Взаимосвязанность Центральной и Южной Азии: проблемы и перспективы сотрудничества » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Взаимосвязанность Центральной и Южной Азии:  проблемы и перспективы сотрудничества

Взаимосвязанность Центральной и Южной Азии: проблемы и перспективы сотрудничества

Последние десять лет вопросы развития взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией привлекают повышенное внимание аналитиков и исследователей, экспертов ООН и других международных и региональных организаций. К настоящему времени проведен ряд научных исследований, по итогам которых подготовлены доклады с прогнозными оценками показателей экономического роста стран двух регионов при улучшении их взаимосвязанности в сферах торговли, транспорта, энергетики, финансов и в других областях.

Усилению интереса к региональной взаимосвязанности в Южной Азии способствовали относительно высокие темпы роста стран этого региона в 2010-е годы, в особенности перспективы превращения Индии в одну из крупнейших экономик мира. В этой связи активизировались усилия по развитию регионального сотрудничества. Индия и Бангладеш взяли курс на укрепление торгово-экономических связей со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в целом. Повысилось внимание стран Южной Азии к сотрудничеству с Россией (ЕАЭС) и другими государствами Евразии.

В 2012 году Индия заявила о политике «Соединение с Центральной Азией», и в 2015 году Нарендра Моди стал первым Премьер-министром Индии, совершившим турне по всем пяти странам региона.

В Совместной декларации, принятой в 2014 году на саммите Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) в Непале лидерами восьми стран (включая Афганистан), было отмечено стремление «соединить» Южную Азию с сопредельными регионами, включая Центральную Азию в различных сферах экономики. Соответствующим ведомствам и организациям было дано указание инициировать принятие необходимых мер и соглашений на национальном, региональном и межрегиональном уровнях.

В специальном докладе Экономической и Социальной Комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) в 2013 году подчеркивался потенциал торговой интеграции Центральной и Южной Азии. Особо отмечалось, что странам Центральной Азии межрегиональное торговое сотрудничество позволит добиться большего роста товарооборота, чем при внутрирегиональной интеграции пяти государств региона. Рост регионального экспорта центральноазиатских стран в результате укрепления взаимосвязанности оценивался в 187% по сравнению с 2010 годом, а экспорта южноазиатских стран – в 133%.

Прогнозировалось, что страны Центральной Азии получат наибольшие выгоды в таких секторах, как текстиль и одежда, животноводство и мясопродукты, услуги, пищепереработка и легкая промышленность. Развитие торгового сотрудничества также может повлечь за собой активизацию инвестиционного взаимодействия. В перспективе создание зоны свободной торговли Центральная Азия -Южная Азия должно привести к росту привлекаемых иностранных инвестиций в экспортный потенциал центральноазиатских стран, позволит осуществить более эффективную реструктуризацию промышленности и нарастить производственные мощности. Массовое создание совместных предприятий позволит существенно увеличить объемы экспорта.

По мнению экспертов ЭСКАТО, особого положительного эффекта от роста прямых иностранных инвестиций можно ожидать в таких секторах, как производство молока, сахара, фруктов и овощей, текстиля и одежды, химическая, автомобильная и электронная промышленность.

Проведенные исследования также показали, что развитие взаимосвязанности двух регионов может сдерживаться торговыми барьерами, таможенными и другими проблемами торговли и перевозок, незавершенностью вступления стран Центральной Азии во Всемирную торговую организацию (ВТО), низким уровнем развития инфраструктуры транспорта и телекоммуникаций, неразвитостью банковской инфраструктуры, проблемами инвестиционного климата в обоих регионах, а также языковыми барьерами.

Еще одним препятствием является ситуация с безопасностью в Афганистане. Поэтому запуск и успешное продвижение мирного процесса в Афганистане являются необходимыми условиями для реализации крупных транспортных и энергетических трансафганских проектов.

Учитывая вышеизложенные проблемы, эксперты предлагают, во-первых, ускорить процесс вступления стран Центральной Азии в ВТО.  

Во-вторых, начать работу по созданию Зоны свободной торговли и в перспективе заключению комплексного соглашения о партнерстве, охватывающего торговлю товарами и услугами, содействие торговле и инвестициям между Центральной и Южной Азией.

