Перспективы внедрения прецедентного права в национальное законодательство, как «справедливого» права
Прецедентная (Англосаксонская, Общая) система права – это право преимущественно судебное. Она представляет собой совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении аналогичных дел.
Общая система права применяется в Англии, США, частично в Канаде, Индии и других странах.
Континентальная (Романо-германская) система права сформировалась под влиянием правовой системы Франции и особенно наполеоновской кодификации. Источником права в данной системе является не судебная практика, а законодательные и иные нормативные акты.
В континентальной системе права любое решение суда должно основываться на позитивном (писаном) праве, на законе, а не на предшествующих судебных решениях. Судьи в рамках континентальной системы могут лишь применять право, а не создавать его, как это делают их английские коллеги.
Казахстанская система права является континентальной. Несмотря на это, в ближайшее время на территории Казахстана начнут действовать отдельные элементы прецедентного права. Это связано с созданием Международного финансового центра «Астана».
Согласно п.1 ст.1 Конституционного закона Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года № 438-V «О Международном финансовом центре «Астана» (далее – конституционный закон), Международный финансовый центр «Астана» (далее - Центр) - территория в пределах города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим. Центр будет представлять собой международный центр финансовых услуг: фондовую биржу, международный коммерческий арбитраж и др.
Согласно п.1 ст.4 конституционного закона, действующее право Центра основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из:
1) вышеуказанного конституционного закона;
2) не противоречащих вышеуказанному конституционному закону актов Центра, которые могут быть основаны на принципах, нормах и прецедентах права Англии и Уэльса и (или) стандартах ведущих мировых финансовых центров, принимаемых органами Центра в пределах предоставленных вышеуказанным конституционным законом полномочий;
3) действующего права Республики Казахстан, которое применяется в части, не урегулированной вышеуказанным конституционным законом и актами Центра.
Одним из органов Центра является его суд. Согласно ст.13 конституционного закона, суд Центра независим в своей деятельности и не входит в судебную систему Республики Казахстан. Он состоит из двух инстанций: суд первой инстанции и апелляционный суд.
Суд Центра не осуществляет уголовное и административное судопроизводство и обладает исключительной юрисдикцией в отношении:
1) рассмотрения и разрешения споров, возникающих между участниками Центра, органами Центра и (или) их иностранными работниками;
2) рассмотрения и разрешения споров, касающихся любой операции, осуществленной в Центре и подчиненной праву Центра;
3) рассмотрения и разрешения споров, переданных суду Центра по соглашению сторон.
Суд Центра в своей деятельности руководствуется постановлением Совета по управлению Центром[1] «О суде Международного финансового центра «Астана», которое должно быть основано на процессуальных принципах и нормах Англии и Уэльса и (или) стандартах ведущих мировых финансовых центров.
Помимо суда, планируется создание Международного арбитражного центра, который, согласно статье 14 конституционного закона, будет рассматривать споры в случае наличия между сторонами арбитражного соглашения с применением лучших арбитражных практик и участием опытных международных арбитров.
Перед центром поставлена амбициозная задача по становлению одним из ведущих международных финансовых центров. Прецедент занимает важное место в регулировании финансовых отношений и в деятельности международных финансовых центров.
Совокупность юридических норм, регулирующих международные финансовые отношения, состоит из «сложного конгломерата» правовых регуляторов различной юридической принадлежности, относящихся к самостоятельным национальным, международным и интеграционным правовым системам. Поэтому в равной мере нормы международного финансового права могут быть отнесены как к международному публичному, так и к международному частному праву. При этом нормы-принципы, правовые обычаи и обыкновения, доктрины, судебные и корпоративные прецеденты, резолюции и рекомендации международных организаций, модельные, типовые законы имеют не менее сильное регулятивное влияние на мировой финансовый правопорядок, чем нормы межгосударственных договоров и соглашений. Это объясняется тем, что финансовое право государств недостаточно унифицировано и гармонизировано по сравнению, например, с торговым правом. В результате суверенные государства в некоторых сферах финансовой деятельности «вынуждены» считаться со сложившейся практикой делового финансового оборота и предоставлять частноправовым участникам международной финансовой системы право самостоятельно действовать в рамках мировых «заведенных правил и порядков».
Центр создан по модели Дубайского международного финансового центра. Его первым руководителем является Кайрат Келимбетов.
Прецедентное право является «справедливым» правом, поскольку исключается неодинаковый подход к аналогичным спорам. Принцип справедливости правосудия в полной мере воплотился бы в жизнь при условии, если Казахстанская система права являлась бы не континентальной, а основывалась бы на прецедентном праве.
В то же время понятие «судебная практика» по конкретной категории дел, в какой-то мере отвечает принципам прецедентного права, поскольку обеспечивает единообразие принятия судебных решений по конкретным категориям дел.
Перспектива внедрения в национальное законодательство прецедентного права, полагаю, имеется. Однако, это очень длительный, затратный и трудоемкий процесс. Переход с континентального на прецедентное право должен быть поэтапный. Изучив опыт Международного финансового центра «Астана», международного коммерческого арбитража, входящего в состав данного центра, полагаю, что данный опыт в первую очередь будет целесообразно применить к экономическим спорам, а уже потом применять к иным правоотношениям.
А.К. Кусманова
Судья специализированного межрайонного
экономического суда г.Астаны