В Министерстве юстиции Республики Казахстан состоялось расширенное заседание коллегии по итогам 2017 года и приоритетных задачах на 2018 год
Сегодня в режиме онлайн трансляции состоялось расширенное заседание коллегии Министерства юстиции РК. На заседание коллегии были приглашены депутаты Парламента РК, представители Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра, а также представители неправительственного сектора.
В ходе коллегии были подведены итоги работы за 2017 год и определены приоритетные задачи на 2018.
В своем докладе Министр юстиции рассказал об исполнении поручений, поставленных Главой государства в Послании на 2017 год перед Министерством юстиции. В прошедшем году в рамках конституционной реформы Министерством была проделана большая работа: были приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволили снизить нагрузку на бизнес; для укрепления конституционных прав граждан, доступностиккачественной юридической помощибыл разработан законопроект «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Сейчас он находится в Мажилисе Парламента.
Одним из новшеств в сфере защиты прав интеллектуальной собственности является создание одноуровневой системы регистрации объектов интеллектуальной собственности. Нововведение позволит исключить административные барьеры в сфере интеллектуальной собственности.
Также Марат Бекетаев обозначил приоритетные направления в рамках Послания «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». Он отметил, что Министерство юстиции будет и дальше работать для осуществления поставленных задач, поставленных в Послании Главы Государства.
Министр рассказал о новом, разрабатываемым Министерством юстиции, проекте Административного процедурно-процессуального кодекса.Кодекс будет основан на международных стандартах.Это позволит эффективно разрешать споры в сфере публично-правовых отношений между государством и гражданином.
Завершая работу коллегии, Министр юстиции дал ряд конкретных поручений подведомственным организациям и департаментам юстиции, направленных на правовое обеспечение деятельности государства.
Пресс-служба
Министерства юстиции РК
Доклад Ответственного секретаря
Министерства юстиции Республики Казахстан
Айтмухаметова Д.А. на заседание коллегии
по итогам 2017 года на тему: «Об итогах работы
по профилактике противодействия
коррупции в органах юстиции за 2017 год»
Уважаемый Марат Бакытжанович!
Уважаемые коллеги!
Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства юстиции, является профилактика, недопущение и искоренение проявлений коррупции.
В 2017 году в отношении сотрудников территориальных органов юстиции возбуждено 10 уголовных дел (23 – 2016 г.), осуждено 11 сотрудников (24 – 2016 г.).
В отношении сотрудников центрального аппарата уголовные дела не возбуждались.
Как мы видим, в 2017 году мы добились определённых результатов, повлиявшие на снижение уровня коррумпированности.
Министерством принимаются комплексные меры по устранению предпосылок коррупции, искоренению причин и условий ее порождающих, минимизации ее уровня, одним из которых в соответствии с 27 шагом Плана нации «100 конкретных шагов» является внедрение института частных судебных исполнителей.
К компетенции частных судебных исполнителей отнесены все исполнительные документы, за исключением производств о выселении, вселении, сносах, изъятии земельных участков, и сумм производимых в интересах государства, ввиду чего львиная доля исполнительных документов производится частными судебными исполнителями.
На мой взгляд, передача судебных исполнителей в частную среду значительно повлияло на искоренение коррупционных проявлений, поскольку в основном заработок частных судебных исполнителей зависит от результатов его работы.
Обеспечение доступности и повышения качества оказания государственных услуг остается не только одним из приоритетных направлений государственной политики, но и барометром особого доверия граждан к органам власти. Об этом неоднократно отмечается в ежегодных посланиях Главы государства, а также отдельных его выступлениях и поручениях.
В этой связи достижение высокого уровня оказания государственных услуг населению, создание эффективной системы, позволяющей максимально удовлетворять потребности всех услугополучателей, является одной из ключевых задач органов юстиции. Эти вопросы также вытекают из Стратегического плана Министерства юстиции.
Министерство входит в число государственных органов, оказывающих наибольшее количество госуслуг населению. По итогам 2017 года оказано свыше 15,5 млн. госуслуг или на 28% больше в сравнении с 2016 годом (более 12,1 млн госуслуг).
В настоящее время органами юстиции согласно Реестру оказываются 60 видов государственных услуг по различным сферам деятельности, из которых органами юстиции оказываются 48 видов (Министерство оказывает 34 вида госуслуг, территориальные органы –20), 10 - местными исполнительными органами, 4 госуслуги, оказываются НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Из 60 госуслуг, закрепленных за Министерством, 26 – оказываются в электронной форме, 22 – в электронно-бумажной форме, 12 – в бумажной форме.
Оказание 48 видов госуслуг или 80% от общего числа госуслуг осуществляется посредством веб-портала «электронного правительства».
В 2017 году Министерством проведена определенная работа по оптимизации и автоматизации госуслуг, расширению Реестра госуслуг и реализации рекомендаций и предложений, данных по результатам оценки эффективности деятельности за 2016 год.
За 2017 год Реестр госуслуг расширен на 5 видов госуслуг.
