Развитие национального превентивного механизма по предупреждению пыток: опыт Узбекистана
В рамках реализации Стратегии действий Узбекистана, положившей начало новому этапу демократических преобразований и модернизации страны, осуществляется активная имплементация международных стандартов в области прав человека, результаты которых отмечаются со стороны международных экспертов.
Ещё в 2017 году Зейд Раад аль-Хусейн, который посетил страну с визитом в качестве Верховного комиссара ООН по правам человека, отмечал: «Объем конструктивных предложений, планов и новых законов в области прав человека, которые появились после вступления президента Мирзиёева в должность, поражает». «Права человека – все категории прав человека – фигурируют в пяти приоритетных сферах, сформулированных во всеобъемлющем политическом документе, служащем руководством для осуществление предложенных реформ, – президентской Стратегии действий на 2017-2021 гг. Каждый, кто хотел бы понять, что лежит в основе изменений, начавшихся в Узбекистане, а также то, что стояло за моим визитом, должен внимательно изучить Стратегию действий».[1]
Сегодня Узбекистан является участником десяти основных международных договоров ООН в области прав человека, включая Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее – Конвенция против пыток), и последовательно осуществляет меры по имплементации их положений в национальное законодательство.
С учетом того, что прогресс в сфере прав человека, и в частности, предотвращения пыток является одним из показателей уровня развитости демократии в стране, вопросы соответствия национального законодательства в этой сфере международным стандартам имеют важное значение в рамках осуществляемых реформ для Узбекистана, строящего правовое демократическое государство.
Исходя из обязательства принимать эффективные меры для предупреждения актов пыток и жестокого обращения, вытекающего из Конвенции против пыток, Узбекистан, наравне с принятием комплекса мер в этой сфере, вносит соответствующие изменения в законодательство.
В виду этого, рассмотрим последние, основные, на наш взгляд, изменения в национальном законодательстве в сфере предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Во-первых, внесены изменения в статью 235 Уголовного кодекса (УК), направленные на усиление ответственности за применение пыток, расширение круга возможных потерпевших и несущих ответственность.
Надо отметить, что предыдущая редакция статьи 235 УК ограничивала запрещенную практику пыток действиями сотрудников правоохранительных органов и не охватывала деяний «других лиц, выступающих в официальном качестве», в том числе «актов, совершаемых по подстрекательству, с ведома или молчаливого согласия должностного лица». То есть, она не содержала всех элементов статьи 1 Конвенции против пыток, на что Комитет ООН против пыток неоднократно обращал своё внимание. Теперь же, новая редакция этой статьи УК предусматривает вышеуказанные элементы Конвенции.
Во-вторых, статьи 9, 84, 87, 97, 105, 106 Уголовно-исполнительного кодекса изменены и дополнены нормами, направленными на лучшее обеспечение прав осужденных, включая закрепление их прав на занятие физическими упражнениями, психологическую помощь, безопасные условия труда, отдых, отпуск, оплату труда, доступ к медицинской помощи, профессиональное обучение и т.д.
В-третьих, Кодекс об административной ответственности дополнен новой статьей 1974, предусматривающей административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Парламентский омбудсман).
В соответствии с этим дополнением, предусматривается ответственность за невыполнение должностными лицами своих обязанностей перед Уполномоченным, создание препятствий его работе, предоставление ему заведомо ложной информации, оставление должностными лицами без рассмотрения обращений, заключений, представлений, ходатайств или нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения.
В-четвертых, в Закон «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)» (далее – Закон) внесены важные изменения и дополнения, согласно которым:
– учреждения по исполнению наказания, места содержания под стражей и специальные приемники охватываются одним понятием «места содержания под стражей»;
– в структуре Секретариата Уполномоченного образуется Сектор по содействию деятельности Уполномоченного по предупреждению пыток и жестокого обращения;
– подробно раскрыты полномочия Уполномоченного в этой сфере. В частности, Закон дополнен новой статьей 209, согласно которой Уполномоченный может принимать меры по предупреждению пыток и других жестоких обращений путем регулярных посещений мест содержания под стражей.
Также в соответствии со статьей 209 Закона, для содействия деятельности Уполномоченного им создается экспертная группа. Состав экспертной группы формируется из числа представителей ННО, обладающих профессиональными и практическими знаниями в области юриспруденции, медицины, психологии, педагогики и других сфер. Уполномоченный определяет задачи членов экспертной группы, а также выдает им специальные направления на право беспрепятственного посещения мест содержания под стражей и других мест, в которых находящиеся там лица не могут покинуть их по своей воле.
Здесь следует обратить внимание на то, что Закон устанавливает главные элементы превентивного механизма – регулярные посещения мест содержания под стражей.