В-третьих, разработать Программу развития взаимосвязанности Центральной и Южной Азии. В целях изучения возможностей в различных сферах транспорта и телекоммуникаций может быть создана Экспертная группа для подготовки ТЭО и предложений по финансированию.

В-четвертых, необходима разработка и принятие Программы взаимодействия по развитию банковской инфраструктуры для привлечения частных инвестиций, особенно в Центральной Азии.

В-пятых, важно создать механизм взаимодействия в сфере энергетики, включая Энергетический диалог на уровне министров энергетики двух регионов.

Эксперты ООН полагают, что для устойчивого продвижения региональной взаимосвязанности Центральной и Южной Азии необходимы конкретные механизмы политического диалога и взаимодействия стран двух регионов. В Южной Азии ключевую роль в развитии регионального сотрудничества призвана играть Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК).

Существует целый ряд международных структур и программ, которые в той или иной степени занимаются вопросами сотрудничества стран Центральной и Южной Азии.

Организация экономического сотрудничества (ОЭС) и учрежденная Азиатским банком развития (АБР) программа Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) приняли и реализуют программы развития транспортных коридоров, связывающих регионы Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, но в них участвуют лишь Пакистан и Афганистан. Один из реактивированных в 2020 году проектов ОЭС - пуск движения поездов по маршруту Стамбул-Тегеран-Исламабад, который, по мнению пакистанских экспертов, может быть вполне сопряжен со строительством железной дороги Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар.

АБР в 2001 году учреждена программа Южноазиатского субрегионального экономического сотрудничества, объединившая все страны Южной Азии, кроме Пакистана (входит в ЦАРЭС). Эта структура активно занимается развитием транспорта и логистики, торговли, энергетики и экономическими коридорами.

В ЭСКАТО ООН полагают, что определенную роль в интеграции экономик Центральной и Южной Азии могут сыграть Специальная программа ООН для стран Центральной Азии (СПЕКА - учреждена в 1998 году совместно ЭСКАТО и ЕЭК ООН). Другими площадками для развития взаимодействия с Южной Азией через Афганистан могут быть Министерская конференция «Сердце Азии» в рамках Стамбульского процесса и Региональная конференция по экономическому сотрудничеству по Афганистану (РЕККА).

ЭСКАТО активно продвигает развитие Трансазиатской железнодорожной сети и взаимодействует с Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД), поддерживает проекты Южноазиатского железнодорожного коридора Стамбул-Тегеран-Исламабад-Дели-Колката-Дака-Янгун и автомобильного коридора Турция-Иран-Пакистан-Индия-Бангладеш-Мьянма.

Эти два коридора входят в Трансазиатскую железнодорожную сеть и Сеть азиатских шоссе, с выходом на порты Индийского океана (Читтагонг, Колката, Мумбай, Карачи, Гвадар, Чабахар и Бендер-Аббас) и будут связаны с МТК «Север-Юг», а также экономическими коридорами «Китай-Пакистан», «Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма».

В совокупности, считают в ЭСКАТО, все это может сформировать мультимодальный транспортный коридор, который придаст импульс торговле и инвестициям между Южной и Центральной Азией.

Предстоящая 15-16 июля 2021 г. Международная конференция «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» в г. Ташкенте даст возможность обсудить актуальные вопросы развития тесного сотрудничества и взаимосвязей между двумя важными регионами мира. В связи с этим было бы чрезвычайно полезным обсудить эти вопросы с международными организациями и международными финансовыми институтами, проявляющими особую активность в вопросах развития Центральной и Южной Азии, в целях выработки новых инициатив и предложений по развитию торговли, инвестиций, инфраструктуры и институциональной основы взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией.

В ходе конференции могут быть также рассмотрены вопросы укрепления взаимодействия стран двух регионов с заинтересованными структурами ООН (ЭСКАТО и ЕЭК), Азиатским банком развития (с учетом программ ЦАРЭС и 8А8ЕС) и ОЭС, а также с Южно-Азиатской ассоциацией регионального сотрудничества (СААРК).

В целом, расширение межрегиональных связей и реализация огромного экономического, транспортно-транзитного, энергетического и гуманитарного потенциала, которым обладают Центральная и Южная Азия, является естественным и востребованным процессом. Взаимодополняемость рынков и возможность получения странами региона кратчайшего выхода к мировому океану создают естественные условия для активизации и укрепления сотрудничества.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×