Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания
Президент страны 13 апреля 2017 года опубликовал актуальную статью «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» ,«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», указав, что Казахстан вступил в новый исторический период. Республика уже дала старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики, цель которой войти в тридцатку развитых государств мира, равняясь на стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Но сейчас пришло понимание того, что проведение двух модернизационных процессов, которые имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения, но их просто недостаточно без опережающей модернизации общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию , она выступит их сердцевиной. Хотя объективно было отмечено, что за годы Независимости были приняты и реализованы ряд крупных программ, как программа «Мәдени мұра» (с 2004 года), направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана, как программа «Халық тарих толқынында» ( с 2013 года), позволившая системно собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории Казахстана. А сейчас провозглашена и идет более масштабная и фундаментальная работа, чтобы изменить общественное сознание и стать единой Нацией сильных и ответственных людей.
В тезисах о национальном сознании в ХХ1 веке, анализ показывает, что Президент Казахстана объективно отметил: «на наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха. В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей. Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад. Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Убежден: важнейшая миссия духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания.»
Тем самым Глава государства Н.Назарбаев четко увязал, что без опоры, именно на духовную модернизацию, национально-культурные корни, историю, национальные традиции, провести до конца политическую и экономическую модернизацию будет очень трудно провести. Поэтому он выделил несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца. И на первое место показана позиция – конкурентоспособности не только отдельного человека, но и нация в целом которая имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.
Глава государства указал в статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» -«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» , что конкурентоспособность: «это означает, прежде всего, способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса. Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации. Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость. Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности.»
Уже всем понятно, эксперты это отмечают, что без знания иностранных языков, и прежде всего, английского, трудно приобщиться к огромному массиву накопленных человечеством знаний. Консервативные страны Европы, как Франция, Германия и другие, быстро экономически развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, все изучают этот язык. 90 % экономической, технической, гуманитарной информации – на английском языке. Отсюда и программы трехъязычия.
Да есть сложности, особенной в сельской местности. Но стремиться надо, работу проводить в этой области, также как охватом интернета всего Казахстана с программой «Цифровой Казахстан» - это насущное требование, веление времени. Уже не говоря о дальнейшем продвижении программы культурного и конфессионального согласия. Воспитание патриотизма, любви к Родине, к родному краю, дружба народов – все это относится к работе Ассамблеи народа Казахстана (АНК)
Это основа стабильности, национальной безопасности Республики Казахстан, дальнейшей защиты конституционных прав граждан.
Глава государства подчеркнул роль человеческого капитала и его развитие, без чего невозможно достижение цели устойчивого, успешного развития суверенного Казахстана.
Вторым важным моментом в статье является - усвоение принципа прагматизма. «Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. В нашей истории есть много примеров подлинного прагматизма. На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы. И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так, прежний национальный прагматизм обратился в расточительность. На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее. Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности. Умение жить рационально с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении. И это единственно успешная модель в современном мире. Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе. К сожалению, история дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение. Мы видели крах трех главных идеологий прошлого века – коммунизма, фашизма и либерализма. Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов, как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий.»
В тезисах Главы государства не прибавить и не убавить. Все «бьет» в точку. Время кичливости, жизни напоказ должны уйти в прошлое. В Германии, третьей стране по числу миллионеров – никто не кичится богатством. Наоборот, его не показывают. Там по достижению 18 лет родители не помогают детям, а учат их самим зарабатывать. А в обществе доминирует принцип бережливости, экономии. Везде написано «sparen» - экономить.
А о несбыточности радикальных идеологий показала сама история. Все утопии приводили только к краху и поэтому сейчас нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Так людям понятно и легче жить без излишних иллюзий.
Третьим важным моментом тезисов является сохранение национальной идентичности. Понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Президент указал на два важных направления. Это изменение в рамках национального сознания и сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт.
