Реализация конституционного принципа народовластия в новом Узбекистане – важнейший приоритет демократических реформ
За последние 3-4 года по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в стране проведены широкомасштабные и последовательные реформы по формированию эффективного механизма реализации принципа народовластия. Были предприняты меры по действенной реализации норм Конституции Республики Узбекистан, провозгласивших народ единственным источником государственной власти, закрепление принципа разделения властей, политический плюрализм и другие принципы демократии.
В ходе демократических выборов Президента страны, состоявшихся в 2016 году, были определены пути решения наиболее актуальных проблем
в общественной жизни. Особенно этому способствовало открытие президентского портала для электронных обращений граждан. Поступающие на имя Президента страны обращения граждан показали необходимость принятия действенных мер для решения существующих проблем, которые были определены в его предвыборной программе.
После победы на выборах Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев провозгласил основополагающий принцип: «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу» и в целях обеспечения выполнения требований, вытекающих из обращений граждан, им была выдвинута инициатива разработки Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах. Проект был размещен в сети Интернет и обсуждался среди широких слоев населения. Таким образом, Стратегия действий на ближайшие 5 лет стала продуктом реализации народовластия и совершенствования его механизма.
Следует отметить, что Стратегия действий определяет основные действия в таких приоритетных направлениях, как совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, развитие
и либерализацию экономики, развитие социальной сферы, обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики. Ежегодно в целях реализации Стратегии действий утверждается отдельная Государственная программа по итогам комплексного изучения актуальных и волнующих население и предпринимателей вопросов, анализа действующего законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта, а также широкого общественного обсуждения. Таким образом, граждане активно принимают участие в осуществлении народовластия и определении необходимых мер для развития ее механизма.
Углубление демократических реформ на основании таких жизненных принципов, как «Жить заботами людей – самый важный критерий человечности», «Люди не завтра, не в далеком будущем, а именно сегодня хотят видеть позитивные изменения в своей жизни» обусловила их практичность и действенность. Таким образом, каждое изменение осуществляется с учетом потребностей и возможностей граждан в рамках всесторонне обсужденных и разработанных программ и других государственных решений.
В рамках Стратегии действий осуществляются действенные меры развития механизма реализации как представительной, так прямой демократии и других форм участия граждан в управлении делами государства и общества.
Важным шагом в укреплении прямой демократии в Узбекистане стало реформирование избирательной системы и кодификации избирательного законодательства путем принятия единого Избирательного кодекса, отвечающего международным нормам и стандартам. В рамках данной реформы были исключены ограничения участия в выборах лиц, содержащихся в местах лишения свободы за совершение преступлений, не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления, при образовании избирательных округов установление максимально допустимого отклонения количества избирателей в избирательных округах не более десяти процентов, создан Единый электронный список избирателей Республики Узбекистан и внедрены другие новшества. Эти нововведения позволили наиболее полной реализации всеобщего и равного избирательного права.
В дальнейшем развитии политического плюрализма важную роль сыграло исключение квотирования 15-депутатских мест для представителей Экологического движения Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса в соответствии с международными избирательными стандартами.
В результате, возникла новая политическая партия, участие которой усилило конкуренцию на политической арене Узбекистана.
Одной из действенных мер в развитии форм прямого участия граждан в управлении делами общества и государства стало создание Виртуальной и Народных приёмных Президента Республики Узбекистан. По состоянию на 9 марта 2021 года Президенту Республики Узбекистан поступило 4 804 185 обращений, 4 708 296 из которых рассмотрены. Вопросы, поднятые в обращениях граждан, были решены как индивидуально, так и стали основанием для принятия новых нормативно-правовых актов или внесением поправок в действующие акты.
Закон Республики Узбекистан «Об общественном контроле», принятый 12 апреля 2018 года, создал прочную правовую базу для участия граждан в управлении делами государства и общества. Законом определены такие формы гражданского участия, как общественное слушание, обсуждение, мониторинг, экспертиза и другие. Этот Закон гармонично вписался в систему мер реализации принципа «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу» и способствовал развитию и укреплению независимых гражданских институтов, налаживанию тесного сотрудничества государственных органов с гражданами, установлению действенного общественного контроля за деятельностью государственных органов.
В целях налаживания действенного и эффективного диалога между государством и обществом при каждом государственном органе, в том числе правоохранительных органах, Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента согласно Постановления Президента Республики Узбекистан от 4 июля 2018 года № ПП–3837 были созданы общественные советы. Данные советы служат развитию прочных механизмов осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов, обеспечения открытости
и прозрачности их деятельности, эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества.
В рамках идеи «Инициатор реформ – само общество», выдвинутой в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису Республики Узбекистан от 24 января 2020 года, были приняты ряд мер по расширению масштаба участия населения в управлении делами государства и общества. Одной из таких мер является создание Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан, а также общественных палат Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. Создание этих палат способствовало установлению тесного взаимного сотрудничества граждан, общества и государства, а также усилению общественного контроля за деятельностью государственных органов и учреждений.
