Антикоррупционная модель поведения в бизнес-среде
Казахстан за последние годы сделал существенные шаги по снижению уровня коррупции. Прежде всего, они связаны с реализацией новой антикоррупционной политики государства, концептуальной основой которой являются Антикоррупционная стратегия на 2015-2025 годы.
Для дальнейшей эффективной реализации антикоррупционной политики необходимо продолжать модернизировать профильное законодательство, а также совершенствовать и повышать эффективность антикоррупционных мер.
И важное значение в данном направлении имеет объединение дальнейших усилий в противодействии коррупции государства и общественности, в том числе и бизнес сообщества.
Прошел год со дня подписания Дорожной карты о сотрудничестве между Агентством РК по делам государственной службы и противодействию коррупции и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», которая стала действенным инструментом по обеспечению защиты прав предпринимателей, прозрачности государственного управления и противодействия коррупции в ключевых для развития бизнеса сферах.
В рамках Дорожной карты нашим Департаментом Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по г. Астана проведены внешние анализы коррупционных рисков в деятельности госорганов, волнующих предпринимателей.
Анализ содержания коррупционных рисков указывает на то, что они в большинстве случаев связаны с несовершенством нормы правовых актов, которые допускают возможность содействия должностными лицами в уклонении от исполнения обязательств; несовершенство законодательства, позволяющее должностным лицам возможность предоставления непредусмотренных преимуществ; отсутствие правовой регламентации тех или иных общественных отношений (правовой пробел); необходимость автоматизации либо совершенствования автоматизированных процессов; отсутствие прозрачности в деятельности госорганов.
Дорожной картой было предусмотрено проведение анализа коррупционных рисков в сферах строительства, архитектуры и градостроительства.
Актуальность вопросов превенции коррупции в сфере строительства и градостроительства очевидна. Это неотъемлемый компонент экономики страны. Доля строительной отрасли в национальном ВВП составляет более 6% и в перспективе она должна стать полноценным драйвером отечественной экономики. Однако в сфере строительства и градостроительства все еще сохраняется ряд актуальных проблем, одной из которых остается коррупция. К примеру, при получении информации, необходимой для строительства, используются сведения из земельного и градостроительного кадастров, дублирующих друг друга. Наличие излишней волокиты влечет за собой последствия в виде административных барьеров.
Анализ судебной практики в этих сферах показал значительное преобладание уголовных дел в отношении руководящих должностей.
Среди наиболее распространенных видов преступлений: подписание фиктивных актов выполненных работ; непривлечение к административной ответственности и общее покровительство; хищение бюджетных средств, выделенных для строительства социальных объектов.
Во исполнение внесенных рекомендаций Министерством по инвестициям и развитию инициированы поправки в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по установлению конкретных сумм штрафов и исключению дискреционных норм, при определении административной ответственности за нарушения норм лицензирования в сфере архитектуры, строительства и градостроительства (статья 464 Кодекса). Таким образом, установление конкретных штрафных санкций статьи Кодекса об административных правонарушениях минимизируют коррупционный риск в виде дискреционных полномочий при рассмотрении должностными лицами уполномоченных органов дел об административных правонарушениях.
Кроме того, обязательным условием аккредитации экспертных организаций в строительной сфере, будет наличие в штате аттестованных экспертов в области строительства автодорог.
Это позволит не допускать к техническому надзору непрофильных специалистов, как это было ранее.
В рамках Дорожной карты нашим Департаментом проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности Департамента юстиции г. Астана в сфере исполнительного производство.
Исполнительное производство в Казахстане регулируется Законом РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», утвержденный в 2010 года. Тогда, в Республике впервые был введен институт частных судебных исполнителей.
Анализ нормативных правовых актов в сфере исполнительного производства выявил, что не работают нормы законов. Закон имеет множество норм, предоставляющих судебным исполнителям право самостоятельно принимать решения, устанавливать правила поведения, запреты и другое.
Одним из основных проблем в сфере исполнительного производства является – применение и отмена мер принудительного исполнения.
Порядок, сроки и критерии применения мер принудительного характера не урегулированы нормативными актами. Нормы законодательства предоставляют судебному исполнителю возможность самостоятельно выбирать на кого какую меру и когда применить, а также применить одну или несколько мер.
Проявление коррупционных рисков возникает также при отмене мер принудительного исполнения.
В соответствии с Законом, одновременно с прекращением исполнительного производства подлежат отмене меры принудительного исполнения.
Однако практика показывает, что судебные исполнители не спешат снимать аресты или ограничения, наложенные на должников во время принудительного исполнения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы, поступающие на судебных исполнителей и итоги анализа коррупционных рисков.
Нередки случаи, когда должнику становится известно о наличии у него арестов (ограничении) несмотря на то что, он уже давно исполнил свои обязательства в полном объеме и известил об этом уполномоченный орган.
Аналогичные нарушения Закона допускают и частные судебные исполнители. Так, в Палату предпринимателей г.Астаны с жалобой на бездействие частного судебного исполнителя г. Астаны обратился руководитель юридического лица, который сообщил, что ранее в полном объеме погасил долг по исполнительному производству, произвел оплату деятельности частного судебного исполнителя в размере 200 тыс. тенге и известил о полном исполнении обязательства. Вместе с тем, по истечении года предпринимателю стало известно, что все еще числится в едином реестре должников.
Частный судебный исполнител по данному факту пояснил о техническом сбое программного обеспечения из-за чего не представилось возможным исключить юридическое лицо из реестра должников. В call-центре Министерства юстиции (тел. 74-04-92) информация о техническом сбое опровергнута.
Это только один из примеров неправомерных действий либо халатности судебных исполнителей, а в действительности их десятки, в результате чего наносятся ущерб правам граждан и бизнесу в целом.
В целом, итоги проделанной работы в рамках Дорожной карты свидетельствуют о положительном результате сотрудничества Агентства и Национальной палаты предпринимателей.
Рахматулин А.Р.
Руководитель Управления профилактики коррупции Департамента Агентства РК
по делам государственной службы и противодействию коррупции по г.Астана