«В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами. Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры. Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя.» Н.Назарбаев поэтому и указал, современный Казахстан строит в соответствии с Конституцией правовое, демократическое, справедливое государство, основанное на принципах меритократического общества, где каждый гражданин должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Это соответствует конституционным принципам равенства и справедливости, уважения прав человека. Такая система не терпит кумовства. А кумовство, грубый местечковый протекционизм - это форма развития карьеры в отсталых обществах. Поэтому никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры и чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации. В этом залог успешного продвижения Казахстана к развитым и цивилизованным государствам. И это очень важно.
Четвертая позиция в тезисах, важная для развития человечества – это непреклонный принцип провозглашения культа знаний. Стремление к образованию всегда было характерно для народа. Казахи всегда почитали, уважали учителей, наряду с биями (судьями). Потом в советский период этот принцип остался, хотя заработная плата учителей - казахстанцев была не высокой. Важной заслугой Президента страны стала подготовка специалистов в ведущих зарубежных вузах. Это программа «Болашак». Это более десяти тысяч человек. До 2004 года отправляли учиться заграницу не более ста человек. Переломным был 2004 год, когда стали уезжать учиться несколько тысяч студентов и магистрантов. Создан Назарбаев университет, где читают лекции и ведут семинары известнейшие ученые со всего мира. Конкуренция среди молодежи сильно возросла. И теперь все стремятся повышать свою грамотность, знания. И тезис Главы государства о культе знаний на сегодня – актуальный, значимый. «Культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования. Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование. Каждый казахстанец должен понимать, что образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.»
Пятый важный тезис об эволюционном, а не революционном развитии Казахстана. В 1917 году началась революция в России, которая принесла колоссальные жертвы и страдания. Брат шел на брата, гражданская война, репрессии многое другое потрясли весь мир. Уничтожались духовные и культурные ценности, насаждалось что-то несвойственное народам. В этом году исполнится 100 лет со дня тех радикальных перемен на огромной части Евразии, что произошли в октябре 1917 года. Весь ХХ век прошел под знаком революционных потрясений.
Президент Н.Назарбаев поэтому указал в статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» -«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», что «каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории. А уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические. Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства. Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия. В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура. В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия. Конечно, в истории не бывает только черного и белого цвета. XX век принес немало позитивного Казахстану. Это индустриализация, создание социальной и производственной инфраструктуры, формирование новой интеллигенции. Определенная модернизация произошла. Но это была модернизация территории, а не нации. Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан. Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца.»
Но объективно было отмечено, на что внимание обратили эксперты, что эволюционное развитие общества как принцип не означает вечной консервации, а важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего. Кром того, характер революций изменился. Революции обретают отчетливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом. Отсюда и необходимость серьезного переосмысления того, что происходит в мире. Той части огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования.
Шестая важная позиция в тезисах – это открытость сознания. Ведь на самом деле многие проблемы возникают из-за того, что большой, глобальный мир стремительно меняется, а массовое сознание остается в «домашних рамках».
«Открытость сознания означает, по крайней мере, три особенности сознания. Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты. Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни – работу, быт, отдых, жилище, способы человеческого общения. Нужно быть готовым к этому. В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей.»
Отсюда важен тезис, что открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания и казахстанцы должны судить о мире не из окон своих домов, а видеть вызовы времени, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах.
Общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции.
Среди них работа поэтапного перехода казахского языка на латиницу. Тюркский мир взял за основу латиницу. Наши соседи, как Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Турция и другие на латинице. 7 августа 1929 года Президиумом ЦИК СССР и СНК СССР было принято постановление о введении нового латинизированного алфавита «Единый тюркский алфавит». Латинизированный алфавит официально использовался с 1929 по 1940 год, после чего был заменен кириллицей. История изменения алфавита казахского языка определялась в основном конкретными политическими причинами. Еще в декабре 2012 года в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстан-2050» Н.Назарбаев сказал: «Нам необходимо с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу».
К2025 году делопроизводство, периодические издания, учебники и все остальное мы начинаем издавать на латинице.
«Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке. Поэтому 2025 год не за горами, и Правительству нужно иметь четкий график перехода казахского языка на латиницу. В наших школах все дети изучают английский язык. Это – латиница. То есть для молодежи не будет проблем. Полагаю, что до конца 2017 года необходимо с помощью ученых и широкой общественности принять единый стандартный вариант казахского алфавита в новой графике. С 2018 года начать подготовку кадров для преподавания нового алфавита и подготовку учебников для средней школы. В ближайшие 2 года провести необходимую организационную и методическую работу. Конечно, в период адаптации определенное время будет работать и кириллица.»
Актуален проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам. Это создание условий для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. А также восстановление гуманитарных кафедр в вузах Казахстана. Государство пришло к пониманию того, что нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее. Будут переведены в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык. Тем самым молодежи будет дана возможность учиться по лучшим мировым образцам и поднять на качественно другой уровень подготовки сотен тысяч казахстанских студентов.
Президент Н. Назарбаев акцентировал внимание на том, что «это подготовка кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания. Наконец, это те люди, которые и станут главными проводниками принципов модернизации сознания – открытости, прагматизма, конкурентоспособности. Будущее творится в учебных аудиториях. Наше социальное и гуманитарное знание долгие годы было законсервировано в рамках одного учения и в рамках одного взгляда на мир. Выход на казахском языке 100 лучших учебников мира даст эффект уже через 5–6 лет. Нужно брать все самое современное и иметь переводы на государственный казахский язык. И это задача государства.» Уже идет большая работа в этой области.
Вопросы патриотизм для суверенного Казахстана обретают не простой смысл. Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Поэтому идет программа «Туған жер», которая перейдет в более широкую установку – «Туған ел». Н.Назарбаев сказал трепетное отношение к этому вопросу: «особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее. Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер»? Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Например, лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах. Второе: это содействие бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции и молодежи, которые переехав в другие регионы страны, хотели бы поддержать свою малую родину. Это нормальное и патриотическое желание, и его нужно поддерживать, а не запрещать.» Эта работа должна идти системно и организованно, взвешенно и с правильным пониманием.
«Мы должны найти разные формы поддержки и социального уважения, которые помогут малой родине, включая механизм спонсорской помощи. Здесь огромное поле для работы. Мы можем быстро озеленить наши города, значительно помочь компьютеризации школ, поддержать региональные вузы, художественные фонды местных музеев и галерей и т. д. Кратко говоря, программа «Туған жер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма. От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране (к Казахстану).»
Наряду с проектом «Туған жер», появился необходимый тезис по укреплению в сознании народа общенациональных святынь, проекта «Духовные святыни Казахстана». СМИ серьезно и системно стали заниматься национальными информационными проектами в этой связи.
Было отмечено о конкурентоспособности в современном мире и конкурентоспособности культур. Глава государства уточнил, что «огромная часть успеха США в эпоху «холодной войны» – это успехи Голливуда. Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать еще один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Первое – нужен целевой подход, чтобы отечественная культура зазвучала на шести языках ООН: английском, русском, китайском, испанском, арабском, французском. Второе – это должна быть именно современная культура, та, что создана и создается нашими современниками. Третье – это должна быть абсолютно современная по форме подачи материала методика. Например, это не просто книги, но весь набор мультимедийного сопровождения. Четвертое – должна быть серьезная государственная поддержка. В частности, системная работа Министерства иностранных дел, Министерства культуры и спорта, Министерства информации и коммуникации. Пятое – огромная роль всей нашей творческой интеллигенции, в том числе Союза писателей и Академии наук, университетов и общественных организаций.» Эта очень серьезная и трудоемкая работа уже набирает обороты и включает не только отбор лучших произведений национальной культуры, но и презентацию их за рубежом.
Проект «100 новых лиц Казахстана» – это история 100 конкретных людей из разных регионов, разных возрастов и национальностей, которые добились успеха за эти стремительные годы. Это конкретные истории конкретных людей, это облик современного Казахстана. Современная медиакультура строится не на «говорящих головах», а на создании подлинных историй жизни. Вот создание таких подлинных историй и должно стать предметом профессиональной работы наших средств массовой коммуникации. В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить – надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории. Эти тезисы Президента ориентируют Казахстан только на позитивное будущее, вселяют уверенность в завтрашнем дне.
Мерхат Ашимов, Тимур Башимов
12 комментария