Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта»
- Название проекта закона
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта».
- Обоснование необходимости разработки законопроекта
Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта» обусловлена необходимостью реализации посланий Лидера Нации – Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстан «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» и «Нұрлы жол – путь в будущее», государственных программ «Цифровой Казахстан», «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы», Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы, дорожной карты «Бақытты бала – Бақытты ана – Бақытты отбасы – Бақытты ел», утвержденной 25 июля 2019 года Заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан и направлено на решение следующих задач в области транспорта:
обеспечение сохранности автомобильных дорог путем автоматизации весового и габаритного контроля;
исключение коррупционных рисков, связанных с прямым контактом должностного лица с перевозчиком при осуществлении транспортного контроля;
повышение эффективности контроля за перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
предоставление льгот на проезд в общественном транспорте отдельным категориям граждан;
повышение эффективности расследований крушений и аварий на железнодорожном транспорте и аварийных случаев с судами;
совершенствование порядка устранения последствий морских аварий, результатом которых является затонувшее имущество, а также установление финансового обеспечения за определение местонахождения, обозначения и удаления затонувшего имущества;
создание благоприятных условий для развития услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов водным транспортом, усиления контроля расходования бюджетных средств, обеспечение безопасной эксплуатации морских судов и внутренних водных путей;
устранение коллизий, противоречий и пробелов в законодательных актах Республики Казахстан в области транспорта.
Обеспечение сохранности автомобильных дорог путем автоматизации весового и габаритного контроля
Первый Президент Республики Казахстан - Лидер Нации в своем Послании к народу Казахстана «Нурлы жол – путь в будущее» назвал дороги линиями жизни для Казахстана, богатством для будущих поколений.
В последние годы отмечается общая тенденция улучшения состояния автомобильных дорог и уровня финансирования их развития.[1]
Тем не менее, главной проблемой дорожной отрасли Казахстана, как и прежде, остается преждевременное разрушение и износ дорожных покрытий.
Разрушению дорог в основном способствует высокая интенсивность проезда тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств.
Объем перевозок грузов автомобильным транспортом в Казахстане за последние десять лет увеличился более чем в два раза и составил свыше 83 % от общего объема перевезенных грузов всеми видами транспорта. Парк грузовых автомобилей превысил 400 тысяч единиц техники, в том числе 55 тысяч самосвалов.
Весогабаритный контроль на дорогах осуществляется 3 стационарными и 48 передвижными постами транспортного контроля. Однако такого количества недостаточно для полного охвата всей сети автодорог. Кроме того, работа постов подвергнута человеческому фактору и коррупционным рискам, связанным с прямым контактом должностного лица с перевозчиком.
Таким образом, проблему сохранности автомобильных дорог только силами постов транспортного контроля не решить. Становится актуальным внедрение автоматизированных систем весогабаритного контроля, работающих по принципу «взвешивание в движении».
Система «взвешивания в движении» (Weight-in-motion) не ноу-хау. Такие пункты весогабаритного контроля существуют по всему миру.
На автодорогах Казахстана система WIM впервые установлена в 2013 году и законодательно определена понятием «специальное автоматизированное измерительное средство» (далее – САИС)[2].
Сегодня на республиканских дорогах Казахстана работает 21 САИС.
Внедрение САИС позволило определить интенсивность движения, измерить весовые и габаритные параметры транспортного средства в движении, выявлять по государственному регистрационному номеру нарушения транспортного законодательства и, несомненно, сыграло ключевую роль в автоматизации контроля на дорогах.
В ближайшие годы согласно государственной программе инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2020-2025 годы» на транспортных коридорах планируется дополнительно установить еще 112 автоматизированных измерительных оборудований.
Ключевую роль в реализации данного масштабного проекта занимает дальнейшее совершенствование действующего законодательства в области автомобильного транспорта. В этой связи, проектом Закона предусмотрено внесение в законодательные акты следующих изменений и дополнений:
- совершенствование понятийного аппарата
В случае выявления на постах транспортного контроля факта проезда автотранспортного средства без оформления соответствующих разрешительных документов, а также с нарушением допустимых весогабаритных параметров, производится задержание и доставление такого автотранспортного средства на специальную стоянку (площадку) до устранения выявленного нарушения.
Вместе с тем при фиксации превышения параметров посредством САИС, тяжеловесное автотранспортное средство, как правило, продолжает движение по дороге общего пользования, разрушая дорожное покрытие.
Средства, поступающие в бюджет в виде сбора и штрафа за перегруз, не покрывают ущерб, нанесенный дорожному покрытию от проезда тяжеловесного автотранспортного средства.
Кроме того, недобросовестные перевозчики во избежание ответственности за перегруз, уклоняются от прохождения измерения транспортного средства путем объезда САИС, выезда на встречную полосу движения, нарушения скоростного режима в зоне действия измерительного средства, сокрытия государственных регистрационных номерных знаков, выгрузки на обочине и т.д.
С целью совершенствования работы САИС, измерительные оборудования в дальнейшем планируется устанавливать вне проезжей части на специальных площадках, оснащенных:
системой фото-, видеофиксации;
техническим устройством оповещения водителя о фактической массе и габаритах автотранспортного средства (электронное табло), с возможностью распечатывания акта замера и предписания о необходимости уплаты штрафа (в случае выявления нарушения) на месте установки измерительного оборудования;
блокирующим устройством (шлагбаумом), ограничивающим дальнейшее движение автотранспортного средства по дорогам общего пользования в случае фиксации превышения допустимых весогабаритных параметров;
стоянкой для размещения задержанных автотранспортных средств до устранения причин задержания;
терминалом для приема платежей и штрафов.
Важно отметить, что на автоматизированных пунктах весогабаритного контроля будет присутствовать только технический персонал, отвечающий только за сохранность и бесперебойное функционирование объекта. Сотрудников органов транспортного контроля на месте размещения САИС не будет.
Оснащение САИС дополнительным комплексом технических средств и оборудований требует пересмотра понятия «специального автоматизированного измерительного средства», определенного в Законе Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте». В этой связи, законопроектом предлагается исключить из закона термин «специальное автоматизированное измерительное средство», заменив его термином «автоматизированная станция измерения».
Согласно предлагаемой редакции, автоматизированная станция измерения – комплекс сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических оборудований, прошедших метрологическую проверку, работающих в автоматическом режиме, осуществляющих фото-, видеосъемку, фиксирующих вид, марку, государственный регистрационный номерной знак, весовые габаритные параметры и скорость движения автотранспортных средств.
- установление компетенции уполномоченного органа в области автомобильного транспорта, уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения, местных исполнительных органов и Национального оператора по управлению автомобильными дорогами по реализации задач, связанных с функционированием АСИ
Создание сети автоматизированных станций измерения весогабаритного контроля (далее - АСИ) предусматривает их установку на автомобильных дорогах республиканского и местного значения, в улицах населенных пунктов, что обеспечит полный охват всего транспортного потока.