Хотя Узбекистан не является участником Факультативного протокола к Конвенции против пыток (далее – Протокол), но, можно сказать, что с учетом его положений, а также в рамках выполнения своих международных обязательств и положений Конвенции против пыток, он создал «национальный превентивный механизм».
Исходя из положений Протокола под «национальным превентивным механизмом» (далее – НПМ) понимается один или несколько органов для посещений, созданные, назначенные или поддерживаемые на национальном уровне в целях предупреждения пыток и других жестоких обращений. Статья 3 Протокола обязывает государств-участников создать, назначить или поддерживает подобные органы.
Целесообразность создания НПМ детально обосновал Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках (A/61/259). По его мнению, обоснование «основывается на опыте, который показывает, что пытки и жестокое обращение, как правило, происходят в изолированных местах содержания под стражей, в которых те, кто практикует пытки, чувствуют уверенность в том, что они находятся вне досягаемости с точки зрения эффективного контроля и подотчетности». «Соответственно, единственным способом разорвать этот порочный круг является обеспечение общественного контроля над местами содержания под стражей и превращения всей системы, в которой действуют должностные лица органов полиции, служб безопасности и разведывательных служб, в более транспарентную и подотчетную с точки зрения внешнего контроля».[2]
В рассматриваемом Законе, как уже выше изложено, устанавливается новый превентивный механизм, который предоставляет право Уполномоченному принимать меры по предупреждению пыток и жестоких обращений путем регулярных посещений мест содержания под стражей, а также принимать подобные меры в других местах, в которых находящиеся там лица не могут покинуть их по своей воле.
Кроме того, за последнее время предприняты важные шаги для укрепления национальной системы защиты прав человека, в частности:
– принята Национальная стратегия Республики Узбекистан в области прав человека.
– в целях реализации Национальной стратегии и дальнейшего расширения полномочий парламента в осуществлении парламентского контроля за выполнением международных обязательств Узбекистана в области прав человека образована Парламентская комиссия по соблюдению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека;
– введена должность Уполномоченного по правам ребенка;
– приняты меры по повышению статуса Национального центра Республики Узбекистан по правам человека.
Кроме того, надо отдельно подчеркнуть Узбекистан впервые избран в Совет ООН по правам человека.
На сегодняшний день, в целях дальнейшей имплементации международных норм и совершенствования национального законодательства и превентивной практики в этой сфере Парламентская комиссия по соблюдению международных обязательств в области прав человека совместно с уполномоченными государственными органами осуществляет следующее:
Первое. Согласно Протоколу, некоторые категории учреждений по своей сути подпадают под определение «места содержания под стражей» и «могли бы быть включены в национальное законодательство для пояснения, а не как исчерпывающее определение»[3]. Например, к таким учреждениям можно отнести психиатрические учреждения, центры для содержания под стражей несовершеннолетних, места административного задержания, и т.д.
В связи с этим, рассматривается вопрос включения в законодательство некоторых основных учреждений, которых НПМ может регулярно посещать.
Второе. Согласно Конвенции против пыток понятии «пытка» и «жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращения или наказания» разграничиваются в зависимости от формы, цели осуществления и степени серьёзности страданий, причиненной этим актом жертве.
В виду этого, рассматривается вопрос разграничения понятий «пытка» и «жестокого, бесчеловечного или унижающие достоинство обращения и наказания», и установления в законодательстве четких их определений и мер ответственности за эти деяния.
Третье. В рамках выполнения положений Конвенции против пыток, совершенствуется качество информационно-образовательной работы в сфере прав человека, то есть, ведутся работы по информированию о сути и содержании законов по предупреждению пыток и жестокого обращения. Планируется включить тематики запрещения пыток и жестокого обращения в программы подготовки, не только сотрудников правоохранительных органов, но и медицинского, педагогического персонала и других работников, которые могут иметь отношение к обращению с лицами, находящимися в местах содержания под стражей.
Четвертое. Рассматривается вопрос ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток, и ввиду этого планируется пригласить в Узбекистан Специального докладчика ООН по пыткам.
Таким образом, можно отметить, что в Узбекистане принимаются активные, целенаправленные и системные меры по дальнейшему совершенствованию национального превентивного механизма, направленного на лучшее предупреждение и предотвращение пыток и попыток жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
Следует признать, конечно, в Узбекистане сегодня имеется ещё ряд нерешённых проблем в этой сфере. Однако существует политическая воля к дальнейшему продвижению реформ в области прав человека.
В заключении хотелось бы привести слова Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева из его выступления на 46-й сессии Совета по правам человека ООН о том, что Узбекистан «и впредь будет жёстко пресекать все проявления пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения», и «как член Совета по правам человека будет защищать и активно продвигать общепризнанные принципы и нормы международного права по правам человека».
Дониёр Тураев, заместитель директора Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе