О предварительных результатах проектов, реализуемых Генеральной прокуратурой Республики Казахстан
В системе прокуратуры происходят важные изменения.
Прежде всего, это изменения в Конституцию. Впервые за 22 года изменилась 83 статья.
Во-вторых, сферы надзора были твёрдо зафиксированы в Основном Законе. Теперь всё по другому. Объёмы и пределы надзора будут чётко определены в законе о прокуратуре и иных процессуальных законах с учетом требований времени. Закон о прокуратуре вступил в силу в середине июля т.г.
В-третьих, по поручению Главы государства создана специальная группа. Её цель - модернизация УПК. Посмотреть на уголовный процесс глазами простого человека и создать эффективную её модель. Есть уверенность, что до конца года выполним это поручение и внесём соответствующий законопроект в Парламент.
Это усилит правоохранительный потенциал прокуратуры.
С этой целью мы глубоко изучили практику развитых стран.
Недавно первые руководители органов досудебного расследования и Верховного Суда посетили Литву, Эстонию, Грузию и Англию. Ознакомились с работой прокуратуры. Специалисты из Голландии, Украины и Германии побывали у нас и поделились своим опытом.
Что увидели? Главная задача прокуратуры в развитых странах - обеспечение законности по уголовным делам. Там прокуратура – мощный фильтр между судом и полицией. Она устраняет недостатки следствия, квалифицирует действия обвиняемого, поддерживает гособвинение.
Поэтому перед нами стоят 4 задачи:
а) четкое разграничение полномочий между органами следствия, прокуратуры и судом;
б) усиление судебного контроля;
в) усиление равенства защиты и обвинения;
г) максимальная экономичность уголовного процесса.
В целом, Конституция и Закон дали нам только полномочия. А что мы делаем для того, чтобы эти полномочия были полезны для общества и государства?
Во-первых, с начала года реализуем пилотный проект.
У нас даже при достаточности доказательств и признании вины самим обвиняемым, уголовное дело расследуется месяцами. Потерпевшие, свидетели, отодвинув свою работу либо бизнес на второй план, вынуждены каждый день, а порой и неделями обивать пороги органов следствия.
Поэтому выбрали для эксперимента Алматинский район Астаны и Целиноградский район Акмолинской области и углубились в причины этой проблемы.
Есть существенные результаты. Доказанные дела расследуются не как раньше 1-2 месяца, а лишь 5 дней, в крайнем случае, неделю, после чего выносятся приговоры. 75 процентов дел завершены в такие короткие сроки. Остальные - это сложные дела, которые требуют детального изучения обстоятельств дела. Каким образом мы этого добились?
В первую очередь, сократили число лиц, изучающих и визирующих дело. Оказалось, что в полиции и прокуратуре одно дело проходит через десятки людей. Конечно, это отнимает много времени. А для рассмотрения дела в суде тоже требуется, как минимум, месяц. Естественно, такой долгий процесс вызывает недовольство граждан. Поэтому ускорили процедуры в полиции и прокуратуре.
По УПК уголовное дело о проступке прокурором должно изучаться сутки. Это время мы сократили до 6-ти часов. А по ускоренной форме дела рассматриваются и направляются в суд уже не за трое суток, а за 24 часа.
Раньше полиция теряла много времени для того чтобы, передать дело прокурору. Надо было идти в прокуратуру, сдать в канцелярию. Пока дело через прокурора города (района) дойдёт до исполнителя, уходит время. Сейчас мы убрали все эти лишние преграды. Для этого в РОВД специально посадили дежурного прокурора. Он рассматривает дела и сам направляет их в суд.
Что еще? Следователям раньше приходилось запрашивать либо стоять в очереди и получать справки из нарко и психодиспансера. Сейчас он может сидя в кабинете в течение 10 минут «вытащить» справку из базы.
У сотрудников появилось время и возможность заниматься другими нераскрытыми, тяжкими преступлениями. Таким быстрым расследованием дел без волокиты довольны и граждане. Пилот, начатый в двух этих районах, распространяем по всей республике.
Второй проект – система «Зандылык».
Этот проект разработан совместно с Верховным Судом. Продукт ай-ти технологий.
В системе оцифрованы все нормы Уголовного кодекса. При подготовке прокурором или судьей решений на компьютере эта система мгновенно обнаруживает и подчеркивает ошибки красным цветом. Какие ошибки?