Предполагается, что установка, реконструкция, ремонт, содержание и эксплуатация АСИ будет осуществляться операторами АСИ в порядке, устанавливаемом законодательством об автомобильном транспорте, о государственных закупках, в области государственно-частного партнерства и о концессиях.
В этой связи, законопроектом предусмотрено внесение дополнения в Закон Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте», определяющего Национального оператора по управлению автомобильными дорогами[3] оператором АСИ на автодорогах общего пользования международного и республиканского значения.
В рамках проекта Закона также устанавливается компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы по определению оператора АСИ на автодорогах общего пользования областного и районного значения, улицах населенных пунктов в порядке, установленном законодательством в области государственно-частного партнерства, в области дорожного движения и о концессиях.
Кроме того, проектом Закона предусмотрено наделение уполномоченного органа в области автомобильного транспорта следующими компетенциями:
-утверждение перечня автоматизированных станций измерения на территории Республики Казахстан;
-утверждение правил организации работы АСИ, которыми устанавливаются: требования к местам размещения и оборудованиям станций; протяженность зоны действия станций; перечень оборудований и имущества станций; порядок организации работы станций и измерения весовых и габаритных параметров автотранспортных средств; порядок взаимодействия операторов станций и уполномоченного органа в области автомобильного транспорта, а также иные вопросы, связанные с работой станции;
-осуществление контроля за соблюдением правил организации работы АСИ;
-направление Национальному оператору по управлению автомобильными дорогами и местным исполнительным органам рекомендаций по устранению выявленных нарушений правил организации работы АСИ.
В целях сбора, накопления, хранения, и обработки сведений о нарушениях, связанных с перевозкой пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом будет создана Интеллектуальная система транспортного контроля.
Интеллектуальная система транспортного контроля, как подсистема Интеллектуальной транспортной системы[4], будет выполнять следующие функции:
- сбор, накопление, хранение, и обработку сведений поступающих с автоматизированных станций измерения, сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов, весоизмерительного оборудования стационарного типа или переносных мобильных весов;
- анализ рисков, выбор объектов транспортного контроля и мер по минимизации рисков (методов управления рисками);
- формирование предписания о необходимости уплаты штрафа в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
- предоставление уполномоченным государственным органам информацию о фиксированных правонарушениях в режиме реального времени;
- формирование акта взвешивания (замера) весовых и габаритных параметров автотранспортных средств и иные функции в соответствии с Правилами использования интеллектуальной системы транспортного контроля и системы управления рисками.
В этой связи, в Законе Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» предлагается установить компетенцию уполномоченного органа в области автомобильного транспорта по утверждению Правил использования интеллектуальной системы транспортного контроля и системы управления рисками.
Кроме того, в Закон вносится дополнение, согласно которому создание, развитие и функционирование Интеллектуальной системы транспортного контроля осуществляется оператором, определяемом уполномоченным органом в области автомобильного транспорта в порядке, установленном законодательством о государственных закупках, государственно-частном партнерстве и о концессиях.
Также вносятся изменения и дополнения в Законы Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» и «О дорожном движении», устанавливающие обязанности сотрудников органов транспортного контроля и уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения по принятию мер по правонарушениям, выявленным Интеллектуальной системой транспортного контроля.
- установление обязанностей собственника (владельца) автотранспортного средства с технической допустимой максимальной массой более двенадцати тонн, связанных с прохождением транспортного контроля
Основной целью внедрения АСИ является исключение прямых контактов должностного лица с перевозчиком, в т.ч. при ведении производства по делу об административном правонарушении.
В этой связи, Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в рамках проекта специального Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (разработчик - Министерство юстиции), инициирован ряд поправок, направленных на исключение человеческого фактора при ведении производства по делу.
В частности, предлагается установить в Кодексе норму, согласно которой при фиксации административного правонарушения в области автомобильного транспорта сертифицированным контрольно-измерительным техническим оборудованием (т.е. АСИ) к административной ответственности привлекается собственник (владелец) автотранспортного средства.
С учетом этого, проектом Закона предусмотрено внесение в Закон Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» поправку, устанавливающую обязанность собственника (владельца) автотранспортного средства с технической допустимой максимальной массой более двенадцати тонн по:
соблюдению допустимых весогабаритных параметров автотранспортного средства при проезде по территории Республики Казахстан;
обеспечению прохождения весогабаритного контроля на АСИ при проезде автотранспортного средства через зону действия станции измерения в порядке, определяемом правилами организации работы АСИ;
устранению выявленного в результате измерения в АСИ превышения допустимых весовых и (или) габаритных параметров автотранспортного средства или превышения одного из параметров, указанных в специальном разрешении.
- исключение сбора за пройденный путь при выявлении факта проезда автотранспортного средства без оформления разрешения с превышением допустимых параметров автотранспортного средства
В силу части второй статьи 552 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в случае выявления факта проезда автотранспортного средства без оформления разрешительных документов, а также с нарушением допустимых параметров автотраспортного средства, сумма сбора за проезд по территории Республики Казахстан уплачивается в бюджет в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта.
Взимание сбора, как правило, осуществляется на постах транспортного контроля путем задержания и доставления автотранспортного средства на специальную стоянку до уплаты суммы сбора. Расчет сбора производится на основе сопроводительных документов на груз (товарно-транспортная накладная, СМR, путевой лист) и иных материалов дела.
При фиксации нарушения сертифицированным контрольно-измерительным оборудованием, работающим в автоматическом режиме (АСИ) предполагается, что предписание об уплате штрафа будет выписан собственнику (владельцу) автотранспортного средства[5], что в свою очередь, затруднит установление плательщика сбора и расчет суммы сбора за пройденное расстояние.
В этой связи, предлагается исключить из Кодекса Республики Казахстан «О налогах и обязательных платежах в бюджет» требование о взимании сбора за фактически пройденный путь в случае выявления проезда автотранспортного средства с превышением допустимых параметров без оформления специального разрешения[6].
- установление обязанности Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по ограничению въезда (выезда) автотранспортных средств
Автоматизация весогабаритного контроля приведет к объективному росту выявляемости правонарушений и снижению доли взысканных административных штрафов, особенно с транзитных перевозчиков-нерезидентов.
Для обеспечения полноты и своевременности взыскания административных штрафов с нерезидентов в Законе Республики Казахстан «О Государственной границе Республики Казахстан» предлагается предусмотреть обязанность сотрудников Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан ограничивать въезд (выезд) автотранспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства при наличии сведений о наличии неисполненного предписания о необходимости уплаты штрафа за административное правонарушение, совершенное с участием данного автотранспортного средства.
Повышение эффективности контроля за перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом
Аварийность на дорогах является одной из глобальных социально-экономических проблем, представляющую угрозу национальной безопасности страны. Несмотря на принимаемые меры, уровень смертности на дорогах республики остается высокой.