Переведены в электронный формат 17 госуслуг, которые оказывались в электронно-бумажной форме.
Внесены поправки в стандарты 25 госуслуг, в части использования одноразового пароля и упрощения процессов получения электронных услуг, в том числе посредством телефонной связи.
Сокращены сроки внесения изменений в записи актов гражданского состояния с 15 календарных до 7 рабочих дней по 7-ми видам госуслуг.
На основании пункта 2 статьи 5 Закона «О государственных услугах», внесены изменения в стандарт госуслуги «Государственная регистрация прав на произведения, охраняемые авторским правом» в части исключения документов, сведения по которым могут быть получены из информационных систем.
Во исполнение Послания Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» утверждена дорожная карта по оптимизации и автоматизации госуслуги «Возбуждение исполнительного производства на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя», которой предусмотрен поэтапный переход оказания данной госуслуги в электронный формат во втором квартале 2019 года.
Подписан совместный приказ с Министерствами информации и коммуникаций, внутренних дел, финансов, национальной экономики «Об утверждении дорожной карты по актуализации информационных систем Министерства юстиции Республики Казахстан».
Совместно с Министерством информации и коммуникаций 19 октября 2017 года разработана и утверждена дорожная карта по проактивному оказанию услуги по рождению ребенка.
Таким образом, считаю, что оказание государственных услуг в электронном формате способствует снижению коррупционных рисков, поскольку исключает человеческий фактор.
Помимо этого, Министерством ежеквартально принимаются приказы по установлению надбавок для руководителей территориальных органов, одним из критериев которых является борьба с коррупцией, что служит дополнительным стимулом по профилактике коррупционных проявлений.
Вместе с тем, в деятельности территориальных органов юстиции все еще имеются факты совершения сотрудниками коррупционных преступлений, что вызывает определенную озабоченность.
В этой связи, надлежащая организация работы в данном направлении зависит от руководителей территориальных Департаментов юстиции, которыми на должном уровне не проводятся профилактические мероприятия с сотрудниками, позволяющие определить их нужды и потребности, возможные коррупционные склонности, морально-психологическое поведение внерабочее время.
К примеру: Руководитель УЮ Сайрамского района ЮКО, будучи в сговоре с Руководителем управления общественного здравоохранения получили взятку от индивидуального предпринимателя за выдачу положительного заключения при открытии точки общественного питания, что даже не является деятельностью органов юстиции.
Как Вы знаете, в каждом территориальном органе юстиции имеются сотрудники внутренней безопасности, основными функциями которых является, профилактика коррупции и этических норм поведения, а также существуют телефону доверия, по которым граждане имеют возможность анонимного разговора с сотрудником внутренней безопасности, в том числе по вопросам коррупционных проявлений.
Практика показала, что данные сотрудники исполняют свои обязанности формально, их работа ограничена проведением служебных расследований на основании поручений руководства.
Сотрудниками внутренней безопасности самостоятельно не выявлено и не пресечено ни одного факта коррупционного правонарушения, посредством телефона доверия не пресечено ни одно преступление. Зачастую граждане даже и не знают о его существовании.
Также хочу отметить, что должным образом не исполняются требования Приказа Министра от 11 июля 2016 года № 555 «О некоторых вопросах борьбы с коррупцией» так как ДЮ Костанайской и Павлодарской областей по фактам возбужденных уголовных дел не известили руководство Министерства.
О данных фактах стало известно только при сверке сведений с органами правовой статистики и специальным учетам.
Кроме того имеются многочисленные факты когда Департаменты юстиции извещают Министерство с запозданием.
Это свидетельствует о том, что Руководителю Департаментов порой не знают о возбуждении коррупционных дел в отношении своих сотрудников.
В этой связи руководителям Департаментов юстиции необходимо активизировать работу внутренней безопасности, а также наладить тесное взаимодействие с территориальными Департаментами Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции.
Вместе с тем, из всех сфер деятельности органов юстиции наиболее подвержена коррупции сфера оказания государственных услуг, одним из эффективных мер недопущения коррупционных фактов является совершенствование оказания государственных услуг с обеспечением исключения возможности контакта услугополучателя с услугодателем, путем автоматизации государственных услуг, а также перехода их оказания через Госкорпорацию, в том числе по расширению перечня услуг, оказываемых по принципу «одного заявления».
Автоматизация государственных услуг позволит также обеспечить принцип прозрачности, так как появится возможность отслеживать процедуру оказания государственной услуги, обоснованности удовлетворения либо отказа в оказании государственной услуги.
В свою очередь, территориальным органам юстиции необходимо обеспечить практическую открытость деятельности государственного органа перед общественностью путем взаимодействия с гражданами.
Более того, жалобы услугополучателей на качество оказания госуслуг должны быть услышаны руководителями Департаментов.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что всем нам предстоит большая работа по искоренению коррупции, устранению предпосылок, причин и условий ее порождающих, что во многом зависит от эффективной работы территориальных органов юстиции.
Желаю всем участникам плодотворной работы!
Спасибо за внимание!