Также, новым институтом непосредственного участия граждан для Узбекистана стало внедрение электронного коллективного обращения в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов через специальный веб-портал «Mening fikrim». Данный портал был разработан согласно пункту 34 Государственной программы, утвержденной Указом Президента от 22 января 2018 года № УП–5308, в целях расширения участия граждан в управлении делами общества и государства, обеспечения прозрачности деятельности государственных органов, а также жизнеспособности и эффективности принимаемых законов.
С помощью данной системы каждый может отправлять предложения в форме электронного коллективного обращения по актуальным вопросам, касающимся жизнедеятельности общества и государства. По состоянию на 9 марта 2021 года в портал поступило 4265 коллективных обращений, участниками даны 26915 комментариев. Функционирование данного портала совершенствуется в целях устранения выявляемых недостатков.
Портал «Mening fikrim», куда поступают различного рода предложения и рекомендации от самых разных слоев населения, поспособствовал генерированию идей, ещё большому сплочению общественности во имя общего блага и разрешению имеющихся насущных проблем.
Среди предпринимаемых методов привлечения широких кругов населения, обеспечения прозрачности в осуществлении дел государственной важности следует также упомянуть нововведённую систему учёта мнений общественности по разрабатываемым проектам нормативно-правовых актов через общедоступный портал regulation.gov.uz, что также повышает качества разрабатываемых нормативно-правовых актов, способствует предотвращению продвижению возможных ведомственных интересов. Все эти меры, новые подходы в организации общественной жизнедеятельности страны, безусловно ещё будут давать свои положительные плоды, как результат, это будет отражаться в социально-экономическом благополучии народа.
Своеобразным и действенным институтом реализации народовластия в Узбекистане является “махалля” – местные сообщества. За последние годы были расширены полномочия махалли в различных сферах общественной жизни. Одним из таких полномочий является предоставление представителям органов самоуправления граждан возможности наблюдать за выборами, что несомненно усилит прозрачность и подотчетность избирательного процесса. Самое гланое, по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева было создано Министерство по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан – государственный орган, ответственный за консолидацию усилий по эффективному решению накопившихся в махаллях проблем и недостатков.
В Узбекистане приняты необходимые меры и для совершенствования представительных форм гражданского участия. Такими мерами являются поэтапное расширение контрольных полномочий Парламента во внешней и внутренней политике страны в рамках Стратегии действий. Необходимо особо отметить, что система сдержек и противовесов в Узбекистане развивается последовательно, поэтапно, на основе принципа преемственности, с учетом уровня развития общественно-политических, социально-экономических отношений, зрелости государственных, политических институтов.
Практика государственного строительства некоторых зарубежных стран показывает, что форсирование демократических реформ, поспешный переход к парламентской форме правления привели к дестабилизации общественно-политической обстановки в этих странах, подрыву самих основ государственности, демократических ценностей в сознании граждан.
Уделяется отдельное внимание развитию представительных органов. Например, важным шагом в повышении роли Олий Мажлиса стало наделение Законодательной палаты полномочием рассмотрения и одобрения по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан кандидатур
в члены Кабинета Министров для последующего утверждения их на должности Президентом Республики Узбекистан. Кандидат на должность члена Кабинета Министров при рассмотрении и одобрении его кандидатуры в Законодательной палате представляет план действий, предусматривающий взаимосвязанные с программой действий Кабинета Министров правовые, экономические, социальные, организационно-технические меры
по достижению целевых показателей и задач на перспективу. В случае отклонения Законодательной палатой кандидатуры члена Кабинета Министров, Премьер-министр вносит новую кандидатуру для рассмотрения и одобрения. Введение демократического порядка формирования Правительства действенно усилило его ответственность перед парламентариями.
В реализации народовластия важную роль играет открытость и подотчетность государственных органов перед населением. Формирование системы «электронного правительства», размещение в рамках данной системы информации о деятельности государственных органов, в том числе отчетов
об их деятельности в сети Интернет способсвует усилению общественного контроля. Постепенное укрепление «электронного правительства» послужит усилению правовых механизмов обеспечения народовластия в обществе. Данные нововведения будут способствовать обеспечению верховенства закона и законности в обществе, более полной защите интересов самых разных слоев населения, активному вовлечению граждан, гражданских институтов
в управление делами общества и государства.
Подытоживая все вышеуказанное следует отметить, что невозможно создать идеальный механизм реализации народовластия, поскольку демократия является процессом развития, расширения, обновления идей и принципов, институтов и процедур. В Узбекистане создаются все условия для развития форм и методов государственного управления и реализации публичых интересов, что является основной целью демократизации. Самое главное в данном процессе создать условия для широкого и действенного участия граждан в управлении делами общества и государства. Именно, гражданское участие является генератором инновационного управления и фактором устойчивого развития общества.
А.Юлдошев
Доцент Ташкентского государственного
юридического университета, Узбекистан