Депутатский запрос Айсиной М.А. Заместителю Премьер-министра РК Абдыкаликовой Г.Н.
Уважаемая Гульшара Наушаевна!
В соответствии с положениями статьи 27 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» обращаемся к Вам с депутатским запросом.
Анализ существующих проблем в стране показывает, что рыночные преобразования, наряду с достижениями, породили ряд перекосов в вопросах образования и занятости, и как итог, в развитии человеческого капитала и перераспределении трудовых ресурсов.
Госорганы, система образования, рынок, бизнес сообщество, работодатели действуют разобщенно, не сформирована общая позиция, нет системности и последовательности в их деятельности, отсутствует равноправный диалог по сложившимся проблемам.
Отдельные меры не дают ожидаемого эффекта. Отсутствует четкая концепция по развитию в обществе профориентационной работы, начиная со школьной парты. В результате, по данным Министерства образования и науки, лишь 68% выпускников организаций технического и профессионального образования и 75,6% выпускников вузов сегодня трудоустраиваются, но, как правило, не все они работают по специальности. Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы в своем Послании народу Казахстана от 5 октября 2018 года подчеркнул, что «уже в средней школе важно проводить профессиональную диагностику и ориентацию детей на наиболее востребованные специальности», что «особое внимание следует уделять развитию инновационных и сервисных секторов». По оценкам международных экспертов предполагается, что к 2020 году появятся 186 новых специальностей в 25 отраслях. Эксперты рынка отмечают, что со временем нужны будут как специальные навыки, так и дополнительные знания и умения, которые невозможно получить в вузе. Всемирный экономический форум назвал топ-10 основных навыков в 2020 году soft skills: решение проблем, критическое мышление, креативность, управление людьми, взаимодействие с людьми, эмоциональный интеллект, принятие решений, ориентация на сервис, переговоры, гибкость мышления. Исследования Гарвардского Университета показывают, что 85 % успеха будет зависеть от этих навыков, 77 % руководителей считают, что soft skills уже сегодня не менее важен, чем hard skills. Рынок должен ориентировать учащихся и молодежь на усвоение и развитие навыков soft skills. В развитых странах мира практически везде создана широкая сеть различных служб профориентации. Например, в США ежегодно через 1200 государственных центров профориентации и профотбора проходит более 1 млн. американских подростков. Многолетний опыт применения профессионального отбора в США свидетельствует о его весьма высокой эффективности. Для молодежи на постоянной основе издаются: Атлас профессий, Справочник молодого специалиста, Карта наиболее требуемых профессий и др.
В Великобритании государственные и частные исследовательские организации, занимающиеся проблемами профориентации, Центры занятости молодежи изучают различные теории профессионального выбора, консультирования и ориентации, профессиональной подготовки, а также профессиональные и этические проблемы профориентации. Японская система профориентации позволяет обучающимся практически стопроцентно выбрать профессии в соответствии с наклонностями и способностями. Общим для всех развитых стран является то, что различные институты системы образования вместе с сетью государственных и частных служб составляют главные элементы организационной структуры профориентации детей, подростков и молодежи. Считаем необходимым Правительству безотлагательно принять меры по созданию устойчивой системы профориентационной работы и в нашей стране, в том числе:
1) разработать Концепцию профориентационной работы с разными категориями молодежи, начиная со школьной парты с учетом профессиональной диагностики и ориентации на наиболее востребованные специальности, с предоставлением Атласа профессий, полного описания профессий;
2) создать сеть центров профессионального аналитического, экспертного и консультационного сервиса для решения проблем профориентации молодежи, создания условий и системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся для осознанного принятия решения при выборе профиля дальнейшего обучения и сферы профессиональной деятельности, удовлетворяющего как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Составляющими Концепции профориентационной работы должны быть, на наш взгляд, четко разработанные профстандарты для каждой специальности, как настоящих, так и новых и будущих с описанием характеристик и их особенностей.
Наряду с этим, должна быть предусмотрена работа психологических центров и специалистов, оказывающих определенную помощь в выборе специальности в соответствии со способностями, наклонностями и талантом молодых людей. Все это потребует разработки общей методологии на площадках профориентационной работы в обществе.
Обеспечение такого подхода в Год молодежи имеет важное значение и должно проложить дорогу к эффективному развитию человеческого капитала в стране, в том числе, оказанию необходимой помощи в выборе и определении в будущем профессии нашими детьми.
Просим представить ответ в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
М. Айсина Депутат, член фракции партии «Нұр Отан»