Эксперт МИЦА: Принятие стратегии ШОС по развитию транспортной взаимосвязанности позволит ускорить создание разветвлённой сети коридоров «Восток–Запад» и «Север–Юг»
Ведущий научный сотрудник Международного института Центральной Азии (МИЦА) Сергей Малков, комментируя для ИА «Дунё» итоги состоявшегося 16-17 сентября в столице Таджикистана юбилейного заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (СГГ ШОС), отметил, что Узбекистан является одним из инициаторов комплексного развития транзитно-транспортных коммуникаций в важном регионе Евразийского материка.
- Подобная позиция является во многом созвучной со странами Центральной Азии, поскольку регион не имеет выходов к мировым морским путям и в то же время находится в центре Евразийского материка и граничит с мировыми и региональными державами, - считает эксперт. - В этой связи именно ШОС является удобной площадкой для наращивания взаимодействия в области транспорта и логистики, поскольку территория стран-участников составляет более 34 миллионов квадратных километров, то есть 60% территории Евразии, а общая численность населения стран ШОС примерно равна 3,4 миллиарда человек (2021 год), – это половина населения планеты.
В настоящее время на обширном пространстве стран-членов ШОС существует порядка 20% всех мировых магистралей (более 13 миллионов километров) и около 250 тысяч километров железнодорожных полотен, которые являются элементами транспортной взаимосвязанности между странами и регионами.
В то же время существуют препятствия, мешающие развитию взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере между государствами ШОС.
Согласно рейтингу (2018 год) логистической инфраструктуры Всемирного банка (учитывается 6 показателей: таможенные процедуры, транспортная инфраструктура, логистические услуги, мониторинг передвижения грузов, своевременность доставки, трудности доставки международных грузов.) из 155 государств страны ШОС расположились в следующем порядке: Китай занял 12-е место (в 2016 году – 9-е), Индия – 44 (36), Казахстан – 71 (77), Россия – 75 (99), Узбекистан – 99 (118), Кыргызстан – 108 (146), Пакистан – 122 (68), Таджикистан – 134 (153).
По оценкам специалистов, несмотря на определённые достижения, всем участникам ШОС необходимо помимо программ на государственном уровне предпринимать меры в рамках двусторонних и международных форматов для гармонизации внутренних транспортно-транзитных инструментов с целью развития имеющегося потенциала в транспортно-коммуникационной сфере ШОС.
Со стороны Президента Узбекистана неоднократно в рамках заседаний Совета глав государств-членов ШОС выдвигались инициативы, направленные на объединение усилий участников организации по созданию новых и улучшению существующих транспортно-логистических инфраструктур, в целях достижения общих интересов ШОС и расширения взаимовыгодной торговли между странами.
Так, 10 июня 2018 года на заседании СГГ ШОС в городе Циндао Китаем предложено рассмотреть возможность учреждения Международной транспортно-логистической ассоциации в рамках организации. В итоговой Декларации саммита поддержано проведение в Узбекистане первой встречи руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС.
В Бишкеке в июне 2019 года Президент Узбекистана инициировал разработку Стратегии сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров.
По оценкам специалистов, предложения Узбекистана, выдвигаемые в том числе на площадке ШОС, носят своевременный и актуальных характер, поэтому находят серьёзную поддержку среди участников Организации. Наглядное доказательство – это утверждение в ходе заседания Совета глав правительств государств ШОС в городе Ташкенте в ноябре 2019 года Концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств-членов ШОС, – разработанной по инициативе Президента Узбекистана.
В целом принятие Стратегии сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров позволит ускорить создание разветвлённой сети коридоров «Восток–Запад» и «Север–Юг», соединяющих государства-члены организации.
Развитие комплекса сети коридоров Центральной Азии в рамках данной стратегии позволит трансформировать регион, как это было в древности в перекрёсток трансконтинентальных транспортных коридоров на пространстве Евразии. В это случае коридор «Россия – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман – Индия» способен обеспечить всем странам Центральной Азии выход на рынки Ближнего Востока и к портам Средиземного моря.
Другим перспективным проектом, который идеально дополнит существующую сеть дорог в рамках проекта «Восток-Запад» должна стать железная дорога Узбекистан–Кыргызстан–Китай.
Помимо этого, инициатива Узбекистана по прокладке железной дороги от Мазари-Шарифа через Кабул до Пешавара позволит Индии и Пакистану сформировать прямые выходы к странам Центральной Азии и Европе, а также внесёт позитивный импульс в урегулирование ситуации в Афганистане и его развитие, что будет отвечать интересам не только ШОС, но и всем странам Евразийского континента.
Ведущий научный сотрудник Международного института Центральной Азии (МИЦА) Сергей Малков