О важности понятийного аппарата, используемое при характеристике государственной этнополитики » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
О важности понятийного аппарата, используемое при характеристике государственной этнополитики

О важности понятийного аппарата, используемое при характеристике государственной этнополитики

 

Практика показывает неоднозначное применение терминов и понятий, относящихся к государственной этнополитике (национальной политике). Следует обратить внимание, что в зависимости от формы правления в каждой отдельно взятой стране используются те или иные понятия характеризующие внутренние отношения населения и, отношение государства к своему населению, точнее национальную политику государства. В рамках федеративной республики речь идет о межнациональных отношениях, поскольку субъектами отношений выступают отдельно взятые нации.

В унитарном государстве, субъектами отношений выступают этносы (национальные меньшинства), которые в совокупности являются, прежде всего, гражданами государства. И соответственно все свои права, в том числе политические они реализуют, как граждане этого государства. Поэтому в рамках унитарного государства, каковым является Казахстан речь идет о «межэтнических отношениях», что исключает использование термина «межнациональные отношения».

Образование государственности на территории Казахстана изначально связано с казахами, которые и являются государствообразующей нацией.

Некогда однородное население Казахстана меняла свой этнический состав, что в последствии привело к формированию полиэтничного общества.

Складывание полиэтничного состава населения это отнюдь не естественный ход развития государства, а последствия колониальной политики (переселенческая политика) и командно-административной системы тоталитарного режима (депортация). Казахский народ, переживший настоящую трагедию голода и репресий по отношению к себе, смог не только сохранить свою государственность, но и оказать поддержку другим народам, насильственно переселенным (депортированным) на ее территорию. В полиэтничном казахстанском обществе одинаково сохраняются культурные традиции этносов, проживающих в Республике. Это наше достояние, они одинакова ценны и чтимы нами всеми.

Конституционные нормы уже закрепили фундаментальные основы национальной политики государства. Конституция, как Основной Закон принят на общественном референдуме и ее поддержали все граждане Республики.

Применительно к нашему случаю, в соответствии со статьей 1 Конституции, Казахстан провозглашает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. При этом, общественное согласие и политическая стабильность в обществе обозначены основополагающими принципами.

Казахстанская модель общественного согласия и национального единства это действенный механизм обеспечения мира и согласия в нашем обществе. Поэтому именно Ассамблее народа Казахстана принадлежит ведущая роль в сплочении нашего общества. Закон РК «Об Ассамблее народа Казахстана» специальный Закон, регулирующий деятельность Ассамблеи. В соответствии со ст. 3 Закона, целью Ассамблеи является обеспечение общественного согласия и общенационального единства в Республике Казахстан на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности этносов Казахстана при консолидирующей роли казахского народа. Данная статья Закона четко определила основу  обеспечения общественного согласия и национального единства в Республике Казахстан.         Именно казахстанский патриотизм, гражданская и духовно-культурная общность этносов Казахстана при консолидирующей роли казахского народа должны стать главными источниками обеспечения согласия и единства в нашем обществе. Указанное также гармонирует с п. 1 статьи 7 Конституции РК, где прописано, в Республике Казахстан государственным является казахский язык. При этом согласно п.2 рассматриваемой статьи, в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.  В то же время, п.3 указывает, что государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана. Тем самым государство берет на себя обязательство создавать условия для изучения и развития языков народа Казахстана. Конституция – Основной Закон страны, закрепив статус как казахского, так и русского языков, она четко определила их роль и место в казахстанском обществе.

         Глава государства Касым-Жомарт Токаев, в своем интервью корреспонденту МИА «Казинформ»,  указал на необходимость ускоренного развития казахского языка, которому, по его словам, в будущем суждено стать по-настоящему языком межнационального общения». В то же время, подчеркивая историческое значения русского языка, Глава государства отметил, что мы  должны знать его на высоком уровне (см.https://www.inform.kz/ru/prezident-kazahskomu-suzhdeno-stat-yazykom-mezhnacional-nogo-obscheniya_a3620093.).

         Вышерассмотренные нормативные положения отражают направления как государственной этнополитики, так и языковой политики государства.

Между тем, разночтение понятийного аппарата, используемое при характеристике государственной этнополитики создает атмосфереу неопределенности. Указанное осложняется отсутствием  единого подхода в использовании понятий «общегражданская идентичность», «национальная идентичность» и  «казахстанская идентичность», «межэтническое согласие» и «общественное согласие», «межэтническая толерантность», «национальная политика», «государственная этнополитика», «межнациональные отношения», «межэтнические отношения», «общенациональное единство» и/или «национальное единство»  и др. Тогда как, эти термины являются базовыми понятиями, характеризующие внутреннюю национальную политику государства. Только тогда, когда общество будет четко представлять, различать,  понимать  и, наконец осозновать функциональную и общественную сущность указанных понятий, их ценность – мы можем говорить о перспективах и возможной эффективности реализации государственной этнополитики.

В тоже время неоднозначное восприятие и использование концептуальных документов (по реализации патриотической идеи «Мәңгілік Ел», по формированию Нации Единого Будущего), направленных на реализацию принятых правовых норм и,  в связи с этим двоякое применение политико-управленческих категорий, используемые представителями государственных органов и экспертами при         обсуждении вопросов национальной политики приводит к недопониманию и несогласованности действий. В регионах методологической основой научных исследований большинства экспертов является идея «Мәңгілік Ел», в тоже время часть  тогда как

В последствии такие действия безусловно не могут привести к укреплению казахстанской идентичности и единства.

         Назрела необходимость модернизации всей системы межэтнических отношений и выработка не просто новых, а единых научно обоснованных, подходов государственной этнополитики. Следует  провести ревизию действующих подходов и инструментов, используемых при  регулировании и решении вопросов в сфере межэтнических отношений. Поскольку именно

сохранение стабильности и единства являются важнейшими приоритетами государственной национальной политики. Современная динамика демографического, социально-экономического и политического развития страны в потоке международной ситуации требуют постоянного совершенствования государственной политики по укреплению межэтнического согласия.

В этой связи, государством предпринимаются важные шаги направленные на институциональное развитие системы реализации государственной политики по обеспечению общественного согласия и  единства, повышения эффективности взаимодействия государственных органов, организаций и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений.

В данном контексте создание Института прикладных этнополитических исследований, который объединит исследовательские ресурсы страны будет способствовать разработке научно-прикладных, единых концептуальных  положений государственной политикой в сфере обеспечения общественного согласия и национального единства. 

 

Таукибаева Ш.Ж.,

РГУ «Қоғамдық келісім»,

кандидат исторических наук

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×