ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ
Уважаемые коллеги!
Избирательная компания прошла в соответствии с действующим законодательством. В ходе ее мы старались детально комментировать законодательство, отвечать на возникающие вопросы.
Сегодня в нескольких тезисах, уже со стороны, попробуем взглянуть на избирательную кампанию и избирательное право.
Избирательное законодательство — развивающаяся система. Оно — существенная часть публичного права, регулирующая отношения избрания главы государства, других выборных государственных органов и должностных лиц, формирования законодательного и местных представительных органов. Проще говоря — это подсистема права, регулирующая смену и преемственность власти, отражение в государстве существующего в обществе соотношения политических сил, содержащая правила и процедуры борьбы за власть, предвыборной конкуренции кандидатов и политических партий за власть, за избирателей и их сознание.
На развитие избирательного права воздействует много факторов. Это и исторические традиции, в том числе политические, и инерция исторического развития.
Значительное влияние оказывает уровень экономического развития, во многом влияющий на все сферы общественной жизни.
Важную роль играют особенности политической системы, развитие партийной системы, форма государства и политического режима, реальное соотношение политических сил, интересы и соотношение сил внутри элиты, влияние и активность политической оппозиции, реализуемая правовая политика, тактические и стратегические цели и задачи, стоящие перед государством.
Уровень развития политической и правовой культуры также определяет состояние и, особенно, правоприменительную практику избирательного права. А как применяется право — не менее важно, чем то, что в нем записано.
Наконец, оказывает воздействие и группа внешних факторов: интеграция в межгосударственные и международные политические и правовые системы, ситуация в мире, отношение к стране, активность и влиятельность международных наблюдателей и международных правозащитных организаций и т. д.
Все эти факторы действуют одновременно, с разной силой, параллельно или пересекаясь, порой в разных направлениях, сдерживая друг друга, препятствуя крупным системным изменениям в правовой системе, а иногда и в одном направлении, ускоряя и углубляя назревшие изменения в законодательстве.
Современное избирательное право Казахстана прошло значительный путь развития (в конституционный закон о выборах уже внесены сотни крупных и мелких изменений и дополнений), хотя, видимо, депутатам Парламента предстоит еще не мало сделать для его усовершенствования.
Сегодня политический курс нового Президента, как сказано в его инаугурационной речи, определяется, с одной стороны, подчеркнутой преемственностью прежнего курса развития страны. С другой стороны, новые вызовы и задачи, стоящие перед обществом и государством требуют определенных реформ, корректировок курса и вывода страны на новые позиции. Это диктует необходимость вдумчиво и взвешено продолжать работать над совершенствованием политической системы и, в частности, — избирательного законодательства.
Во-первых, надо точнее учесть развивающиеся потребности и возможности казахстанского общества, его запросы для обеспечения нормального устойчивого развития и безопасности, решения проблем, накопившихся в условиях мирового экономического кризиса.
Во-вторых, необходимо продолжить имплементацию некоторых норм избирательного права, связанного с ним законодательства о правах и свободах человека, вытекающих из заключенных Казахстаном международных договоров, а также с учетом опыта тех развитых стран, в группу которых Казахстан планирует войти к середине века.
В-третьих, следует учитывать ускоренное развитие мира в условиях новой научно-технической революции, все то новое, что постоянно появляется в жизни чтобы не отстать от развития информационных технологий, культуры, общественного сознания и синхронного с ними развития права в мире.
У нас имеются конкретные предложения по совершенствованию избирательного законодательства, с учетом опыта других стран, стоящих перед страной задач, уровня экономического развития Казахстана, динамики политической жизни, выхода на политическую арену нового поколения политиков и избирателей, роста политической и правовой культуры и информированности населения в Казахстане.
Здесь же кратко отмечу только некоторые направления для возможной корректировки избирательного законодательства.
- Видимо, требуется уточнение требований, предъявляемых к кандидату в Президенты. Они внесены в законодательство сравнительно недавно и еще не в полной мере отработаны (пятилетний стаж государственной службы, критерии оценки знания государственного языка и процедура апелляции).
- Следует конкретизировать некоторые нормы о процедурах избирательной агитации. Это касается состава участников и порядка проведения дебатов, использования социальных сетей, Интернета и т.д.
- Необходимо шире использовать технологии «электронного государства» (кстати, название «электронное правительство» звучит как-то слишком ограниченно) для удобства граждан в процессе выборной компании, в частности, для выдачи открепительных удостоверений, в том числе для перевода на другие участки членов участковых избирательных комиссий, которые по действующим правилам не имеют права проголосовать на избирательном участке, где они являются членами избирательной комиссии (если они там не зарегистрированы, а проживают, например, в другой части города).
- Учитывая опыт прошедших выборов, видимо, следует подумать и о совершенствовании некоторых положений законодательства о выборах в Парламент, которые не за горами.
Выступление на заседании Круглого стола
в Казмедиацентре 13.06.2019 г.
«Выборы 2019: гражданин и
избирательное право»
Ударцев С.Ф., д.ю.н., профессор