О результатах деятельности по пресечению фактов вмешательства в МСБ
Обеспечение эффективной защиты конституционных прав субъектов предпринимательства, а также пресечение фактов незаконного вмешательства в бизнес со стороны должностных лиц госорганов является одним из приоритетов деятельности Антикоррупционной службы.
При почти двукратной положительной динамике зарегистрированных Антикоррупционной службой по г. Астане коррупционных преступлений (с 48 до 84), наблюдается рост выявления фактов вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства в 4,5 раза.
На сегодняшний день установлено уже 36 таких фактов против 8 за аналогичный период прошлого года, по 32 из них уже состоялись приговора судов с наложением штрафных санкций на сумму более 37 млн. тенге.
Результаты «Специального обзора по коррупции» НПП «Атамекен» подтвердили эту неутешительную статистику – в 2017 году из 8 тысяч опрошенных предпринимателей на 12% больше предпринимателей столкнулись с фактами коррупции, в том числе взяточничеством.
Действительно, порядка 80% всех выявленных преступлений (67 из 84) составляют факты взяточничества, большая часть из которых совершается в сфере «бытовой» коррупции, которая связана с предоставлением гражданам госуслуг, а также осуществлением контрольно-надзорных функций госорганов, реализующихся через проверки (транспортный контроль, налоговые проверки, ГАСК, СЭС и т.д.), административное и досудебное производство (МПС, миграционная служба, правоохранительные органы) и другое.
Наиболее подверженными коррупционным рискам в сфере предпринимательства в столице оказались сферы исполнения судебных актов, предоставления госуслуг по регистрации и снятии с учета спецтехники, а также транспортный контроль за перемещением тяжеловесной и крупногабаритной техники по дорогам общего пользования.
За последние 2 года Антикоррупционной службой по г. Астане выявлено 28 преступлений в сфере транспортного контроля по фактам получения взяток должностными лицами Инспекции транспортного контроля г.Астаны за обеспечение беспрепятственного прохождения постов транспортного контроля большегрузных транспортных средств и не привлечение к административной ответственности субъектов предпринимательства.
В июне 2017 года изобличены и впоследствии осуждены за покровительство незаконным грузоперевозчикам с пожизненным лишением права занимать государственные должности руководитель Инспекции Дабыл Б.Д. (3 года лишения свободы) и руководитель отдела Турымов Е.А. (7 лет лишения свободы).
В текущем году снова задержаны и.о. руководителя Инспекции и руководитель отдела за дачу взяток в общей сумме 3 млн. тенге сотруднику Антикоррупционной службы за попустительство их преступной деятельности.
В ходе анализа указанных причин и условий совершения коррупционных правонарушений, Антикоррупционной службой по г. Астане выработан ряд мер, которые позволили бы минимизировать имеющиеся коррупционные риски в том числе на основе международного опыта.
Это четкая регламентация процедуры проведения транспортного контроля (порядок остановки транспортных средств, определения параметров, проверки документов, использования систем видеофиксации и др.), применение современных электронных систем, позволяющих осуществлять сплошную проверку потока автотранспортных средств и автоматически фиксировать правонарушения с последующим наложением штрафов.
Также, полагаем целесообразным стимулировать грузоперевозчиков на переход к использованию транспортных средств, отвечающих требованиям разрешенных нагрузок. Среди таких мер могут быть: льготные условия лизинга, учет технических требований при разработке техспецификации в госзакупках и закупках квазигосударственного сектора, усиление мер контроля за использованием большегрузных самосвалов и др.
Все эти рекомендации направлены в профильный Комитет транспорта Министерства по инвестициям и развитию, в виде представлений, по результатам рассмотрения которых внесены изменения в Правила организации работы постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан, а также на согласовании в Правительстве РК находится проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта».
Переходя к сфере исполнительного производства, необходимо отметить, что на проведенном в январе т.г. форуме предпринимателей с участием Председателя Агентства по делам государственной службы Шпекбаева А.Ж. и Председателя Президиума Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Кулибаева Т.А. были затронуты проблемы коррупции в деятельности судебных исполнителей, а также эффективности исполнения судебных актов.
Так, согласно официальным данным реальное исполнение составляет всего лишь 43% (из 298 имущественных дел исполнено 128), а сумма возмещенного ущерба 38% (из 2,8 млрд возмещено 1 млрд). Причиной низких показателей исполнения судебных актов является в т.ч. и коррупция.
Каждое второе обращение в Министерство юстиции связано с исполнением судебных актов (из 7 378 обращений 3 798 или 51% приходится на деятельность Департамента по исполнению судебных актов).
