Социально-эмоциональное обучение как фактор развития человеческого капитала
Сегодня в Нур-Султане успешно прошла Международная научно-практическая конференция «Интеграция академического и социально-эмоционального обучения как фактор развития человеческого капитала в XXI веке». Организатор мероприятия: Центр научно-практической психологии «САНА».
Участие в мероприятии приняли более 150 человек, в числе которых: представители управлений образования регионов и вузов, осуществляющих подготовку школьных психологов, директора школ, школьные психологи, учителя и эксперты по социально-эмоциональному обучению.
В ходе конференции участники обсудили актуальные вопросы национальной системы образования, рассмотрели возможности интеграции академического и социально-эмоционального обучения, ознакомились с программой «SANA skills», разработанной организатором конференции - Центром научно-практической психологии «САНА».
- Всем известно, что детская психология отличается от взрослой, поэтому зачастую нам сложно определить, что именно беспокоит ребенка и как ему помочь. При этом психологи в школе не всегда оказывают должную поддержку и помощь маленьким личностям. Тогда как дети нуждаются в личностно-ориентированном подходе, который поможет им в будущем, при выпуске из школы и выборе профессии. Именно эти факторы подтолкнули нас к созданию программы «SANA skills», которая ориентирована на социально-эмоциональное обучение детей дошкольного и школьного возраста, - рассказала директор Центра научно-практической психологии «Сана» Алтынай Абдрахманова.
Исследования в сфере образования последних лет показывают, что наряду с базовыми школьными знаниями ребенку для полноценной жизни в XXI веке необходим целый набор социально-эмоциональных навыков. Это навыки построения отношений, ответственного принятия решений, управления эмоциями, разрешения конфликтов, эмпатии, достижения целей. Все эти умения в совокупности образуют социально-эмоциональное обучение (SEL).
Социально эмоциональное обучение – ключ к психологической жизнестойкости и конкурентоспособности детей и подростков. К настоящему времени SEL успешно внедрено в национальные системы общего образования США, Канады, Финляндии, КНР, Республики Корея и Австралии.
Анализ 97 000 учащихся дошкольных и школьных учреждений (38 стран мира) подтвердил, что программа SEL повышает академическую успеваемость на 13%, уменьшает уровень психических расстройств на 14% и уровень преступности среди несовершеннолетних на 19%. По заключению экспертов, успех человека на 15-20 % зависит от тех знаний, которые мы получили в школе и университете и на 80-85 % от социально-эмоционального интеллекта. И это далеко не все результаты исследований, доказывающих эффективность SEL.
В Казахстане на сегодняшний день ситуация такова, что повышенная загруженность школьников негативно влияет на здоровье детей. Академические знания не обеспечивают конкурентоспособности и психологической устойчивости детей. Следовательно, психологам, педагогам и родителям необходимо взаимодействовать, чтобы решить эту проблему.
- Мир меняется, а с ним и подходы к обучению. Следовательно, перед нами стоит задача сделать так, чтобы образование в Казахстане соотвествовало последним трендам и международным стандартам в этой области. Мы должны создать для наших детей условия, в которых они будут воспитываться так, чтобы приобретенные ими навыки были востребованны на рынке труда. Также чтобы у ребенка не возникало сложностей в адаптации на новом жизненном этапе. Поэтому сегодня эксперты из разных точек мира поделились своим передовым опытом в воспитании и подготовке детей и подростков к взрослой жизни, - отметила и.о. директора Департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутова.
Своим опытом поделились международные эксперты в области SEL: Патрик Лиман, руководитель Института психиатрии, психологии и нейронауки в Лондонском Королевском Колледже; Солафа Батерджи, директор Фонда Doorob (Саудовская Аравия и Африка); Зухра Теджа, представитель CASEL, докторант факультета психологии Высшей школы образования Калифорнийского университета; Виктория Шиманская доктор психологии, ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта и другие.
Зухра Теджа в своем выступлении резюмировала, что для развития SEL необходимо: инвестирование в исследования, сотрудничество с Правительством и организациями гражданского общества, подготовка специалистов в области образования, консультации и сотрудничество, вовлечение семей, приглашение студентов к диалогу, содействие. Также, по мнению эксперта, важно проводить работу по увеличению количества школьных психологов, потому что они взаимодействуют с родителями и преподавателями для создания здоровой учебной обстановки.
Солафа Батерджи отметила в своем докладе, что к 2039 году во всем мире будет порядка 1 миллиарда человек, практикующих навыки эмоционального интеллекта (EQ). Для интеграции EQ в школах спикер предложила повысить компетентность учителей в этой области, разработать стратегии обучения в классах, интегрировать климат школы, в которой внедрены Программы SEL в культуру.
В результате обсуждения вопросов интеграции академического и социально-эмоционального обучения участниками конференции был разработан ряд рекомендаций. Во-первых, рассмотреть возможность включения SEL в Государственную программу развития образования на всех уровнях обучения. Для внедрения в школьную программу было предложено использовать платформу для школьников Bilim Land. Во-вторых, для апробации «SANA Skills» предложили запустить программу в ряде пилотных школ г. Нур-Султан и Алматы. В-третьих, было рекомендовано включить программы SEL в содержание подготовки специалистов среднего звена и психолого-педагогического профиля.
По словам экспертов, SEL – это естественный процесс, который начинается практически с момента рождения ребенка. Дальнейшее воспитание со стороны родителей и близких, взаимодействие со сверстниками, педагогами и коллегами помогают человеку постоянно решать новые задачи. Следовательно, обучаться SEL можно и нужно в любом возрасте, на протяжении всей жизни.
27 апреля пройдет серия мастер-классов по развитию социально-эмоционального интеллекта детей и подростков. Прикладными знаниями в сфере социально-эмоционального обучения поделятся с участниками известные российские и казахстанские практикующие психологи.
Центр научно-практической психологии «САНА» специализируется на изучении, развитии и внедрении социально-эмоционального обучения в систему образования в Казахстане. Организацией разработана программа «SANA skills», адаптированная под культурные особенности Казахстана. Программа учитывает новейшие разработки в сфере социально-эмоционального обучения и разработана в сотрудничестве с иностранными и отечественными экспертами.
1 комментария