По данным Комитета по статистике, в стране в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает более двух тысяч человек, за 10 лет их число достигло 30 тысяч. Число погибших сравнимо с населением таких городов, как Атбасар, Сарыагаш и Аральск.
По данным исследования,[7] материальные потери для экономики Казахстана на одного пострадавшего в дорожно-транспортном происшествий равны: в случае гибели – 109 млн., получения тяжелого увечья – 16 млн. тенге.
Особую тревогу вызывают дорожные аварии с участием автобусов.
Как правило, аварии с тяжелыми последствиями, человеческими жертвами и травматизмом происходят на междугородных и международных маршрутах по перевозке пассажиров, где высокая скорость движения.
Вождение автобусов на таких маршрутах требует профессионализма водителей, соблюдения режимов труда, технического состояния транспортных средств. Реагирование водителя на внештатные ситуации на дорогах (встречное движение, заносы и т.д.) напрямую зависит от состояния водителя и его утомленности. Зачастую соблюдение таких требований при нерегулярных перевозках не обеспечивается по причине:
-в основном водитель является собственником автобуса, который не в состоянии обеспечить содержание ремонтной базы, нанять квалифицированного водителя-помощника;
-не проходит или проходит формально предрейсовый медицинский осмотр водителя и технический осмотр автобуса;
-отсутствует страховая ответственность перевозчика перед пассажирами и даже при наличии страхования, страховые выплаты не могут быть получены пострадавшими, так как плата за проезд берется наличными без предоставления проездных документов (билетов).
Нерегулярные перевозчики не дают возможность развиваться официальным регулярным перевозчикам, устраивая демпинг в стоимости проезда, дублируют маршруты и набирают пассажиров в неустановленных местах для посадки и высадки. Большинство перевозчиков осуществляют перевозочную деятельность без регистрации в качестве субъекта предпринимательства и уплаты налогов.
С целью повышения эффективности транспортного контроля планируется создание Единой системы диспетчеризации автомобильных перевозок пассажиров и багажа в международном и межобластном сообщениях, которая позволит:
-отслеживать передвижение автотранспортного средства, оснащенного аппаратурой спутниковой навигации (GPS);
-выявлять факты дублирования нерегулярным перевозчиком маршрутов регулярных;
-посредством мобильного приложения в режиме онлайн получать от перевозчика информацию о пассажирах, предрейсовом медицинском осмотре водителя и техническом осмотре автотранспортного средства;
-оперативно реагировать на дорожно-транспортные происшествия и чрезвычайные ситуации на дорогах с участием автобусов;
-исключить повсеместные остановки на постах транспортного контроля автотранспортных средств, задействованных на перевозку пассажиров и багажа.
Согласно подпункту 5-1) пункта 2 статьи 22 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» оборудовать автотранспортные средства аппаратурой спутниковой навигации с предоставлением информации организатору перевозок в режиме реального времени обязан перевозчик, осуществляющий регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа.
Для внедрения Единой системы диспетчеризацией необходимо оснащение вышеупомянутой аппаратурой автотранспортные средства, задействованные на осуществление нерегулярных перевозок пассажиров и багажа.
В этой связи, проектом Закона предусмотрено внесение дополнения в Закон Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте», устанавливающего обязанности перевозчиков, осуществляющих:
-нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в межобластном и международном сообщениях по оборудованию автотранспортных средств аппаратурой спутниковой навигации;
-регулярные и нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в межобластном и международном сообщениях по предоставлению информации об обслуживаемом маршруте и передвижении в режиме реального времени организатору перевозок, а также в диспетчерскую систему уполномоченного органа в порядке, определяемом Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Проект Закона также направлен на устранение противоречий между нормами законов Республики Казахстан «О дорожном движении» и «Об автомобильном транспорте».
В силу подпункта 6) статьи 19-7 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» уполномоченный орган в области автомобильного транспорта осуществляет контроль за проездом автотранспортных средств по территории Республики Казахстан, в том числе за соблюдением отечественными и иностранными перевозчиками допустимых габаритных и весовых параметров автотранспортных средств, установленных на территории Республики Казахстан.
Вместе с тем часть четвертая статьи 49 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» гласит: «если для транспортного средства установлена разрешенная максимальная масса, то масса транспортного средства с нагрузкой не должна превышать разрешенную максимальную массу.».
Однако, в статье 11 данного Закона, где установлен исчерпывающий перечень компетенций уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций, отсутствует компетенция по осуществлению государственного контроля за соблюдением разрешенной максимальной массы транспортного средства при управлении транспортным средством.
В этой связи, предлагается в Законе Республики Казахстан «О дорожном движении» предусмотреть компетенцию уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций по осуществлению государственного контроля за соблюдением перевозчиком требований к разрешенной максимальной массе транспортных средств.
В силу подпункта 30 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан» уполномоченный орган осуществляет контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами требований нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования городского рельсового транспорта, выявление и принятие мер по пресечению их нарушений.
В настоящее время утверждены правила перевозки пассажиров городским рельсовым транспортом и технической эксплуатации рельсовых транспортных средств. Вместе с тем действующим законодательством не регламентированы вопросы, связанные с системой управления безопасностью, учетом и расследованием нарушений безопасности на городском рельсовом транспорте.
С целью обеспечения безопасности на городском рельсовом транспорте проектом Закона предусмотрено внесение дополнения в Закон Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан», устанавливающего компетенцию уполномоченного государственного органа осуществляющего реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан по утверждению правил безопасности на городском рельсовом транспорте.
Предоставление льгот на проезд в общественном транспорте отдельным категориям населения
Сегодня в Казахстане проживают 235 125 обладателей званий «Алтын алқа» и «Күміс алқа», а также 917 284 лиц в возрасте с 15 до 18 лет.
В целях реализации дорожной карты «Бақытты бала – Бақытты ана – Бақытты отбасы – Бақытты ел», утвержденной 25 июля 2019 года Заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан, проектом Закона предусмотрено внесение изменений в Закон Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте», связанных с предоставлением права:
-бесплатного проезда на общественном транспорте в междугородном межобластном сообщении обладателям звания «Алтын алқа» и «Күміс алқа»;
-льготного проезда в общественном транспорте с 50-ти процентной скидкой гражданам в возрасте от 7 до 18 лет.
Внедрение системы обеспечения удаления затонувших судов, в соответствии с Найробийской международной конвенцией об удалении затонувших судов 2007 года и международным опытом.
Мировым триггером для создания государствами режима гражданской ответственности судовладельцев в отношении компенсации ущерба по удалению затонувших судов послужил инцидент с нефтяным танкером «Torrey Canyon», самым большим судном в мире, затонувшим в 1967 году.
Данная авария и ее последствия представляли серьезную угрозу для побережья Великобритании. Проблемой было то, что судно не являлось британским и находилось в международных водах, то есть не относилось к юрисдикции Великобритании. Получалось, что Великобритания, несмотря на то, что нахождение судна составляло опасность для судоходства и приводило к серьезным вредным последствиям для морской среды, не могло предпринять никаких действий в отношении предотвращения причинения ущерба этим судном ее территориальному морю.