Не чересчур ли строгое или необоснованно мягкое наказание, насколько точно избран вид режима, нужна ли конфискация, не забыли ли про дополнительное наказание? Эти и другие вопросы. Порядка по 100 параметрам.
Через эту базу пропустили 40 тысяч приговоров за 2016 год. По нашим протестам исправлено 559 приговоров. Из них 174 - в Верховном Суде.
Свыше 100 осужденным снизили объём предъявленных обвинений, уменьшили чрезмерно строгие наказания и поменяли вид колонии.
Система «Зандылык» начала менять мышление прокуроров и судей. Чтобы не попасть в базу, они стали тщательно изучать законы и перепроверять по несколько раз свои решения. Качество судебных решений стало улучшаться. Поэтому число уголовных дел, рассмотренных в апелляции, сократилось на 40%.
В ближайшее время у нас будет возможность увидеть весь процесс в онлайн-режиме с момента регистрации преступления до исполнения наказания.
До конца года планируем максимально усилить систему «Зандылык» и внедрить ее полностью с 1 января 2018 года. Тогда устраним все явные недостатки в судебных приговорах.
Третий проект - электронные уголовные дела.
Ежегодно расследуется свыше 500 тысяч дел. Всё на бумаге. Дело можно потерять, сфальсифицировать или вовсе уничтожить. Зачастую никто не узнаёт. За 2,5 года потеряли 3,5 тысячи дел. За подделку доказательств осуждены 33 сотрудника.
Для проверки заявлений дела из регионов ждём 2-3 недели. Ещё 20 дней уходит на их возврат. Таким образом «путешествуют» сотни тысяч дел.
Перенос дел в е-формат – один из первых шагов в данном направлении.
В странах, уделяющих особое внимание этой проблеме, и преступлений меньше, и высокий уровень их раскрываемости. Во многих странах ОЭСР уголовные дела ведутся не на бумаге, а в электронным виде.
В связи с этим Комитет правовой статистики разработал программу «Е-уголовное дело». Из бюджета на эти цели дополнительных средств не потребовалось. Он охватывает все стадии: от регистрации преступления, его расследования и до исполнения приговора.
Что нам даст электронное уголовное дело?
- a) не будет фальсификаций уголовного дела, они не будут теряться;
б) избавимся от ненужной бумажной волокиты;
в) с переходом на электронный формат дела будут расследоваться ещё быстрее, так как дела не будут «гулять» неделями между центром и районами. В программе будет около 100 шаблонов процессуальных документов. Санкцию суда можно будет получить в электронном виде;
г) усилится аналитика. Каждое дело будет рассматриваться более тщательно и появится возможность формировать практику;
д) потерпевший, обвиняемый, а также адвокат могут в любое время в онлайн-режиме посмотреть, как расследуется дело;
ж) начнёт работать модуль электронных обращений. Это означает, что если стороны будут жаловаться на действия следователя, то прокурор может сразу же проверить его действия онлайн. Пилотный проект начали по всем правоохранительным органам в ряде областей.
Мы готовы с 1 июля 2018 года перевести весь уголовный процесс в цифровой формат. Это не потребует дополнительных средств.
Четвёртый проект – электронные дела об адмправонарушениях.
Ежегодно их свыше 4 млн. Протоколы составляют 64 госоргана. В эту сферу вовлечён практически весь госаппарат и каждый 4-ый житель. Однако уплата штрафов - менее 50%.
Протокола тоже на бумаге. Значит утери дел, потеря сроков, фальсификации. Из них 60% касаются правил дорожного движения.
Сотрудник полиции, который стоит у дороги, оформляет бумажный документ, допускает ошибки. Он может потеряться. Оператор вносит его в базу через 2-3 дня. Эти сведения также могут быть неправильно занесены в компьютер. В итоге страдает водитель. Он не может ни оплатить штраф, ни найти себя в базе. Из-за этого многие штрафы не исполняются. Люди не могут выехать за рубеж, ограничиваются их права. Это прямой путь к коррупции.
Поэтому с начала июля мы начали пилотный проект в Астане. Теперь при нарушении водителем правил дорожного движения полиция будет составлять протокол не на бумаге, а в электронном виде с помощью планшета. Автор данной IT-программы - Комитет правовой статистики. Он подключен к базам госорганов через систему СИОПСО.
