Конституционные гарантии свободы выборов
Наша жизнь - результат сделанных нами выборов.
Стивен Кови
Становой стержень прав граждан в нашей стране заложен в Основном законе – Конституции Республики Казахстан, в статье 12 которой записано: «В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией». В Конституции установлены наиболее важные для каждого человека, общества, государства права и свободы. Таким образом, под конституционными правами понимаются наиболее существенные права человека и гражданина, приобретающие высшую юридическую силу. Они являются необходимыми условиями правового обеспечения защиты чести и достоинства каждой личности, неотъемлемые его права на участие в решении вопросов управления обществом, социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных нужд. Следует особо отметить, что институт прав гражданина является центральным в конституционном праве, и бесспорно составляет сердцевину конституционного строя. Важно обусловить, что конституционные права – это не исчерпывающие права, которыми располагает человек, а только лишь самые существенные. Следовательно, за человеком и гражданином остаются и другие обширные права и свободы. Поэтому основные базовые права, закрепленные в Конституции Республики и международно-правовых актах, являются ключевыми правовыми источниками для обширной реализации их в последующих нормативных актах. В общем числе конституционных прав граждан весьма важное место занимает «избирательное право». Этим и диктуется актуальность вопросов реализации избирательных прав граждан в Республике Казахстан. Избирательное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов. Избирательное право Республики Казахстан строится на основных гарантиях избирательных прав граждан, обеспечивающих свободное их волеизъявление. Этими гарантиями являются принципы избирательного права: обязательные требования и условия, без соблюдения которых выборы могут быть признаны нелегитимными. Они ясно выражены в международно-правовых актах, Конституции и законах Республики Казахстан.
Выборы – неизменный атрибут демократического правового государства, основная форма волеизъявления народа, участия граждан в управлении делами государства. Созданная в нашей стране избирательная система способствует полной реализации на практике важнейшего избирательного права граждан. В недавнем обращении Президента Республики Казахстан К. К. Токаева к казахстанцам говорится: «Обновленный состав Парламента и местных представительных органов сосредоточит свое основное внимание на качественном законодательном обеспечении социально-экономических реформ в нашей стране. Предстоящие выборы вновь продемонстрируют твердую приверженность Казахстана последовательной демократизации и модернизации политических институтов, которые обеспечат обновление политической системы страны. Наша общая миссия – процветание Казахстана и благополучие наших граждан. В критически важные исторические моменты народ Казахстана неизменно проявлял единство и сплоченность. Уверен, и сейчас наш народ с достоинством примет на себя новую историческую миссию всесторонней модернизации государства. Казахстан станет сильнее и выйдет на новый этап развития в преддверии 30-летия Независимости. Призываю всех граждан нашего государства проявить активную гражданскую позицию и принять ответственное участие в предстоящих выборах в Мажилис Парламента и маслихаты. …Центральная избирательная комиссия и Генеральная прокуратура будут вести постоянное наблюдение за соблюдением законности, прозрачности и справедливости выборов». Следовательно, действенное решение экономических и социальных проблем казахстанцев невозможно без демократических политических рычагов, одним из которых является институт выборов. Сильная государственная власть, опирающаяся на волю народа и несущая перед ним реальную политическую и юридическую ответственность - одно из важных условий развития и процветания страны. Касательно казахстанской избирательной системы следует отметить наличие не только надлежащей законодательной базы, отвечающей общепринятым демократическим стандартам, но и о функционирующей на постоянной основе системе избирательных комиссий, на должном уровне занимающихся вопросами проведения выборов. А демократическая избирательная система является существенным инструментом легитимизации государственной власти и атрибутом демократического политико-правового режима.
Всеобщим признается избирательное право, в процессе которого все взрослые граждане мужского и женского пола имеют равное право участвовать в выборах. В Республике Казахстан активное избирательное право и право голосовать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Пребывание гражданина вне места его постоянного проживания во время проведения на этой территории выборов, не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах. Гражданину самому представлено право в решении вопроса об участии или не участии в выборах. Этим достигается добровольность участия граждан в выборах.
Избирательные права граждан защищены от любой формы дискриминации. Определено, что гражданин Республики Казахстан может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.4 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан). Казахстанское избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы. Ограничения подобного порядка исключены в демократических государствах.
Законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Так, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако, после отбытия наказания гражданину возвращаются избирательные права.
«Равное избирательное право» рассматривается в Законе как участие граждан в выборах на одинаковых основаниях. Из этого следует, что все граждане, соответствующие требованиям закона и не снятые от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Принцип равенства распространяется как для активного, так и для пассивного избирательного права. На всех стадиях избирательного процесса граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей. Каждый конкретный избиратель может претендовать только на один голос, и это неизменное правило носит название «один человек - один голос».
«Прямое избирательное право» обозначает, что избиратели голосуют на выборах или «за» или «против» кандидатов. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников голосовать за тех, которых они предпочитают и которым доверяют. Прямые выборы предпочтительнее для установления непосредственной связи между избирателями и избираемыми, что в большей степени гарантирует волю избирателей. Преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются по сути представительными органами народа. Тем самым создается возможность устойчивой связи этих органов с избирателями.
«Тайное голосование» - неизменный элемент демократической системы выборов. Избиратель имеет возможность самостоятельно проявить свою волю, при котором исключается всякий контроль за ним, различного характера давления, а также сохранение своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе. Избирательные бюллетени изначально должны быть лишены нумерации, каких-либо незаконных опознавательных знаков, а также никому не дано право распознавания субъекта по его идентификатору с помощью использованного бюллетеня, то есть, подобным путем запрещено устанавливать личность избирателя.