После этого, в мире также произошел еще ряд крупных инцидентов, потребовавших сложных и дорогостоящих операций по подъему, к примеру, такие аварии как с судами «Ocean Victory» (Япония, 2006 г.), «Rena» (Новая Зеландия, 2011 г.) и «Costa Concordia» (Италия, 2012 г.). В операции по подъему судна «Costa Concordia» приняли участие 500 человек, а собственнику она обошлась в 600 миллионов евро. В настоящее время данная операция является самой дорогостоящей в истории.
Учитывая, что число брошенных затонувших судов в мире продолжает расти, а их удаление обходится прибрежным странам все дороже, это становится проблемой для прибрежных государств, включая и Казахстан.
В настоящее время в территориальных водах Республики Казахстан находятся остатки 10 затонувших судов, два из которых затонуло в 2015 и 2016 годах.
В этой связи, в целях недопущения повторения аналогичных ситуаций в случае аварий с иностранными судами в территориальном море Казахстана, ведется работа по ратификации Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года (далее – Конвенция). В настоящее время, законопроект о ратификации Конвенции находится на рассмотрении Парламента Республики Казахстан.
Конвенцией предусматривается следующий механизм обязательного страхования ответственности судовладельца по удалению затонувших судов:
1) страхование судовладельцем своей гражданской ответственности по определению местонахождения, обозначению и удалению затонувшего имущества и получение соответствующего страхового полиса;
2) на основании полученного страхового полиса получение судовладельцем в морской администрации государства, под флагом которого эксплуатируется судно, свидетельства о страховании, подтверждающего действительность страхового полиса и соответствие гарантированных сумм страховых выплат лимитам, предусмотренным Конвенцией.
В свою очередь, для установления превентивных мер и требований по гражданской ответственности судовладельцев по удалению затонувшего имущества в территориальных водах Республики Казахстан, необходимо внесение поправок в Закон Республики Казахстан «О торговом мореплавании».
В частности, проектом Закона предлагается внедрить требование о необходимости страхования судовладельцами своей гражданской ответственности за подъем затонувшего имущества и получения свидетельства о страховании, выдаваемого от имени морской администрации государства флага.
Также, предлагается предусмотреть требование о наличии на борту судов, плавающих под флагами иностранных государств и заходящих в казахстанские порты, страхового полиса типа «blue card».
К примеру, все суда на Каспий, заходящие в иранские воды, в соответствии с иранским национальным законодательством должны иметь на борту копию страхового полиса «blue card», выдаваемого Международной группой «Пи энд Ай» клубов, имеющей консультативный статус при Международной морской организации, и свидетельство о страховании, выдаваемого от имени морской администрации флага.
Международная группа «Пи энд Ай» клубов включает в себя 13 клубов и обеспечивает страхование ответственности более 90% мирового морского флота. Данные «Пи энд Ай» клубы являются некоммерческими организациями и инвестируют средства, собранные со своих членов-судовладельцев, в формирование страховых резервов по возмещению убытков своих членов.
На сегодняшний день, эта система страхования считается наиболее эффективной и надежной мировой системой обеспечения морского страхования гражданской ответственности, а также предусматривает возможность для пострадавшего государства предъявить требования о возмещении расходов напрямую в «Пи энд Ай» клуб без участия собственника затонувшего имущества.
В Китае, Мальте и Панаме свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении за удаление затонувших судов выдается только при наличии «blue card», которая также должна быть на борту судна, заходящего в их порты.
В Сингапуре все 13 клубов «Пи энд Ай», входящих в Международную группу, признаны государством как страховые компании по удалению затонувшего имущества. Соответственно суда под сингапурским флагом застрахованы в них.
В законодательстве Великобритании нет прямого требования о страховании своего судна в системе клубов «Пи энд Ай», однако наличие «blue card» прописано в качестве примера страхования, при подаче заявления на получение свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении за удаление затонувших судов.
Кроме того, в рамках проекта Закона предлагается предусмотреть нормы по:
- установлению обязанности капитана судна, судовладельца либо собственника затонувшего имущества сообщать уполномоченному органу о своем затонувшем имуществе и регламентированию порядка передачи таких сообщений;
- установлению критериев для определения опасности, исходящей от затонувшего имущества, в том числе глубину в месте крушения, близость судоходных маршрутов, плотность движения, уязвимость портовых сооружений. Экологические критерии включают в себя угрозы, которые могут возникнуть в результате выброса в морскую среду груза и/или топлива;
- компетенцию Морской администрации портов Республики Казахстан по выдаче свидетельства о страховании, выдаваемого от имени морской администрации флага, а также порядок выдачи и форму данного свидетельства.
Предлагаемые нормы создадут превентивный механизм для предотвращения случаев невыплаты компенсации по понесенным расходам, в связи с отсутствием достаточных финансовых средств у судовладельца либо у его страховой компании.
Приведение национального законодательства в соответствие с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты
В настоящее время ведется работа по приведению казахстанской системы подготовки и дипломирования моряков в соответствие с требованиями Международной морской организации.
В этой связи, необходимо внедрение в национальном законодательстве требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты в законодательство в сфере торгового мореплавания в части подготовки моряков.
Реализация указанной задачи обусловлена необходимостью признания на международном уровне дипломов выпускников казахстанских организаций образования, осуществляющих подготовку специалистов в сфере морского транспорта.
Совершенствование деятельности уполномоченного органа по расследованию крушений и аварий на железнодорожном транспорте, аварийных случаев с судами
Согласно действующему законодательству, расследование крушений и аварий на железнодорожном транспорте, аварийных случаев с судами осуществляется комиссией, создаваемой уполномоченным органом.
В состав комиссии входят уполномоченный по расследованию, который является должностным лицом уполномоченного органа, участники перевозочного процесса и заинтересованные лица.
Одним из ключевых факторов для полноценного восстановления картины произошедшего является оперативное прибытие уполномоченного по расследованию на место аварий и крушений.
С учетом этого, предлагается функцию по созданию комиссии по расследованию, а также функцию по непосредственному расследованию крушений и аварий на железнодорожном транспорте, а также аварийных случаев с судами передать в компетенцию отраслевого ведомства уполномоченного органа – Комитета транспорта и его территориальных органов.
При этом в целях разграничения полномочий Комитета транспорта и его территориальных органов предлагается функциями расследования крушений и аварий в подъездных путях наделить должностных лиц территориальных органов ведомства, на магистральных и станционных путях – должностных лиц ведомства уполномоченного органа.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 44-1 Закона Республики Казахстан «О торговом мореплавании» обязательному расследованию подлежат аварийные случаи с судами, плавающими под Государственным флагом Республики Казахстан в международных водах, а также под флагом иностранного государства в территориальных водах Республики Казахстан.