Если на планшете ввести ИИН, то можно увидеть всю информацию о водителе – ФИО, место жительства, водительское удостоверение, уплатил ли штрафы, сколько раз нарушил ПДД, не числится ли его машина в угоне и многое др.
Весь контент автоматически «подтягивается» из баз госорганов. Электронный протокол невозможно потерять или подделать. Он сразу отражается в нашем Едином реестре адмдел (ЕРАП).
В результате на оформление протокола уходит самое большее 3-5 минут. Его копия направляется на электронную почту правонарушителя, а также поступает смс-сообщение на его телефон.
К осени будет внедрена возможность оплаты штрафа банковской карточкой на месте.
Этот пилотный проект только начало большого проекта. В будущем переведем все административные дела в электронный формат. Начиная с составления протокола вплоть до исполнения административного наказания.
Пятый проект– уголовные штрафы.
Данное наказание будет применяться по преступлениям небольшой и средней тяжести. Однако такое наказание назначается всего лишь по 5% дел. Даже ещё ниже. Почему? Потому что размеры штрафов большие. Для их уплаты даётся совсем немного времени. А повлиять на людей, умышленно уклоняющихся от уплаты очень сложно.
Мы проанализировали эту ситуацию с учётом передового зарубежного опыта и разработали проект закона. Его обсудили на Первом криминологическом форуме, проведенном в Косшы. Вынесли на рассмотрение комиссии при Администрации Президента. Получили согласие Совета по правовой политике. Основные предложения законопроекта:
- за совершение преступления снизить нижний предел штрафа с 500 до 200 МРП;
- учитывая условия проживания осужденного, предоставить рассрочку для уплаты штрафа до трех лет;
- в случаях, если лицо не оплатило штраф, то совершенствовать механизм замены на другой вид наказания.
Шестой проект – «СТОП-Кражи».
По статистике 60% всех преступлений приходится на кражи.
В связи с этим обсудили эти вопросы на Координационном совете при Генпрокуратуре. Совместно с Министерством внутренних дел утвердили Дорожную карту.
В целях реализации пилотного проекта выехали в Жамбылскую, Алматинскую, Южно-Казахстанскую области. Провели разъяснительную работу среди населения. Убедили население о том, что борьбу с кражами нужно в первую очередь начинать с себя. Установить на улицах видеокамеры, в квартирах – домофоны, в домах – сигнализацию.
Для сельского населения самая болезненная проблема - кража скота. По нашей рекомендации были установлены GPS-трекеры свыше 20 тысячам голов крупного скота. С помощью телефонов в онлайн-режиме можно отследить местонахождение лошади или коровы.
Во многих случаях и вор, и хозяин утверждают, что скот «его». В целях недопущения таких случаев было предложено прокалывать бирки на ушах животных. При нашем вмешательстве в трех областях на 2 млн. голов скота установлены такие бирки.
В результате общее число краж сократилось на 11%. Это только начало. Сейчас специальная группа разрабатывает поправки в закон. Работа продолжается.
Седьмой проект – защита прав дольщиков.
Жилье – самая главная необходимость в жизни. Для обеспечения доступности жилья в стране реализуются специальные программы.
Однако, некоторые строительные компании завлекают людей дешевыми квартирами, предлагают сомнительные условия и обманывают их.
Эта проблема появилась в 2003-2006 годах, когда не завершили строительство 450 домов. 60 тысяч людей лишились денег, которые копили годами, потеряли квартиры.
Хотя в 2006 году был принят специальный закон, компании-мошенники нашли способ, как его обойти. Для привлечения денег эти компании снова «кинули» людей, предлагая договоры «инвестирования», «совместного участия», «предварительной продажи». В 7 областях не завершено 74 объекта, 9 тысяч людей остались без крыши над головой.
В связи с этим начали решать эту проблему совместно с акиматами, полицией и бизнесменами. 22 компании завершили строительство домов, 3 тысячи человек получили квартиры, возобновлено строительство 18 домов.
Пресекли 19 фактов незаконного сбора денег у населения.
На сегодняшний день приостановлено строительство 34 объектов. Там 4 тысячи человек.