Участие гражданина в Республике Казахстан в выборах является «свободным и добровольным». По Закону никто не имеет право влиять на гражданина, чтобы вынудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказывать давление на него в целях изменения его свободного волеизъявления.
Граждане Республики Казахстан, проживающие по различным обстятельствам за ее пределами, обладают избирательными правами наравне со всеми в полной мере. Дипломатические и консульские учреждения Республики Казахстан обязаны оказывать им содействие в реализации избирательных прав.
В международно-правовых актах предусмотрены требования, выполнение которых является обязательным условием для того, чтобы выборы признавались легитимными. Подобными являются выборы, которые проводятся в духе подлинной свободы и справедливости.
«Свободными» признаются такие выборы, которые проводятся в атмосфере отсутствия давления, запугивания избирателей и при обязательном соблюдении всех основных прав человека. Всем гражданам должен быть обеспечен равный доступ к участию в выборах. Выборы, как правило, сопровождаются усилением политической борьбы, поэтому должны решительно защищаться право выражения своей позиции сторонников различных политических партий. Существенной гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. Выборы признаются свободными в той степени, в какой они позволяют наиболее реально выразить волю народа. Государство призвано гарантировать свободное волеизъявление граждан на выборах путем твердого соблюдения демократических принципов и норм избирательного права.
«Справедливый» характер выборов проявляется из основного принципа демократического избирательного права, в котором надёжно гарантированы всеобщие равные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов как в ходе их проведения, так и при подсчете голосов необходимо исключить факты злоупотреблений. Прежде всего, должно быть широко обеспечено присутствие наблюдателей и равный доступ к средствам массовой информации для всех кандидатов и партий, участвующих в выборах. Под политическими правами и свободами понимаются права, касающихся политических интересов человека. Политические права выражаются в возможности гражданина участвовать в политической жизни и осуществление государственной власти. Вразрез от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам Казахстана. В Конституции Республики Казахстан закреплено следующее положение: «Единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам»(ст.3). Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина.
Определяя круг политических прав и свобод, следует обратиться к статье 20 Конституции Республики Казахстан, связанную как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве не должны ограничиваться различные взгляды и убеждения. Эти принципы обозначают, что каждому человеку предоставляется право передавать, распространять информацию любым законным способом. Однако злоупотребления свободой распространения информации могут нанести ущерб обществу, привести к дестабилизации обстановки, и нарушению общественного согласия. Так, в указанной статье особо отмечается: «Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия».
В Конституционном законе Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» содержится перечень правонарушений, предусматривающая юридическую ответственность лиц, нарушающих избирательное законодательство. Лицо несет уголовную ответственность в случае: вмешательства в работу избирательных комиссий; препятствования голосованию; препятствования исполнению обязанностей, связанных с регистрацией кандидата, партийных списков; препятствования исполнению обязанностей, связанных с подсчетом голосов и определением итогов выборов; использования преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания кандидата, политической партии; подлога избирательных документов; заведомо неправильного подсчета голосов; заведомо неправильного установления результатов выборов; нарушения тайны голосования; препятствования свободному осуществлению гражданином республики своего избирательного права путем насилия, обмана, угроз, подкупа.
Лицо несет административную и иную ответственность в случае: непредставления или неопубликования сведений согласно требованиям; невыполнения решения избирательной комиссии, принятого в пределах ее полномочий; проведения предвыборной агитации до регистрации кандидата, партийного списка, выдвинутого политической партией, в день выборов либо предшествующий ему день; препятствования праву вести предвыборную агитацию; распространения заведомо ложных сведений о кандидатах, политических партиях или совершения иных действий, порочащих их честь и достоинство; нарушения права членов избирательных комиссий; нарушения права граждан на ознакомление со списком избирателей; предоставления неверных сведений об избирателях для составления списков избирателей; выдачи гражданам избирательных бюллетеней с целью голосования за других лиц; непредоставления отпуска для участия в выборах; нарушения условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации; изготовления или распространения анонимных агитационных материалов; умышленного уничтожения или повреждения агитационных материалов; оказания финансовой (материальной) поддержки кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, помимо их избирательных фондов; принятия пожертвований от иностранных государств, организаций, граждан, лиц без гражданства для избрания кандидата; нарушения условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами; препятствования законной деятельности доверенных лиц кандидатов, политических партий, представителей средств массовой информации и наблюдателей на выборах. При выявлении нарушений избирательная комиссия вправе обратиться в суд либо в прокуратуру.
Особенно большое значение имеет закрепление в Конституции Республики Казахстан гарантий на судебную защиту прав каждого гражданина (ст.13). Права граждан могут считаться гарантированными лишь в том случае, если при их нарушении они вправе обратиться с жалобой в суд и получить соответствующую действующему законодательству защиту. Судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на нарушения их избирательных прав имеет более значимые преимущества перед административным порядком, производимым избирательными комиссиями. Особый процессуальный порядок рассмотрения судебных дел предоставляет сторонам необходимые права и гарантирует их подлинную реализацию.
Право каждого индивида на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства является конституционным. Распространение заведомо ложных сведений о кандидатах, политических партиях или совершение иных действий, порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию, могут отрицательно повлиять на конечный результат выборов. Совершение этих действий является предметом рассмотрения административного судопроизводства. Защита нарушенных прав судом служит определяющей гарантией их обеспечения.
Ко всему, в числе политически важных условий, необходимых для успешности выборов следует отметить наличие демократических начал, достаточно развитое гражданское общество, устоявшуюся многопартийность, устойчивую законодательную базу, независимое функционирование средств массовой информации и широкое участие независимых наблюдателей.
Накипбек Садвакасов, юрист-правовед, публицист