В этой связи, предлагается принятие поправки, предусматривающей обязательное расследование аварийных случаев с судами, плавающими под Государственным флагом РК не только в международных водах, но и в территориальных. Принятие такой нормы позволит охватить расследованием аварийные случаи, имевшие место в территориальных водах с данными судами.
Обеспечение классификации и технической безопасности морских судов
Сегодня в судовых реестрах Республики Казахстан зарегистрировано 316 судов, в т.ч. 8 танкеров и 4 сухогруза. (2 сухогруза в апреле 2019 года временно переведены под флаг Российской Федерации).
Обеспечение технического наблюдения, освидетельствования и классификация судов в эксплуатации в Республике Казахстан осуществляется Регистром судоходства Казахстан и иностранными классификационными обществами (5 признанных организации).
Вместе с тем, в соответствии с требованием Кодекса о признанных организациях, принятого резолюциями Международной морской организации № MSC.349(92) и № MEPC.237(65) и являющегося обязательным в рамках конвенций СОЛАС, МАРПОЛ и о грузовой марке, выдача свидетельств и предоставление услуг, включая освидетельствование, осуществляется на основании законов, норм и правил, установленных правительством суверенного государства.
При этом освидетельствование вышеуказанных морских судов в настоящее время осуществляется на основании технических документации и международных требовании, тем самым регулирование национальным законодательством отсутствует.
Учитывая изложенное, законопроектом предусмотрена компетенция уполномоченного органа по утверждению Правил освидетельствований морских судов в эксплуатации, вносимая в Закон Республики Казахстан «О торговом мореплавании».
Принятие данной нормы позволить в полной мере предусмотреть требования к эксплуатируемым судам при их освидетельствовании, обеспечить безопасность судоходства в казахстанском секторе Каспийского моря и обеспечит выполнение РК принятых на себя международных обязательств.
Создание благоприятных условий для развития услуг по перевозке пассажиров и багажа внутренним водным транспортом
Пассажирские перевозки являются социально важным направлением в Казахстане. При этом развитие перевозок пассажиров железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом достигло высоких результатов и положительно сказалось на уровне жизни населения. Одним из ключевых факторов развития отрасли пассажирских перевозок является государственная поддержка путем субсидирования социально значимых направлении.
Судоходство в Казахстане возможно по таким рекам как Иртыш, Урал, Или и Ишим, озеро Балхаш. При этом учитывая большое количество внутренних водных путей, развитие пассажирских перевозок внутренним водным транспортом потерпело большой спад и в настоящее время ограничилось экскурсионными маршрутами. Основными причинами отсутствия развития перевозок пассажиров по внутренним водным путям являются, первое стоимость пассажирских судов, второе рентабельность.
В связи, с чем данное направление требует ряда мер государственной поддержки, в том числе Создание инфраструктурных условий, развитие пассажирских перевозок на социально-значимых маршрутах, приобретение судов транспортного и пассажирского флота.
При этом должны быть приняты меры по повышению ответственности местных исполнительных органов и их вовлечению в процесс развития береговой транспортной инфраструктуры и пассажирских перевозок водным транспортом.
В этой связи, в целях развития перевозок пассажиров социально-значимых маршрутах на внутреннем водном транспорте предлагается внесение следующих поправок в Закон Республики Казахстан «О внутреннем водном транспорте», в частности:
осуществление субсидирования убытков перевозчиков при осуществлении социально значимых перевозок по межобластным перевозкам пассажиров;
разработка и утверждение правил субсидирования ставок вознаграждения при кредитовании и финансовом лизинге на приобретение судов перевозчиками пассажиров по социально значимым сообщениям;
разработка и утверждение типового договора на субсидирование ставки вознаграждения при кредитовании и финансовом лизинге на приобретение судов перевозчиками пассажиров по социально значимым сообщениям;
осуществление субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании и финансовом лизинге на приобретение судов перевозчиками пассажиров по социально значимым сообщениям;
разработка и утверждение Методики ценообразования стоимости перевозок по регулярным социально значимым маршрутам внутренним водным транспортом;
Принятие вышеуказанных норм позволит в полной мере обеспечить необходимое правовое регулирование деятельности социальных перевозок водным транспортом и даст импульс развитию отрасли внутреннего водного транспорта.
Координация деятельности государственных предприятий водного транспорта
В настоящее время по поручениям Главы государства и Правительства проводится оптимизация квазигосударственного сектора и сокращение бюджетных средств, выделяемых в данный сектор.
В целях обеспечения прозрачности и оптимизации расходования бюджетных средств, предлагается дополнить Закон Республики Казахстан «О внутреннем водном транспорте» компетенцией уполномоченного органа по разработке и утверждению Методики определения объемов и стоимости работ и услуг, оказываемых предприятием уполномоченного органа.
Кроме того, учитывая специфику работы на водном транспорте, также предлагается дополнить Закон компетенцией уполномоченного органа по разработке и утверждению Перечня должностей (профессий) работников предприятий уполномоченного органа, имеющих право ношения форменной одежды (без погон), образцов форменной одежды (без погон) и знаков различия, а также порядка ее ношения.
Согласно Уставу службы на судах к членам экипажей судов устанавливаются требования по ношению форменной одежды.
При этом в отраслевом Законе отсутствуют нормы, регламентирующие перечень, образец, знаки различия, а также порядка ношения форменной одежды.
Аналогичные требования имеются для работников государственного контроля и надзора в сфере водного транспорта.
Оптимизация процессов оказания государственной услуги по дипломированию и аттестации лиц командного состава судов
Согласно требованиям законодательства в территориальных подразделениях уполномоченного органа в сфере внутреннего водного транспорта образовывается действующая на постоянной основе квалификационная комиссия[8] по дипломировании и аттестации лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Республики Казахстан.
В связи с переходом на компьютерное тестирование данную комиссию необходимо исключить.
В этой связи, проектом Закона предусмотрено внесение изменения в Закон Республики Казахстан «О внутреннем водном транспорте», исключающего компетенцию уполномоченного органа по утверждению положения о квалификационной комиссии, что позволит исключить коррупционные риски и сократить сроки оказания государственной услуги с 22-х до 2-х рабочих дней.
- Цели принятия проекта закона
Законопроект направлен на решение следующих задач в сфере транспорта:
исключение коррупционных рисков, связанных с прямым контактом должностого лица с перевзчиком при осуществлении транспортного контроля;
обеспечение сохранности автомобильных дорог и безопасности автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов;
повышение эффективности расследований аварий и крушений на железнодорожном транспорте, а также аварийных случаев с судами;
совершенствование порядка устранения последствий морских аварий, результатом которых является затонувшее имущество, а также установление финансового обеспечения за определение местонахождения, обозначения и удаления затонувшего имущества;
создание благоприятных условий для развития услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов водным транспортом, усиления контроля расходования бюджетных средств, обеспечение безопасной эксплуатации морских судов и внутренних водных путей;
устранение коллизий, противоречий и пробелов в законодательных актах Республики Казахстан в сфере транспорта.