В целях недопущения обмана граждан со стороны недобросовестных компаний перейдем на онлайн-мониторинг. Есть несколько сайтов, посвященных рекламе по продаже квартир. Если не будет разрешения акимата и Фонда гарантирования, то специальная IT-программа будет блокировать эту рекламу.
Восьмой проект – самозахваты земли. Эта проблема до сих пор остается нерешенной. Очень много людей завладели якобы «бесхозными землями». Пока пытаешься установить собственника земли, она может превратиться в большую деревню. Требуешь освободить землю - начинается шум. Год назад было 2,5 тысяч незаконных участков в Астане, Алматы, Акмолинской, Кызылординской, Жамбылской областях. Это 300 га земли.
В прошлом году проанализировав все эти моменты, утвердили комплексный план. В каждом регионе создали мобильные группы. В Акмолинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях эта проблема решена полностью. В Алматы остался 1 участок, в Кызылорде – 55, Астане – 338.
С июля 2016 года в 6 раз уменьшили число самозахватов (с 2500 до 394).
Следущий вопрос - как недопустить самозахваты. Поэтому мы разработали алгоритм мониторинга наиболее привлекательных для строительства земель. Его мы будем проводить совместно с Министерством сельского хозяйства и Национальной компанией «Ғарыш сапары».
Сейчас из Минсельхоза мы получаем схемы участков. Сравниваем их со снимками из космоса. Каждый метр земли виден как на ладони. Эту работу проводят прокуроры в каждом регионе. Благодаря этому новшеству мы нашли незаконно захваченные 151 участков.
В «Железнодорожном массиве» Астаны выявили строительство 10 домов. Некие лица продавали другим людям, не принадлежащие им участки. А люди покупались на эту аферу и скупив эти участки, строили дома. Таким образом они попадали в сети мошенников. По факту мошенничества возбуждено уголовное дело.
Разумеется, при ручной сверке снимков с космоса и карты может иметь место человеческий фактор. Кто-то может не увидеть, кто-то может забыть. Поэтому по нашей инициативе разрабатывается Ай-Ти система. Она сама сопоставляет карту и снимки из космоса, сама устанавливает незаконные постройки и будет предупреждать нас. Тогда не будет ошибок и мы сможем оперативно реагировать на незаконные захваты земель.
Девятый проект – алименты.
Эта самая сложная проблема в обществе. 370 тыс. детям родители должны 9 млрд.
С начала октября прошлого года совместно с Министерством юстиции разработали Дорожную карту.
В каждой области были созданы рабочие групппы, состоящие из прокуроров, сотрудников полиции, юстиции. Для них выделили специальный кабинет, вместе стали изучать каждый неисполненный материал. Подключили все ресурсы государственного аппарата.
Участковые инспектора полиции принудительно доставляли должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, к судебным исполнителям. В отношении 5400 лиц были составлены административные протоколы, 650 человек были привлечены к уголовной ответственности. Из них 100 человек осуждены. Через государственные базы данных установили места их проживания и работы. Чтобы должники имели доход и выплачивали алименты 2700 человек с помощью акиматов устроены на работу. 103 тысячам детям выплачено 4,5 млрд. тенге.
Сейчас продумываем механизм взыскания долгов по алиментам за счет имущества, в случае если у должника нет средств на выплату алиментов. Нужен механизм по контролю за целевым расходованием алиментов. Будем продвигать вопрос о создании алиментного фонда.
Десятый проект – защита бизнеса.
Создание благоприятных условий для предпринимательства, исключение лишних препятствий – это задача поставленная перед нами Главой государства. Поэтому для развития предпринимательства должны быть заинтересованы и правоохранительные органы.
С начала прошлого года мы совместно с палатой «Атамекен» начали реализацию проекта по защите бизнеса. Сфера бизнеса «кишит» проблемами. К бизнесу предъявлялись более 30 тысяч требований. Размеры адмштрафов очень большие. Нескончаемые проверки. Увеличилось давление органов уголовного преследования.
С момента старта проекта совместно с Палатой «Атамекен» и соответствующими органами провели 5 крупных мероприятий. Обсудили проблемы в регионах.
Провели в Караганде большую коллегию. Прямо указали на недостатки в работе местных уполномоченных органов. Было установлено, что самое жесткое давление на бизнес оказывает Служба экономических расследований. Подняли все их дела, провели глубокий анализ.
