Разъяснение хода реализации Стратегии «Казахстан – 2050»
В 2012 году в Казахстане была разработана и сейчас успешно реализуется Стратегия "Казахстан-2050", в ее контексте План нации "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ главы государства Н. А. Назарбаева. Задача направлена на коренное реформирование общественных отношений и выведение Казахстана в 30-ку наиболее конкурентоспособных стран мира к 2050 году. Поэтому важным являлось разъяснение хода реализации Стратегии «Казахстан – 2050». Документ стали внимательно изучать, обсуждать и пропагандировать эксперты, неправительственные организации, политические партии, ученые, государственные органы, средства массовой информации и соответственно разъяснять ход ее реализации. Как показывает анализ, этот процесс, в целом, проходил и проходит успешно. Информационное сопровождение помогало доводить до общественности, разных социальных групп, тот круг задач, который необходимо решать, что это направленно на благо прав граждан, общества и государства.
Более чем за четверть века независимости Казахстан состоялся как авторитетное независимое, уважаемое государство, укрепилась национальная экономика, включенная в глобальные хозяйственные связи. Вместе с тем в настоящее время мир меняется быстрыми темпами. Наступает другая эпоха. Возникает новая глобальная реальность с иными возможностями и рисками. Уже достигнуты значительные успехи в продвижении пяти институциональных реформ. Если касаться правовой сферы с 2013 года начался очередной этап модернизации национальной правовой системы.
Как было отмечено в Стратегии, законодательство должно не только защищать национальные интересы, но и синхронизироваться с динамично развивающейся международной правовой средой. Было поручено Правительству принять системные меры по повышению конкурентоспособности нашей правовой системы во всех ее базовых отраслях как публичного, так и частного права. К сегодняшнему моменту
Уголовного и Уголовно-процессуального законодательства. Акцент необходимо сделать на дальнейшей гуманизации, в том числе декриминализации экономических правонарушений.
К сегодняшнему моменту после обсуждения в обществе приняты четыре новых кодексов: Уголовно-процессуальный, Уголовный, Уголовно-исполнительный и Кодекс об административных правонарушениях. Принятие этих ключевых законодательных актов концептуально модернизирует систему уголовного судопроизводства и должно вывести казахстанское право на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы. Глава государства в целях обеспечения верховенства права, необходимости построения правового государства обозначил необходимость постоянного следования принципу нулевой терпимости к беспорядку, нарушениям законности. Обсуждение этих вопросов также находило и находит информационное сопровождение в средствах массовой информации, интернет - ресурсах. Президент страны отмечал в Стратегии в 2013 году, что «развитое общество начинается с дисциплины и порядка во всем: комфортного подъезда, аккуратного двора, чистых улиц и приветливых лиц. Мы не должны мириться даже с самыми малыми правонарушениями, хулиганством, бескультурьем, поскольку это нарушает общественный покой, снижает качество жизни. Ощущение беспорядка и вседозволенности создает почву для более серьезных преступлений. Атмосфера нетерпимости к мелким правонарушениям – важный шаг в укреплении общественной безопасности, борьбе с преступностью. Нам нужно преодолеть правовой нигилизм и включить общество в дело охраны общественного порядка. Нам необходимо увязать деструктивное социальное поведение с возможностью получить работу. Мы должны ввести меры наказания за хулиганское поведение в общественных местах, которое должно обязательно отражаться в личных делах и резюме и учитываться при приеме на работу и продвижении по карьерной лестнице. Все это должно стать нормой общественной жизни.» Все эти тезисы актуальны и сейчас. Это постоянный процесс. Поэтому проводится большая работа, в первую очередь с молодежью. Им разъясняется эти актуальные постулаты, обозначенные Главой государства. Это происходит в школах, вузах, трудовых коллективах, в селах, везде, там где есть возможность. Разъяснительную работу проводят государственные органы как министерство внутренних дел, министерство образования и науки, гражданский сектор, общественные институты, политические партии, средства массовой информации. В период проведения ЭКСПО в Астане это стало еще важным. В столицу постоянно прибывает большое количество туристов из разных стран. Необходимо отметить эффективную работу ДВД г. Астаны, и ее пресс-службы. По состоянию на сегодняшний день было зарегистрировано 3343 правонарушений и преступлений.
