Алматинские школы», в рамках которой местные директора и их заместители проходят профессиональную переподготовку управленческих команд. Так, 150 человек из пятидесяти образовательных организаций проходят восьмимодульное обучение, которое продлится до февраля 2022 года.
Онлайн и оффлайн мастер-классы проходят на базе Каспийского университета с участием российских спикеров. В числе ведущих экспертов по современному образованию PhD наук об образовании, директор Департамента образовательных программ НИУ «Высшая школа экономики» Татьяна Хавенсон, директор МБОУ СОШ «Школа будущего» Алексей Голубицкий, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А. Пинского Роман Звягинцев и другие.
- Сам факт того, что ваши директора решились поступить на такую долгую и интенсивную программу обучения, совмещая с работой – героизм. Как представитель НИУ ВШЭ могу сказать, у нас есть магистерская программа управления образования, которая настроена на директоров школ, на завучей, на школьных управленцев или представителей бизнеса в образовании. Когда они хотят вывести свою организацию на новый уровень, то получают проектные навыки и знания про систему современного образования, к примеру, по диджитализации, персонализации, реструктуризации, так, например в России было слияние школ в крупные комплексы. И директор всегда должен быть на передовой, мы этим и делимся, - рассказала Татьяна Хавенсон.
Кроме управленческих и стратегических целей, на мастер-классах обсуждают, как собирать данные, нужные для повышения качества регионального и республиканского образования.
- У меня основные лекции про сбор данных, посвященных борьбе с неуспешностью, неравенством. Согласно исследованиям, дети из семей с высокой социоэкономической обстановкой и культурным капиталом лучше учатся и имеют более высокие шансы на жизненную траекторию, чем дети из семей с низким уровнем. Например, если идет деление «школы-гимназии-лицеи», есть неравенство между разными школами, но такой эффект встречается и внутри одной школы – это тема которая больше всего меня интересует. Искоренить неравенство, к сожалению, нельзя, однако нужно думать, как у всех обучающихся сформировать базовый хороший уровень, а также поспособствовать тому, чтобы это неравенство не было катастрофическим, - поделился экспертным мнением Роман Звягинцев. По словам Звягинцева, казахстанских директоров более всего интересует, как масштабировать такого рода мероприятия на госуровне.
Другой спикер, Алексей Голубицкий, поделился своим опытом на посту директора «школы будущего», который буквально спроектирован вместе с учениками, их родителями, учителями и административными работниками:
- Не мы считаем себя школой будущего - так нас назвали наши ученики. Мы проектировали школу и захотели добавить то, чего не хватает вне вещей, которые итак есть в проекте. Например, дети захотели приезжать на велосипеде, так появилась велопарковка. Потом они увидели в кино ящички и одноместные парты, как в американских школах – это было диковинкой на фоне советских двухместных парт, но мы сделали. Скалодромы появились из-за мечты о скалолазании, затем проект 5Д-кинотеатра, школьное кафе, где над дизайном и над составом блюд работают сами ребята, последние крупные проекты – скейтпарк и парусно-гребная база, где дети могут заниматься парусным спортом или всем классом пойти на байдарках в поход. Мы - обычная муниципальная школа, но мы стараемся так рассказывать о себе, что меценаты сами помогают – это благотворительность, но не спонсорская, так как нет рекламного контракта. Где-то мы экономим, а где-то не требуются вложения. Например, из старой мебели перед столовой сделали шкафы для рюкзаков в целях гигиены. Не все идеи требуют денег, надо просто мечтать и делать. Например, наш ученик создал проект, чтобы сделать нашу школу более энергосберегающей, победил на всероссийском конкурсе, и так появились солнечные панели, энергосберегающие лампочки. В итоге мы на 12% платим меньше, снизили потребление – и эту сумму, которую мы платили за электричество, реиинвестировали в проекты детей. Если есть идеи, то рано или поздно находятся деньги. Также я не могу сказать, что мы приехали кого-то чему-то учить: здесь работают замечательные культурные образованные люди с потрясающим опытом, и любое такое общение – это взаимное обогащение. Однако в данном случае мы передаем технологию, как можно спроектировать такую мечту, сделать так, чтобы твоя школа была чуть больше, чем просто школой, стала точкой роста, центром развития компетенции, чтобы делиться с кем-то еще, - рассказал Алексей Голубицкий.
Следует отметить, что алматинские директора сошлись во мнении о том, что для них полезной оказалась не только сессия, но и знакомство друг с другом, работа в команде, эмоциональность и энтузиазм коллег и общий идейный дух иного подхода к образовательной системе.
- Я заметил некие изменения в мышлении, изменилось строение работы и процесса обучения. Мне нравится, что после каждого модуля мы делаем большой анализ над нашей работой. Тренинги очень интересные. Например, на лекциях нам рассказали, что бывает, сосед соседа не знает. Так, мы - директора, знаем друг о друге, видимся где-то, но не знаем, кто и как подходит к образовательному процессу в Алматы. Сейчас же мы общаемся на близком контакте. Меня вдохновляет энтузиазм наших тренеров и желание директоров нести новое в процесс образования, и то, что у всех есть желание работать во благо будущего нашего государства,- поделился Шавкат Умаров, директор школы №153 им. Розыбакиева.
Напомним, что программа профессиональной переподготовки управленческих команд инициирована акиматом города Алматы, операторами программы являются Институт развития современного образования «EdCrunch Academy» (РК) в партнерстве с Национальным исследовательским университетом Высшей школы экономики (РФ) и АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» при поддержке МОН РК.
Пресс-служба Института современного образования
EdCrunch Academy