Следователи СЭР завышали показатели, искажали факты, незаконно преследовали бизнес. В результате 24 сотрудника были наказаны. Из них 7 следователей уволены, двое сами уволились с работы. В отношении одного сотрудника возбуждено уголовное дело.
В целом, по республике в 2016 году количество необоснованно зарегистрированных экономических преступлений снизилось в 11,5 раз (до нашей инициативы 6 тысяч, после - 560). А в этом году их количество сократилось в 4 раза (3206 - 784). Из Уголовного кодекса исключена статья «Лжепредпринимательство».
По нашей рекомендации из 540 контрольных функций компетентными органами было исключено 139. По линии СЭС и противопожарной службы министерства здравоохранения и внутренних дел отменили 14 тысяч своих требований. Остальные 3 тысячи - это необходимые нормы для обеспечения здоровья и безопасности граждан.
В рамках проекта по защите бизнеса введен институт досудебной апелляции по налоговым, таможенным спорам.
Планируем уменьшить размер штрафа по 157 статьям, применяемых в отношении предпринимателей. Совместно с Министерством юстиции подготовили поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Они сейчас в Правительстве.
До конца года автоматизируем всю процедуру проверок. Создаваемый нами IT-продукт будет мониторить и вычислять потенциальных нарушителей, точечно ориентировать на них органы контроля. Если они попытаются проверить там, где нет никакого риска, то наша IT-система откажет в регистрации и проведении такой проверки.
Уже с марта т.г. сразу после регистрации предприниматель получает от прокуратуры смс о предстоящей проверке, если она не внезапная. Это наше мобильное приложение «Камкор». Настоящий помощник для предпринимателей. Если будет назначена незаконная проверка, то через него предприниматель можно подать жалобу на проверяющих.
Месяц назад обязали органы контроля «заливать» их акты в Единую базу. В ней видны все итоги проверки.
Всем также доступна онлайн-карта проверок. Если в кафе антисанитария, то оно выделено красным. Для потребителя это предупреждение, а для владельца – сигнал, что будут проверки и есть риск потери репутации и клиентов.
За 6 месяцев т.г. проверок бизнеса меньше на 20%.
Одиннадцатый проект – возврат похищенных активов.
За последние 10 лет число таких уголовных дел - 36. Преступники похитили 10 млрд. долларов США и вывезли их за границу. Это 8,1% от ВВП.
Наше уязвимое место в этом деле – отсутствие квалифицированных следователей. Они не умеют грамотно составлять запросы в иностранные государства, не знают как налагать арест на активы и как их возвращать на родину. Отсутствует тесная связь с зарубежными коллегами.
Поэтому с октября прошлого года начали реализацию проекта по возврату активов.
В первую очередь на базе Академии при поддержке Управления Организации Объединенных Наций и Посольства США обучили 169 следователей. Подготовили 10 национальных тренеров.
До конца года при помощи Всемирного банка и Управления ООН проведем серию семинаров для следователей, прокуроров и судей по применению главы 71 УПК о конфискации имущества, полученного незаконным путем, до вынесения приговора.
В целях оперативного обмена информацией с правоохранительными органами иностранных государств мы подключились к мировым сетям обмена информацией Европы и Азии.
Теперь не нужно будет тратить время на официальную переписку и долго ожидать ответа.
Совместно с компетентными органами разработали методику, как возвращать преступные доходы из-за рубежа.
При разработке этой методики мы опирались на передовой опыт США, Сингапура, Австралии, Великобритании, Канады, других развитых стран и адаптирована под наше следствие.
В результате совместной работы наложен арест на 60 млн долларов США. В настоящее время прилагаем усилия по их возврату.
Двенадцатый проект – «Справедливое правосудие».
Ежегодно судами рассматривается порядка 400 тысяч гражданских споров. Одна сторона обязательно проигравшая. Они обижены на суд. Недовольны и прокурорами, которые не принесли протест. Однако, во многом, они не виноваты, так как не могут выйти за пределы закона.
С целью вынесения судами законных и справедливых решений мы совместно в Верховным судом с сентября 2016 года реализуем специальный проект. Цель проекта - введение законодательных механизмов, чтобы не допустить обман при заключении гражданами различных договоров и пресечь действия мошенников.
Особо чувствительны для населения банковские долги и земельные споры. Совместно с Верховным Судом и Министерством юстиции мы разработали проект закона, который направлен на защиту интересов граждан. Вот две особенности этого законопроекта.