В правовом контексте актуальным является, провозглашенная в Стратегии «Казахстан-2050» Президентом страны концепция борьбы с коррупцией, где он отметил, что «Государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции. Коррупция – не просто правонарушение. Она подрывает веру в эффективность государства и является прямой угрозой национальной безопасности. Мы должны резко усилить борьбу с коррупцией, в том числе посредством совершенствования антикоррупционного законодательства, с тем, чтобы достичь нашей конечной цели – искоренить коррупцию как явление.»
Следует отметить важность тезиса, что коррупция подрывает национальную безопасность страны. А национальная безопасность – это состояние защищенности конституционных прав граждан, общественных ценностей и самого государства. Подрывается конституционный принцип равенства и справедливости. Кто дает взятку и извлекает преимущества перед другими, тем самым подрывая веру граждан в само государство. Поэтому постоянная и безжалостная борьба с коррупцией стала приоритетом государства, поднимает престиж государства на мировой арене. В этой борьбе государство делает акцент не только на репрессивный уклон, но и на превентивный, предупредительный момент. На правовое просвещение. Привлекая общественные институты, неправительственные организации, блогеров, средства массовой информации. И это находит поддержку в обществе. С 2012 года со Стратегии «Казахстан -2050» уже проделана большая работа. Эффективна работа Национального бюро по противодействию коррупции. Привлечены к ответственности высокопоставленные чиновники, всех уровней. И как отметил Глава государства работа будет вестись невзирая на чины и должности. Опять велась отлаженное информационное сопровождение государственной политики по противодействию коррупции, выполнению положений Стратегии «Казахстан -2050». Проблема коррупции существует во всех странах, которое тормозит социально-экономическое и политическое развитие всех стран. Различие лишь в характерных проявлениях и масштабах. К коррупционным деяниям, прежде всего, относят злоупотребление чиновниками властью или должностным положением для получения личной выгоды. А также подкуп чиновников, использование служебных полномочий в корыстных целях. Коррупция подрывает основы конституционного строя, национальной безопасности, снижают доверие общества к государству, является существенной проблемой для экономического и политического развития страны. При определении причин, условий и последствий коррупции должны учитываться такие факторы, как уровень правовой культуры, национальные и религиозные особенности, местный менталитет.
При проведении социологических опросов казахстанцы назвали шесть основных причин порождения коррупции: недостаточный контроль за действиями чиновников, их доходами и расходами; несовершенство судебной системы; низкие зарплаты бюджетников; неадекватность наказания за факты коррупции; неразвитая экономика и отсутствие общественного контроля; национальные традиции, менталитет. Респонденты выделили четыре основные меры борьбы — эффективность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и коррупционерами, ужесточение законодательства, жесткий контроль распределения и расхода бюджетных средств, повышение правовой грамотности населения.
Главными условиями эффективного и системного противодействия коррупции признаются независимость и справедливость правосудия; прозрачность государственных процедур и нетерпимость к коррупции в обществе; подотчетность и подконтрольность органов власти обществу, меритократия в кадровой политике государства, Все эти вопросы нашли отражение в провозглашенных Главой государства – институциональных реформах, «Плане нации».
В Стратегии Президент страны указал на дальнейшее реформирование правоохранительных органов и специальных служб.: «Мы должны продолжить реформу правоохранительных органов и спецслужб. Без этого мы не решим задачи формирования «нулевой терпимости» к беспорядкам и искоренения коррупции. За последние три года проведен ряд важных реформ правоохранительных органов и специальных служб. Это важный шаг укрепления государственности. Улучшена правовая база их работы. Четко определены функции. Исключено дублирование деятельности. Гуманизирована уголовная политика. Проведена тотальная аттестация сотрудников всех силовых структур. Из более чем 100 тысяч человек аттестацию не прошли и были уволены из органов 12,5 тысячи человек. Мы будем продолжать эту работу дальше.» Президент страны также сказал, что необходимо «разработать концепцию кадровой политики правоохранительных органов. Создать на базе Высшей аттестационной комиссии постоянно действующую структуру по кадровой политике в правоохранительных органах. Сформировать президентский резерв руководителей правоохранительных и специальных органов. Поручаю моей Администрации, Совету безопасности совместно с Правительством сформировать межведомственную рабочую группу и до конца второго квартала 2013 года разработать проект программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы.»