Приведенная статистика говорит о наличии высоких коррупционных рисков при исполнении судебных актов, где одной из известных преступных схем, является сговор должника с судебным исполнителем на незаконное предоставление возможности «переоформления», продажи имущества, подлежащего взысканию, либо намеренное непринятие мер к установлению такого имущества.
Подобные случаи недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям, негативно влияют на правосудие в целом, соблюдение принципов справедливости и защиты прав и интересов граждан.
В настоящее время в производстве Антикоррупционной службы по г.Астане находится досудебное расследование в отношении заместителя руководителя Департамента юстиции города Астаны, руководителей управления и отдела этого Департамента, которые задержаны с поличным при получении взятки в сумме 22 млн.тенге за снятие ареста со счетов столичного ТОО.
В ходе изучения законодательства, регулирующего деятельность судебных исполнителей (Закон РК Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей) определены основные условия для совершения подобных коррупционных правонарушений.
В первую очередь, это широкие дискреционные полномочия судебных исполнителей по применению вида, объема и сроков налагаемых ограничений.
Второе, это затянутые сроки рассмотрения заявлений о снятии ограничений (в общем порядке в соответствии с ЗРК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», т.е. решение вопроса о снятии ограничений может затягиватся до 15 календарных дней).
В условиях ведения бизнеса когда наложение ареста на банковские счета практически парализует деятельность компаний, данный срок необоснованно велик и создает коррупционные риски в деятельности судебных исполнителей.
По результатам этой работы нами в органы юстиции внесено представление с рекомендациями о необходимости разработки инструкции по вопросам исполнительного производства в части установления вида, объема (ограничения не должны превышать 120% долга), сроков (срок снятия обременения не должен превышать 3-х дней с момента исключения основания для его наложения) и очередности налагаемых ограничений, а также усиления ответственности частных судебных исполнителей, которое находится на стадии рассмотрения.
Не менее коррупциогенной является процедура предоставления госуслуг по регистрации и снятии с регистрационного учета спецтехники, проведению техосмотра, а также выдаче удостоверений на право управления спецтехникой, где услугополучателями как правило являются субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства и ЖКХ.
Так, в декабре прошлого года Антикоррупционной службой по г.Астане 2017 года, только за 15 дней зафиксировано 30 случаев регулярного получения взяток руководителем отдела государственной технической инспекции Управления сельского хозяйства Акимата города Астаны Минжасаровым Б.А. за ускоренное оказание госуслуг по регистрации и снятии с регистрационного учета спецтехники, проведению техосмотра, а также выдачу удостоверений на право управления спецтехникой в нарушение установленных требований (осужден к штрафу в размере 28 млн. тенге).
Учитывая системный характер коррупционных правонарушений, предположительная сумма полученных незаконных вознаграждений должностными лицами гостехинспекции могла составлять от 20 до 40 млн. тенге в год.
По результатам изучения деятельности гостехиснпекции в Акимат г. Астаны, а также ряд министерств внесено представление по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных рисков в деятельности Управления, с предложениями передать предоставление 5 госуслуг Гостехинспекции в СпецЦОНы, для исключения прямого контакта услугополучателя с должностными лицами и сокращению сроков предоставления данных услуг, а услуги по проведению техосмотра сельхозтехники в частную конкурентную среду, по аналогии с техническим осмотром автотранспортных средств (операторам технического осмотра).
В рамках профилактической работы, Департаментом совместно с Палатой предпринимателей и проектным офисом «Адалдық алаңы» утвержден пошаговый план по защите бизнеса, предусматривающий анализ результатов общественного мониторинга госуслуг с выявлением наиболее коррупциогенных, проведение оперативных мероприятий по установлению посредников в ЦОНах и государственных учреждениях.
В завершении хотелось бы добавить, что Антикоррупционная служба, в первую очередь выступает в качестве партнера и защитника субъектов предпринимательства, а не карательного органа, и открыта для конструктивного диалога по вопросам защиты конституционных прав граждан и бизнеса.
В связи с чем при наличии какой-либо информации по фактам вмешательства должностных лиц в деятельность субъектов предпринимательства, просим сообщать в круглосуточном режиме по телефонам Департамента Антикоррупционной службы по г. Астане: 72-66-32, 72-65-22, 72-66-27, Call-center: 1424 или обращаться по адресу: г. Астана, ул. Иманбаевой, 16а.
Ш.Кабдула
Руководитель департамента Национального бюро по противодействию коррупции по г. Астана