Во-первых, земли, изъятые для госнужд. По действующему закону компенсация за эти земли выплачивается по кадастровой цене. Наше предложение – если государство забирает землю, то оно обязано выплатить человеку компенсацию по рыночной стоимости.
Также необходимо максимально упростить банковские услуги для населения. К примеру, если у должника по алиментам есть задолженность по кредиту, то банк его взыскивает. В результате алиментщик не может выплатить алименты. Считаем это неправильным. Предлагаем исключить комиссию банка по кредитам и не считать пеню за просроченный кредит должникам, имущество которого находится в залоге в банке более шести месяцев. Законопроект на рассмотрении в Правительстве.
Разумеется, минусы законов в первую очередь чувствуют не государственные органы, а простые граждане. Поэтому мы открыли специальный раздел на сайте Генеральной прокуратуры для предложений и замечаний. Туда поступило более 30 предложений. Их изучает специальная группа в Министерстве юстиции.
Триннадцатый проект – Центр приема граждан и Центр правоохранительных служб.
Как отметил Глава государства, основным критерием оценки нашей работы является доверие населения. Другой миссии у нас нет и не может быть. А доверие населения это не просто слова, а конкретные действия - ответы на волнующие вопросы людей. Надо уметь выслушать их и помочь советом.
Первый шаг в этом направлении – Центр приема граждан. Открыли его 3 месяца назад. Прокуроры ежедневно ведут прием граждан. Помогают даже написать заявление в суд. Такие центры открыты в нескольких регионах. До конца года будут созданы во всех областях.
Следующий шаг - Центр правоохранительных услуг. 21 июля, до начала коллегии, пройдет его презентация. Центр работает как ЦОН, но только по линии правоохранительных служб. В этой сфере у населения много вопросов. Главная задача Центра – доступным и простым языком ответить на волнующие людей вопросы. Прокуроры оставили свои кабинеты и помогают в этом Центре гражданам решить их проблемы.
В Центре работают не только прокуроры, но и представители правоохранительных органов, нотариусы, медиаторы и другие.
Четырнадцатый проект - по кадрам. Это наше самое уязвимое место. Совместно с Назарбаев университетом, международными компаниями ПрайсУотерХаус, Деллойт разработали новый порядок отбора на службу. Сейчас людей принимаем по новому методу. Поменяли представление о том, что устроиться на работу можно только через знакомых и родственников. Сейчас к нам можно устроиться без всяких знакомств и связей.
С 2016 года провели два конкурса. Из 1839 кандидатов на работу приняли 126. Шестеро из них в Проектном офисе.
Следущий этап – создание Единого центра отбора кадров. Ее задача - подбор сильнейших кадров, создание условий для всестороннего развития и саморазвития каждого принятого на работу прокурора.
Пятнадцатый проект – «Видеоотчеты».
С начала этого года ввели новую форму отчетности. Руководители прокуратур два раза в год будут отчитываться по видео. Преимущество этого видеоотчета – можно явно увидеть кто и какой внес вклад и какие результаты им были достигнуты. Он отвечает, какие волнующие проблемы населения им были решены и какие были приняты меры для решения этих вопросов.
А на бумаге это невозможно проследить. Поскольку на бумажном носителе можно написать много ненужного и преувеличить свою работу. Чем объёмнее отчет, тем больше мы думаем, что отчеты содержательны. Поэтому установили жесткие требования к видеоотчету. Ограничили по времени и содержанию. Чтобы видео не потерялось и было удобным для всех создали внутренний видеопортал.
Сейчас на портале размещены порядка 290 роликов. Каждый ролик оценен по достоинству.
Прокуроры, получившие самые лучшие баллы – прокуроры Экибастуза, Глубоковского района, Главный военный прокурор, Авиационный прокурор Астаны.
Худшие отчеты – у прокуроров Шортандинского, Аккольского, Саркандского, Зайсанского районов, города Риддер.
Мы продолжим эту практику.
Шестнадцатый проект – борьба с пытками.
Это самые жестокие и безжалостные преступления против человека.
Некоторые сотрудники, злоупотребляя своей властью, творят что хотят. Какие только методы для раскрытия преступлений они не применяют –выбивание показаний, жестокое избиение, применение пыток и унижение достоинства человека. Ежегодно регистрируются около 700 таких заявлений. За последние 5 лет осуждено 140 сотрудников правоохранительных органов.