Все указания Главы государства за эти годы были реализованы. На базе созданной Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре проводятся курсы для президентского резерва. Созданные общественные советы при правоохранительных органах оказывают содействие в проведении государственной политики по защите конституционных прав граждан. Гражданский контроль. Высказывают свои рекомендации. Все это находило информационное сопровождение.
Еще один важный для граждан вопрос нашел отражение в Стратегии «Казахстан – 2050» в 2012 году. Это тезисы по реформированию судебной системы. Президент страны Н. Назарбаев указал, что «важнейшим вопросом правовой политики является реализация гражданами права на судебную защиту, которая гарантирована Конституцией. Для этого необходимо упростить процесс отправления правосудия, избавить его от излишних бюрократических процедур. При активном внедрении новых информационных технологий сделать это несложно. В то же время в целях разгрузки судов следует продолжить развитие институтов внесудебного урегулирования споров. Нужно предусмотреть такой механизм, при котором разрешение споров по незначительным вопросам будет проводиться во внесудебном порядке. Авторитет судебной власти подрывается из-за неисполненных судебных решений. В связи с этим должны быть приняты меры по кардинальному исправлению этой ситуации. А именно:
- оптимизирована судебная и правоохранительная система, что позволило повысить оперативность и более эффективное отправление правосудия, а также усилить роль судов первой и апелляционной инстанций, в которых будет рассматриваться большинство дел;
- введена аудиовидеофиксация всех судебных процессов, что повысило прозрачность судебного процесса;
- с целью инвестиционной привлекательности казахстанской экономики в Астане создан Международный арбитражный центр AIFC (Международный финансовый центр Астана) на примере опыта в Дубае, с включением в его состав авторитетных международных арбитров, способных обеспечить рассмотрение спора по международным стандартам;
- создан Международный совет из числа авторитетных зарубежных судей и юристов, который будет консультировать судей, рассматривающих инвестиционные споры при Верховном суде.»
На сегодняшний день в судебной системе произошли большие изменения, направленные на прозрачность ее деятельности, жесткий отбор кадров по принципу меритократии и многое другое. Уделяется особое внимание повышению доверия к судебной системе, усилению ее роли в деле защиты прав и законных интересов граждан. Приняты меры по совершенствованию механизма формирования корпуса судей, развитию электронного судопроизводства, повышению уровня его прозрачности и доступности. Возросло доверие к судам. Инвесторы стали больше доверять правовой системе страны. Общество поддержало позитивные изменения в судебной системе. Опять же впервые активно и всесторонне в средствах массовой информации разъяснялся ход реализации Стратегии «Казахстан – 2050» и План наций.
Это только результаты нескольких шагов, внедрение которых уже позволяет вести более эффективную работу в рамках указанных реформ.
В Послании Президента страны народу Казахстана: «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечается, что наше общество, последовательно двигаясь по политической либерализации, шаг за шагом «приближается к самым высоким стандартам в области демократизации и прав человека». Таким образом, одним из основных направлений Стратегии «Казахстан-2050» на пути нашей страны к тридцатке самых развитых государств мира тем самым является дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии.
Главой государства отмечается: «Общество и граждане должны быть непосредственно вовлечены в процесс принятия государственных решений и их реализации. Через органы местного самоуправления нужно предоставить населению реальную возможность самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения … Настало время гражданам активно вовлекаться в решение насущных вопросов на местах, контролировать работу местных органов власти». Тем самым, новые перспективы, открывающиеся перед Казахстаном при воплощении в жизнь Стратегии «Казахстан-2050», Плана наций будут и дальше требовать конструктивной и слаженной работы органов государственной власти и институтов гражданского общества.
Мерхат Ашимов
Тимур Башимов