О сервисной модели правоохранительных органов
В феврале этого года рядом актов Главы государства и Правительства внедрена новая система государственного планирования страны, определены Общенациональные приоритеты, одобрен Национальный план развития страны до 2025 года.
Эти важнейшие документы призваны обеспечить переход Казахстана к системному и стратегическому планированию и постепенно вытеснить рыночные механизмы инструментами государственного влияния на основе методов проектного управления, цифровых платформ и общественного контроля.
Одновременно намечено ввести новый порядок контроля над исполнением общенациональных приоритетов, которые будут отрабатываться в режиме сетевого планирования и декомпозиции в актах последующего уровня с указанием конкретных сроков решения, необходимых законодательных новелл и источников финансирования.
Один из таких стратегических документов - Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года (утвержден Указом от 26 февраля 2021 года №521, далее – Нацплан).
В нем одной из задач общенационального приоритета 4 (Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан) определено развитие сервисной модели правоохранительных органов.
По Нацплану одним из принципиальных изменений к 2025 году ожидается переход от силовой работы к сервисной модели взаимодействия правоохранительных органов с гражданами для построения безопасного и правового общества[1].
Поэтому, в ближайшие 5 лет нам придется столкнуться с рядом вызовов, формирующих как ограничения, так и новые возможности для развития. Нацплан отвечает на эти вызовы, а проекты силовых органов должны определять конкретные действия в рамках такого ответа.
Исторический экскурс. После обретения Независимости изменилась вся система государственного и политического устройства.
Были созданы адекватные рыночной экономике новые институты – по инвестициям, развитию бизнеса, специализированные суды. Госуслуги перешли в электронный формат и сделали нашу жизнь более комфортной.
В то же время в обществе бытует мнение – правоохранительная сфера, ее структура, методы и содержание работы стали даже хуже, чем в советское время, и намного отстают от современных реалий.
Раньше служителей закона оценивали по голой статистике. Поэтому они буквально «грызли землю», чтобы, прежде всего, нарастить показатели. Сегодняшний критерий абсолютно другой – это доверие граждан, доверие общества.
Именно общество – главный заказчик нашей службы. Поэтому нам нужно научиться реально и объективно оценивать свою пользу обществу и знать, чего от нас ждут наши граждане.
Давайте зададимся вопросом: что нужно каждому человеку от правоохранительной системы?
Наверное, прежде всего, две вещи. Безопасность личная, безопасность близких. И вторая – безопасность собственности.
Ежегодно сотни тысяч уголовных дел, несколько миллионов адмпроступков. Миллиарды листов бумаги, сотни тысяч часов ручной работы. И эти цифры растут.
Вся наша работа кипит вокруг этого массива.
Конечно, находим виновных, осуждаем преступников, пополняем казну. Меняем законы, чиновников. Однако, это ситуацию не исправляет. Из года в год одни и те же нарушения. Отсюда недоверие населения, шквал критики на всю правоохранительную систему.
Поэтому сейчас поставлена задача – получить, изучить, адаптировать и внедрить лучший мировой опыт по превенции, в т.ч. краж, мошенничества, половых и других преступлений. Это самые болевые точки нашего общества.
Также сейчас все меняется и по постановке стратегических целей. В первую очередь, Нацплан заточил правоохранительный аппарат на конкретные результаты. И неважно, какие мероприятия выполнили, сколько совещаний провели, какие законы инициировали. Главное, достигли цели. И людям, и обществу от этого стало гораздо лучше.
В частности, в рамках Общенационального приоритета 4 планируется достичь к 2025 году следующих результатов:
1) не менее 0,56 баллов по Индексу World Justice Project;
2) не ниже 50 места по категории «Институты» по ГИК;
3) не менее 50 процентиля по Индексу учета мнения населения и подотчетности госорганов от Всемирного Банка;
4) не ниже 45 баллов по Индексу от Transparency International[2].