Прошедшие через пытки люди теряют веру в нас и вместо защитников видят в нас только пытателей. О каком доверии населения после этого может идти речь?
Чтобы решить эту проблему начали реализацию нового проекта «Общество без пыток». Четвертый тюремный форум мы посвятили именно этой теме. Утвердили план по противодействию пыткам.
Каковы результаты?
В первую очередь, потребовали установить в отделениях полиции прозрачные кабинеты для допросов, через которые можно увидеть все действия сотрудника полиции. Данная работа начата в Астане. Сейчас такие прозрачные кабинеты установлены в 51 областном и районном центрах.
Вместе с тем совершенствуем электронные журналы, регистрирующие лиц, доставленных в органы полиции. Во всех колониях открыли кабинеты прокуроров.
Разработали проект закона по борьбе с пытками. Думаем ввести его в сопутствующий закон о превентивном механизме.
Семнадцатый проект – профилактика бытового насилия.
Эта проблема, которая не обсуждается открыто. Основная причина всего негатива, что происходит в нашем обществе, - ситуация в семье. Униженные матери, запуганные дети.
С прошлого года мы провели 2 больших обсуждения с участием депутатов Парламента, представителей международных и неправительственных организаций, госорганов. Открыто указали на недостатки в работе компетентных органов. Утвердили План.
Чтобы убедиться в правильности наших выводов вместе с Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике с 5 июня этого года реализуем пилотный проект в Южно-Казахстанской области.
Создали Штаб. Работу начали в Шымкенте и Сарыагашском районе. От Генеральной прокуратуры откомандированы два сотрудника - Салтанат Турсынбекова и Максат Скак.
Впервые в республике планируется создать Управление по делам семьи. 18 июля депутаты маслихата приняли такое решение. Теперь осталось решить финансирование. У ближайшее время Министерство финансов рассмотрит данный вопрос. В итоге мы создадим орган, который будет решать проблемы в сфере семейных отношений. Такие учреждения есть в развитых странах. О необходимости создания такого органа мы говорили не раз.
В первую очередь, обратим внимание на проблемы жертв насилия. Они, особенно сельские жители, не знают кому и куда обратиться.
Для этого открыли в Шымкенте и Сарыагаше две службы по социально-психологической помощ. Обеспечили их койко-местами. Акимы выделили здание и денежные средства. Эта работа проводится в республике впервые.
Кроме того, функционируют 2 центра по работе с насильниками. Скоро в этом центре первые 150 человек пройдут психокоррекционный курс.
Конечно, гораздо эффективнее заниматься профилактикой бытового насилия, чем бороться с его последствиями.
При обсуждении проблем насилия мы говорили, что молодоженов нужно учить тонкостям семейной жизни. Эта работа нашла свое продолжение. 200 семейных пар прошли такое обучение. Различные специалисты провели тренинги на темы о правах и обязанностях супругов, секреты семейного счастья, взаимоуважения и другие темы.
Чтобы охватить информационной работой всю область подготовили 300 тренеров. Они проводят тренинги с выездом в районы.
Помимо этого оказана медицинская, социальная помощь тысячам людей. Выданы направления в санатории, путевки в лагеря.
***
Акцент на ближайшее будущее – в соответствии с поручением Главы государства внедрять цифровые технологии. Если перейдём на них, решим многие проблемы в обществе.
Большинство сотрудников направим на уголовный процесс.
Согласно новому закону изменили внутреннюю структуру. Если ранее в центральном аппарате было 11 департаментов, сейчас их 5. В областях вместо 14 осталось 7 служб, т.е. сократили на 50 процентов. Если на руководящих должностях в Генпрокуратуре было 51 человек, то их число в настоящее время уменьшилось до 35. Если в областном аппарате было 16 начальников, сейчас их 10.
Все эти мероприятия реализуются в рамках Плана нации «100 конкретных шагов», Послания народу Казахстана и других поручений Главы государства.
Для того, чтобы качественно и своевременно решать задачи, мы должны создать современную, мобильную прокуратуру, которая будет отвечать требованиям времени, реально защищать интересы общества и государства.
Пресс-служба Генеральной прокуратуры РК