- Предмет регулирования проекта закона
Предметом регулирования проекта закона являются общественные отношения в сфере автомобильного, железнодорожного и водного транспорта.
- Структура и содержание проекта закона
Проект закона состоит из двух статей:
Первая статья законопроекта предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
- Гражданский кодекс Республики Казахстан;
- Водный кодекс Республики Казахстан;
- Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;
- Закон Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан»;
- Закон Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах»;
- Закон Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте»;
- Закон Республики Казахстан «О дорожном движении»;
- Закон Республики Казахстан «О торговом мореплавании»;
- Закон Республики Казахстан «О внутреннем водном транспорте»;
- Закон Республики Казахстан «О Государственной границе Республики Казахстан»;
- Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта».
Вторая статья регулирует порядок введения в действие законопроекта.
- Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере
Проектом Закона предусмотрено устранение выявленных в ходе правового мониторинга коллизий, противоречий и пробелов в законодательных актах Республики Казахстан в области транспорта.
Так, из норм статей 593 и 931 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК) следует, что обязанность возмещения вреда, причиненного третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием возлагается на арендатора.
Вышеизложенное вступает в противоречие с другими нормами ГК, регулирующими отношения, связанные с арендой транспортных средств с экипажем.
Согласно статье 588 ГК, члены экипажа сохраняют трудовые отношения с арендодателем. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. К тому же, в силу п.1 статьи 921 ГК юридическое лицо или гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Учитывая изложенное предлагается ГК предлагается внести изменение, устанавливающее ответственность арендодателя за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, арендованным с экипажем, его механизмами, устройствами и оборудованием.
Проект Закона также направлено на устранение имеющихся противоречий между нормами законодательных актов Республики Казахстан и технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»[9].
В частности, в подпунктах 2) и 3) пункта 3 статьи 552 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» слова: «допускаемыми осевыми нагрузками», «допустимыми габаритными параметрами», «допустимую длину», «допустимых габаритных параметров», «от 10,0 %», «от 20,0 %» и выше, следует изложит: «разрешенными габаритными параметрами», «разрешенную длину», «разрешенных габаритных параметров» и «свыше 10,0 %», «свыше 20,0%» и выше, соответственно.
В соответствии со статьями 22 и 37 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» перевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные перевозки, а также перевозящие опасные грузы обязаны оборудовать автотранспортные средства устройствами экстренного вызова оперативных служб (далее – ЭВАК).
Тогда как по техническому регламенту обязательному оборудованию устройствами ЭВАК подлежат автотранспортные средства, выпускаемые в обращение с 2016 или 2017 года в зависимости от применимости к ним Правил ООН № 95. В связи с этим, вышеуказанные статьи Закона необходимо привести в соответствие с техническим регламентом.
В рамках приведения в соответствие с техническим регламентом проектом Закона предусмотрено внесение ряда других уточняющих поправок редакционного характера в законы Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах» и «О дорожном движении».
В силу статьи 13 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» уполномоченный орган в области автомобильного транспорта организует и осуществляет контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования автомобильного транспорта. При этом пунктом 2 статьи 19-17 Закона предусмотрен перечень субъектов, подлежащих профилактическому контролю без посещения.
Однако данный перечень не охватывает лиц, осуществляющих деятельность по специальной подготовке водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов в международном и внутриреспубликанском сообщениях.[10]
Кроме того, пункт 10 этой же статьи Закона нужно привести в соответствие с пунктом 3 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, заменив «квартальный список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля» на «полугодовой».
Проект Закона также направлено на реализацию Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ[11]. Реализация Соглашения требует утверждения национальных правил организации курсов дополнительного обучения.
В этой связи, в рамках проекта Закона предлагается наделить уполномоченный орган в области автомобильного транспорта компетенцией по утверждению правил организации курсов по дополнительному обучению водителей автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров.
Согласно требованиям статьи 19-10 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» выдача разрешительных документов на регулярные международные перевозки пассажиров и багажа отечественными перевозчиками осуществляется согласно условиям международных договоров Республики Казахстан.
Форма данного разрешения, порядок и условия его выдачи, прекращения, а также основания отказа в его выдаче регламентированы Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.[12]
Однако данные вопросы не входят в перечень вопросов, которые в соответствии с частью первой статьи 29 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» должны быть определены упомянутыми Правилами.
В этой связи, данную статью предлагается дополнить нормой, согласно которой Правилами также определяются форма разрешения на осуществление регулярных международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, порядок и условия его выдачи, прекращения и основания отказа в его выдаче.
Наличие пробелов и коллизий требует внесение поправок в Водный кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан «О внутреннем водном транспорте».
В частности, учитывая, что под обеспечением безопасности судоходства понимается и содержание судоходных шлюзов, предлагается в подпункте 1) части четвертой статьи 15 Закона Республики Казахстан «О внутреннем водном транспорте» после слов «содержание внутренних водных путей» дополнить словом «и шлюзов», а также заменить слова «государственный заказ» на «государственное задание» в соответствии с бюджетным законодательством.
Наряду с этим в подпункте 2) пункта 4 статьи 66 Водного кодекса Республики Казахстан после слов «заборе воды морскими» дополнить словам «и речными», т.к. все речные суда, также как и морские суда, для обеспечения работы двигателя судна, его технологического оборудования осуществляет одновременно забор и сброс воды, однако в кодексе указано, что только морским судам не требуется разрешения на специальное водопользование.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О внутреннем водном транспорте» работы по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на них осуществляются без специальных разрешений на проведение путевых работ.
В этой связи, в статье 126 Водного кодекса Республики Казахстан необходимо предусмотреть оговорку об отсутствии необходимости в получении разрешения на проведения путевых работ на водных объектах в соответствии с законодательством о внутреннем водном транспорте.
Наряду с этим, согласно части первой статьи 11 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» должностные лица уполномоченного органа имеют право использовать технические средства для фиксации фактов совершения административных правонарушений и действий должностных лиц уполномоченного органа в порядке, определяемом уполномоченным органом.
Аналогичная компетенция должностных лиц уполномоченного органа в области желенодорожного транспорта предусмотрена частью 4-1 статьи 88-4 Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте».
Вместе с тем законодательством не предусмотрено право должностных лиц уполномоченного органа при осуществлении государственного контроля и надзора в области водного транспорта.
С целью устранения данного пробела в законодательстве, проектом Закона предусмотрено внесение дополнений в законы Республики Казахстан «О внутреннем водном транспорте» и «О торговом мореплавании», устанавливающих право должностных лиц уполномоченного органа использовать технические средства для фиксации фактов совершения административных правонарушений и действий должностных лиц уполномоченного органа в порядке, определяемом уполномоченным органом
Проект закона также направлен на устранение иных коллизий, противоречий и пробелов в законодательных актах Республики Казахстан.
- Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона
В случае принятия проекта Закона ожидается наступление следующих положительных правовых и социально-экономических последствий.
Анализ предполагаемых правовых и социальных последствий в случае принятия проекта закона показал, что установка автоматизированных станций измерения (АСИ) на автодорогах и улицах населенных пунктов позволит охватить весогабаритным контролем не менее 90 % грузовых автомобилей, находящихся в движении, вместо 10 % при действующей системе транспортного контроля.
Внедрение Интеллектуальной системы транспортного контроля позволит полностью автоматизировать весь бизнес-процесс (начиная от заезда грузового автомобиля в зону действия АСИ и завершая направлением в адрес владельца предписания об уплате штрафа) и исключить необходимость нахождения на станциях измерения сотрудников органов транспортного контроля.
Это позволит оптимизировать работу постов транспортного контроля, снизить уровень коррупции на дорогах, обеспечить сохранность автодорогах, вывести из тени нелегальных грузоперевозчиков и как следствие, способствует увеличению доходов республиканского бюджета за счет сборов за проезд крупногабаритного и тяжеловесного автотранспортного средства по территории Республики Казахстан.
При этом эксплуатация тяжеловесных автотранспортных средств, соблюдая все нормы, станет нерентабельно. В этой связи, реализация Закона даст мультипликационный эффект развитию отечественного тралового хозяйства и альтернативных видов грузоперевозок.
Вместе с тем проектом Закона предусмотрено исключение из части второй статьи 552 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) требования об уплате суммы сбора за проезд по территории Республики Казахстан в случае выявления факта проезда автотранспортного средства без оформления разрешительных документов, а также с нарушением допустимых параметров автотранспортного средства.
В случае принятия поправки прогнозируется сокращение доходов республиканского бюджета от поступлений в виде сбора за пройденное расстояние крупногабаритного и тяжеловесного автотранспортного средства.
Расчет ежегодного сокращения доходов республиканского бюджета при исключении сбора за пройденное расстояние произведен по следующей формуле:
где:
X = среднегодовая сумма взыскиваемого сбора за пройденное расстояние автотранспортного средства без оформления разрешительных документов, а также с нарушением допустимых весогабаритных параметров.
и т.д. = общая сумма сбора, взысканного за пройденное расстояние автотранспортного средства без оформления разрешительных документов, а также с нарушением допустимых весогабаритных параметров за 2016, 2017 и другие годы.
Сумма сборов (в тенге) |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Сумма сбора, оплаченная заблаговременно при выдаче специального разрешения |
2 млрд. 383 млн. |
2 млрд. 571 млн. |
3 млрд. 271 млн. |
3 млрд. 607 млн. |
Сумма сбора за фактическое пройденное расстояние без специального разрешения |
280 млн. 877 тыс. |
332 млн. 877 тыс. |
302 млн. 494 тыс. |
273 млн. 666 тыс. |
Доля взысканного сбора по выявленным нарушениям (за фактически пройденное расстояние без специального разрешения) в сравнении с суммой взысканного сбора, уплаченного заблаговременно |
10,5 % |
11,4% |
8,5% |
7 % |
Х = (280 млн. 877 тыс. + 332 млн. 877 тыс. + 302 млн. 494 тыс. + 273 млн. 666 тыс.) / 4 = 305 млн. 11,3 тыс. тенге.
Таким образом, в случае принятия вышеуказанных поправок в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) прогнозируется снижение дохода республиканского бюджета ежегодно на 305 млн.11,3 тыс. тенге.
Тем не менее в случае принятия норм Закона в части автоматизации весогабаритного контроля прогнозируется увеличение доходов республиканского бюджета за счет сборов за проезд крупногабаритного и тяжеловесного автотранспортного средства по территории Республики Казахстан более чем в два раза.
Внедрение единой системы диспетчеризации и оснащение нерегулярных перевозчиков средствами аппаратурой спутниковой навигации (GPS) способствует повышению безопасности и качества пассажирских перевозок и выводу из тени нелегальных перевозчиков пассажиров и багажа.
Создание Единой системы диспетчеризации также позволит получать от перевозчиков необходимой для проверки информации в онлайн режиме (наличие лицензии, список пассажиров, прохождение предрейсового медосмотра, техосмотра транспортного средства) и останавливать их на пунктах транспортного контроля только при наличии явных правонарушений.
В случае принятия проекта Закона ожидается повышение эффективности расследований аварий и крушений на железнодорожном транспорте, а также аварийных случаев с судами, урегулирование порядка устранения последствий морских аварий, результатом которых является затонувшее имущество, а также дальнейшее совершенствование правового регулирования транспортной отрасли в целом.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.
- Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона
Проект Закона предполагает внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О налогах и иных обязательных платежей в бюджет» (Налоговый комитет), Водный Кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан», «Об автомобильном транспорте», «Об автомобильных дорогах», «О дорожном движении», «О торговом мореплавании», «О внутреннем водном транспорте», «О Государственной границе Республики Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта».
- Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами
Предмет законопроекта регламентируется Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан, Гражданский кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «О налогах и иных обязательных платежей в бюджет», отраслевыми законами и иными нормативными правовыми актами в сфере транспорта.
- Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта
По вопросу внедрения автоматизированных станций измерения весогабаритных параметров транспортных средств
США. В США имеются порядка 15 тысяч автоматических комплексов весового контроля, в состав которых входит оборудование для предварительной селекции, для взвешивания на низкой скорости и для контрольного перевешивания на станционарных весах. При этом вдоль автодороги установлены дорожные знаки, которые информируют водителя грузового автомобиля о наличии станции взвешивания, а также знаки, предназначенные для предварительной селекции транспортных средств, то есть легковые автомобили следуют далее, а грузовые сворачивают на полосу, предназначенную только для грузовых.
На полосе движения грузовых автомобилей установлен комплекс, осуществляющий весогабаритные измерения в движении (Weigh-in-motion). Если весогабаритные параметры в пределах допустимых, светофор направляет автотранспортное средство на полосу движения для всех автотранспортных средств для дальнейшего движения по маршруту.
При фиксации превышения допустимых весогабаритных параметров или близких к предельным допустимым значениям параметров, светофор направляет автотранспортное средство на станцию взвешивания со стационарным весовым оборудованием для поосного взвешивания.
Данная система является открытой (без шлагбаумов), весь маршрут движения автотранспортного средства с момента действия знака «станции взвешивания», до окончания взвешивания фиксируется камерами фото-видеоконтроля.
Весовой контроль осуществляет и патрульная служба дорожной полиции, оснащенная переносными взвешивающими устройствами.
В США также функционируют специальные мосты (WIM Bridge), которые взвешивают грузовых автомобилей на средней скорости.
Польша. В Польше факты перегруза автотранспортного средства фиксируются динамическими весами с датчиками, вмонтированными в дорожную поверхность и камерами видеонаблюдения. При фиксации превышения допустимых параметров сведения о государственном регистрационном номере передается дорожным инспекторам для остановки транспортного средства и его измерения на стационарных весогабаритных комплексах.