Вместе с тем, для граждан и общества важен не только результат, но и путь по его достижению. Не секрет, что более 60% уголовных правонарушений в Казахстане – кражи. И это только те, кто обратился в полицию. Есть ведь и латентная часть.
Реальность такова – львиная доля краж не раскрывается. То есть по ним никогда не будет положительного результата для потерпевших.
Поэтому очень важен сервис работы с потерпевшими. Пока это наше уязвимое место. Людям сложно понять наш чиновничий язык, тогда как нужно писать доступно, вежливо, отвечая на каждый довод.
Еще один немаловажный момент. Это необоснованное вовлечение в орбиту уголовного преследования многих граждан. Они вынуждены ждать процессуальных действий в коридорах правоохранительных органов. Сами процессуальные процедуры также очень длительны по времени и зачастую в них много формализма.
В итоге, каждый год мы получаем десятки тысяч жалоб на действия и решения органов уголовного преследования.
Это отнимает много сил и довольно дорого обходится государству. Разрешение жалоб стало как бы основной функцией МВД, прокуратуры, а теперь и Администрации Президента. Там появились специализированные подразделения для работы с обращениями.
Нам надо научить сотрудников выстраивать диалог, терпеливо выслушать человека – при личном приеме, в уголовном процессе, в колониях. Подбирать точные, правильные слова и убеждать.
Здесь важна роль ведомственных учреждений образования, которые должны проводить тренинги по передовым технологиям разрешения жалоб и разрешению конфликтов.
Сейчас КПСиСУ ГП РК совместно с Администрацией Президента внедряется информационная система «Е-обращение», которая обеспечит прозрачность рассмотрения всех обращений госорганами. Это очень важно в преддверии вступления в силу с июля этого года АППК РК.
В целом, улучшение работы с обращениями позволит сместить наши акценты на стратегические вещи и системные меры, которые реально повышают степень защищенности прав граждан и устраняют поводы и причины для жалоб и недовольств.
Что планируется сделать для внедрения сервисной модели?
В Нацплане впервые внедрен термин «правоохранительные услуги». Помню, в 2017 году, когда в структуре Генеральной прокуратуры был создан Центр правоохранительных услуг, эксперты задавались вопросом о сути этого термина.
А теперь по Нацплану полиция должна трансформироваться в основной орган, оказывающий гражданам правоохранительные услуги по обеспечению их личной и коллективной безопасности[3].
Второе. Работа с кадрами.
Будут пересмотрены требования к кандидатам и сотрудникам правоохранительных органов. Запущена программа обучения с использованием современных подходов и цифровых технологий по аналогии с административной государственной службой.
Третье. Улучшение внутренних процедур.
Делопроизводство, процесс работы с обращениями будут максимально оцифрованы с применением элементов искусственного интеллекта и других передовых аналитических инструментов.
Четвертое. При перестроении инфраструктуры и формата оказания услуг приоритет будет отдан клиентоориентированному подходу.
Пятое. Местная полицейская служба будет работать по принципу «полиция шаговой доступности», где ключевая роль отводится участковому инспектору.
В целом, формирование сервисной и «человекоцентричной» модели государственного управления, в которой главными ценностями являются граждане и их благополучие, определены в качестве приоритетов в Концепции государственного управления до 2030 года[4].
Ожидаемые эффекты от внедрения сервисной модели:
- повышение уровня восприятия населением собственной безопасности;
- формирование и внедрение казахстанской сервисной модели деятельности правоохранительных органов;
- обеспечение принципа меритократии при поступлении и продвижении по службе;
- создание сбалансированной системы оценки правоохранительных органов, учитывающей мнение населения.
И последнее. Ряд целевых индикаторов и действий по развитию сервисной модели в деятельности правоохранительных органов ожидаются в рамках Концепции правовой политики до 2030 года. Сейчас проект проходит согласование в Администрации Президента.
Шереметьев Максим Иванович
Заместитель директора
Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов
при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан