Обеспечение прозрачности законопроектов
В Плане наций, институциональных реформах транспарентность, прозрачность деятельности всех ветвей единой государственной власти, государственных органов, принимаемых ими решений стоят в качестве актуальных и важных шагов. Субъектами права законодательной инициативы, как известно, по Конституции Республики Казахстан являются Президент страны, депутаты Парламента, Правительство Казахстана. В свете реформ на сегодняшний день эксперты отмечают «резкое» и эффективное обеспечение прозрачности законопроектов. Законы – это акты высшей юридической силы, по которым живет вся страна и участие гражданского общества, населения, партий, неправительственных организаций, средств массовой информации, научной и экспертной среды – является первостепенным в демократическом и правовом государстве. Глава государства Н.Назарбаев постоянно указывает на это в своих выступлениях.
Сегодня заседания Межведомственной комиссии ( МВК) при Правительстве Республики Казахстан по законопроектной работе ведется открыто с привлечением средств массовой информации. Заседания напрямую транслируется в соседней оборудованной для журналистов комнате. Где все видно и слышно. В саму комиссию входят либо вице-министры, либо ответственные секретари, курирующие законопроектную деятельность. Как только ответственный за законопроект вице-министр или ответственный секретарь выступил на МВК, ответил на вопросы членов комиссии, пусть законопроект прошел или не прошел, в любом случае – ответственный чиновник выходит к журналистам и отвечает на все задаваемые ему вопросы. Это очень демократично, прозрачно. Журналист свое видение освещает в своем СМИ. Что еще нужно для прозрачности. Это установил министр юстиции Марат Бекетаев во исполнение поручений Президента Казахстана. К сожалению, другие комиссии не всегда бывают открытыми. В состав Межведомственной комиссии по законопроектной работе достаточное количество представителей гражданского общества, неправительственных организаций, ученых, общественного совета при самом министерстве юстиции. И они активно участвуют в обсуждении, «не боясь» высказывают свои суждения, поскольку они независимы от государственных органов. Это ведь нужно для общества. Далее законопроект уходит в Правительство, а оттуда в Мажилис Парламента Республики Казахстан, где за законопроект «принимаются» уже депутаты.
Межведомственная комиссия по вопросам законопроектной деятельности является консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан. Главная цель деятельности Комиссии состоит в выработке предложений по совершенствованию действующего законодательства Республики Казахстан, а также законопроектной деятельности Правительства и уполномоченных государственных органов Республики Казахстан. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящим Положением. Рабочим органом Комиссии является Министерство юстиции Республики Казахстан.
Основными задачами Комиссии являются:
1) анализ законопроектной деятельности Правительства и уполномоченных государственных органов Республики Казахстан;
2) выработка рекомендаций по формированию текущего плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан и концептуального плана законотворческой работы с учетом поручений и ежегодного Послания Президента Республики Казахстан, нормативных постановлений и ежегодных посланий Конституционного Совета Республики Казахстан, ежегодных и специальных докладов Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, отчета Уполномоченного по правам человека, государственных программ и программ, утверждаемых Правительством, планов мероприятий по реализации государственных программ, решений Правительства, результатов правового мониторинга нормативных правовых актов, законов, принятие которых предусмотрено Бюджетным кодексом, решений Премьер-Министра Республики Казахстан, заключения Республиканской бюджетной комиссии в случае, когда законопроект предусматривает увеличение расходов или сокращение доходов республиканского или местных бюджетов;
3) внесение на рассмотрение Правительства Республики Казахстан предложений о приоритетных направлениях законопроектной деятельности;
4) подготовка предложений по урегулированию разногласий между государственными органами, возникающих в процессе разработки и прохождения законопроектов в Правительстве и Парламенте Республики Казахстан;
5) рассмотрение по ходатайству государственного органа вопросов о переносе сроков и внесении изменений и дополнений в План законопроектных работ на соответствующий год;
6) предварительная выработка рекомендаций по вопросам отзыва Правительством Республики Казахстан законопроектов из Мажилиса Парламента Республики Казахстан;
7) рассмотрение в 15-дневный срок со дня поступления в Правительство Республики Казахстан законопроектов, инициированных депутатами Парламента Республики Казахстан, с целью выработки по ним предложений по их положительной либо иной оценке;
8) предварительное рассмотрение концепций законопроектов (за исключением проектов законов, принятие которых предусмотрено Бюджетным кодексом) и предложений о разработке законопроектов по отношениям, уже урегулированным законодательным актом;
9) выработка рекомендаций о направлении законопроектов на научную, криминологическую и иную экспертизы, а также концепций законопроектов на научную правовую экспертизу;
10) анализ действующего законодательства Республики Казахстан и выработка рекомендаций по его систематизации;
11) внесение в установленном порядке на рассмотрение в Правительство Республики Казахстан предложений по определению приоритетных направлений работы по кодификации законодательства;
12) внесение предложений по разработке проектов кодифицированных актов.
Это вот тот строгий перечень основных задач Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан.
В связи с Планом нации, Мажилис также стал еще более открытым. На свои рабочие группы приглашаются представители гражданского общества, общественные деятели, ученые, эксперты, тем самым обсуждение проходит с участием общественности. На наиболее актуальные законопроекты проводятся парламентские слушания с привлечением средств массовой информации, опять с участием представителей гражданского общества. Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан Нурлан Нигматулин также акцентирует на необходимость теснейшей работы с гражданским обществом и средствами массовой информации. Таким образом, законодательная и исполнительная ветви власти тесно сотрудничают с гражданским обществом и в соответствии с Планом нации обеспечивают прозрачность законопроектной деятельности, а все это должно отражаться на жизни наших граждан.
Мерхат Ашимов