Становление судебной системы Республики Казахстан
Становление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти начинается с разработки нового закона о судоустройстве, которая велась по поручению Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. на завершающей стадии в 1989-1990 годах. Как результат, 23 ноября 1990 года Верховным Советом Казахской ССР был принят Закон «О судоустройстве Казахской ССР». В течение 1991-1997 годов началась большая работа по созданию законодательной базы для работы правосудия нового государства. В этой работе Нурсултан Назарбаев, четко определил стратегическую линию - формирование и становление судебной системы нового типа с предоставлением судам в полном объеме полномочий, присущих им в правовом государстве, закрепление их высокой и ответственной социальной роли.
Во всех политических и основополагающих юридических документах того периода проходила норма о независимости судебной системы как отдельной ветви государственной власти. В числе первых Указов Главы государства, имеющих силу закона, 20 декабря 1995 года был и Указ, имеющий силу Конституционного закона «О судах и статусе судей в Республики Казахстан», который заложил основные принципы судоустройства и отправления правосудия в нашей стране. Именно эти нормативно-правовым актом впервые был введен термин - «судебная власть».
Для показа конкретных результатов развития судебной системы независимого Казахстана, итогов исполнения поручений Главы государства, а также демонстрации динамики развития данной сферы хочется остановиться на нескольких направлениях работы.
Во-первых, в целях выполнения задач внесены изменения в действующее законодательство, касающиеся кадрового отбора судей и профессиональных требований к действующим судьям. Так, предусмотрено, что кандидат в судьи должен иметь высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и не менее 5 лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, помощника суда, прокурором или адвокатом, либо не менее 10 лет стажа по юридической профессии, также предусмотрено прохождение кандидатом полиграфического исследования.
Кандидаты на должность судей должны пройти годичную оплачиваемую стажировку в суде. Полная стажировка в течение всего дня с отрывом от основного места работы позволит стажёрам усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности. При таком подходе стажировку будут проходить именно те лица, которые осознанно выбрали для себя дальнейшую работу в качестве судьи. Лишь после получения положительного заключения о результатах стажировки кандидат допускается к участию в конкурсе на занятие вакантной должности судьи.
Для вновь назначенных и действующих судей со стажем работы до 20 лет предусмотрена периодическая оценка их профессиональной деятельности один раз в пять лет. Оценка профессиональной деятельности судьи проводится также при участии судьи в конкурсе на должность судьи вышестоящего суда, председателя суда и председателя коллегии суда.
В целях повышения профессиональной квалификации судей на системной и плановой основе в судах области проводятся различные обучающие мероприятия по изучению нового законодательства и правоприменительной практики. Данные мероприятия действуют положительно, о чем свидетельствует наметившаяся тенденция снижения количества судебных актов, подвергающихся отменам и изменениям, то есть качество отправления правосудия повышается.
Во-вторых, система судоустройства в нашей Республике переведена с пятиступенчатой на трёхуровневую. Сокращение числа судебных инстанций существенно сократило длительность судопроизводства, и соответственно, обеспечило эффективную защиту прав граждан в максимально короткие сроки. В то же время сокращение числа судебных инстанций усилило роль сосредоточенной в областных судах апелляционной инстанции, которая теперь рассматривает дела не единолично одним судьёй, а коллегиально в составе не менее трёх судей.
В-третьих, во всех судах Республики внедрены и применяется система аудио-видеофиксации судебных процессов. Осознание факта присутствия видеокамеры оказывает дисциплинирующее воздействие на суд и участников процесса и, как результат, положительно влияет на соблюдение порядка в зале судебного разбирательства, кроме этого, аудио-видеофиксация свела к минимуму споры о правильности и полноте записи хода процесса.
В результате проводимой планомерной работы по итогам 25 лет можно констатировать, что полноценная судебная система в Казахстане состоялась. Она отвечает всем требованиям правового государства и способна выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению исполнения Конституции и законов, защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Судья Сарыаркинского районного суда города Астаны
Алпысбаева К.Е.