Литва. В стране запущена многофункциональная система по контролю за нарушениями в движении. Данная система измеряет весовые и габаритные параметры автотранспортных средств, определяет государственные номера, собирает информацию об интенсивности движения. Данные, собранные в системе, используются для проверки уплаты дорожных сборов, наличия обязательного страховании и прохождения технического осмотра. Данная система высылает штрафные талоны за превышения весогабаритных параметров и другие нарушения.
Система фиксации весогабаритных параметров автотранспортного средства осуществляется на скоростях не ниже определенного значения.
В зонах действиях автоматизированных систем установлены дорожные знаки, запрещающие снижать скорость ниже определенных величин, рядом со знаками установлены фото-видеокамеры для фиксации государственных регистрационных номеров транспортных средств.
В случае фиксации снижения скорости в зоне автоматизированных систем, данное нарушение рассматривается как уклонение от прохождения весогабаритного контроля и за данное нарушение предусмотрены штрафные санкции, соразмерные за превышение допустимых весовых параметров.
Венгрия. В соответствии с информацией венгерских компетентных органов в сентября 2017 года в Венгрии введена автоматизированная система весового контроля, включающая в настоящее время 89 пунктов взвешивания, 74 из которых сопряжены с инфраструктурой системы контроля оплаты дорожных сборов (Национальная система взвешивания нагрузки на ось). При прохождении транспортного средства через пункт взвешивания датчики, размещенные под дорожным покрытием, автоматически определяют нагрузки на ось и общую массу транспортного средства, одновременно производится фотосъемка автомобиля с идентификацией по регистрационному номеру. В случае выявления превышения разрешенных весовых параметров система формирует предупреждение ближайшим представителям дорожной инспекции, которые могут остановить соответствующее транспортное средство на трассе для обеспечения оплаты штрафа и устранения нарушения. При отсутствии возможности остановки транспортного средства система обеспечивает отправку уведомления о штрафе непосредственно перевозчику (принцип объективной ответственности). В подготовительный период до 31 декабря 2017 года данная автоматизированная система работала в тестовом режиме – с уведомлениями перевозчиков о выявленных нарушениях, но без применения штрафных санкций. С 1 января 2018 года к выявленным при помощи автоматизированной системы нарушителям начали применяться серьезные санкции. В настоящее время размер штрафов за превышение весовых ограничений может составлять до 500 тыс. венгерских форинтов (примерно 640 тыс. тенге), а за попытки уклонения от данного контроля – до 800 тыс. венгерских форинтов (1 млн. 024 тыс. тенге). Следует отметить, что для обычных дорожных проверок контрольные органы Венгрии продолжают использовать переносные автомобильные весы HAENNI и весовые станции, и на основании результатов данного контроля также могут в общем порядке налагаться штрафы.
Турция. Системы поосного взвешивания транспортных средств в движении установлены на отдельно выделенных полосах автомобильных дорог, предназначенных для передвижения только грузовых автомобилей.
Основными преимуществами данной системы являются отсутствие препятствий для основного потока, более высокая точность из-за взвешивания на малой скорости. Вместе с тем система имеет издержки, связанные с расходами на строительство альтернативной дороги и необходимой инфраструктуры.
Россия. На автодорогах Российской Федерации функционируют свыше 280 пунктов весогабаритного контроля, в том числе станционарных – 54, передвижных – 150 и автоматических – 78.
До 2024 года планируется внедрение более 350 автоматических пунктов весогабаритного контроля. Вместе с тем действующие АПВГК работают в режиме одностадийного взвешивания, однако имеется проблема высокой погрешности.
По опыту США и Европы рассматривается пилотный проект по совмещению станционарных и автоматизированных пунктов в единый комплекс для контрольного взвешивания транспортных средств после предварительной селекции.
Украина. В конце 2018 года на Украине запущен пилотный проект взвешивания автомобилей в движении. Шесть площадок для автоматического взвешивания в движении за 7 месяцев будет построены на подъездных дорогах в столицу Украины. Пилотный проект планируют за два-три года расширить и установить до 200-250 таких пунктов по всей стране.
Система WIM должна стать частью общей украинской системы ИТС (Интеллектуальные транспортные системы).
Cистема объединит в себе следующие составляющие: Traffic Control (контроль трафика), Automatic Speeding Control (автоматический контроль скорости), Tolling (контроль движения грузовиков и сбора оплат от грузовиков), WiM (взвешивание грузовиков в движении).
Пилотный проект по внедрению системы взвешивания в движении (WIM)) - cтоимость контракта составила $6, 441 854,19 .
Срок обустройства WIM систем — до 7 календарных месяцев.
Германия. Введения автоматического весового контроля на дорогах Германии предпринимаются с 2010 года. С мая 2017 года на автобане А33 в Федеральной Земле Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen) между съездами Schloß Holte и Stukenbrock-Senne в тестовом режиме работает динамический пункт взвешивания осевой нагрузки грузовых автомобилей.
Индукционные петли, встроенные в дорожное полотно, отвечают за подсчет интенсивности движения и количества осей. Весоизмерительная балка с четырьмя датчиками также встроена в проезжую часть. Датчики регистрируют нагрузку от каждой оси грузовика или автопоезда. Оборудование распознает, какие оси принадлежат автомобилю и прицепу, и рассчитывает полный вес автопоезда.
Все данные передаются онлайн в Федеральный научно-исследовательский институт автомобильных дорог Германии (BASt) и в ФУГП. Полученная информация обрабатывается для прогноза развития дорожной сети и внесения корректив в планы ремонта и строительства дорог в связи с ветхим состоянием многих мостовых сооружений и перегруженности основных автомагистралей
По немецким правилам штрафные санкции за перегруз налагаются как на водителя, так и на ответственное лицо, допустившее выезд машины с перегрузом. Это может быть как владелец транспортного средства, так и представитель грузоотправителя. Кроме денежного штрафа могут присуждаться штрафные баллы. При наборе определенного количества баллов водитель лишается права управлением транспортным средством.
Финляндия. В настоящее время в Финляндии активно ведутся работы по оснащению сети автодорог, входящих в международные транспортные коридоры, инфраструктурой для беспилотного движения.
В данном направлении успешно реализуется создание международного интеллектуального транспортного коридора Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва в рамках проекта ScanWay, в рамках реализации которого предполагается внедрения системы предварительного информирования сотрудников таможни о приближении груженых фур, включающей возможность отправителя отслеживать груз на всем пути перевозки.
Так же предполагается внедрение международного проект Smart Silk Way («Умный Шелковый путь») направлен на развитие автомобильного транспортного коридора Европа - Россия - Китай. В рамках проекта предусмотрено развитие нескольких интеллектуальных транспортных систем, которые позволят полностью контролировать ситуацию на дорогах, на транспортном коридоре предполагается наличие автоматизированной системы весогабаритного контроля большегрузного транспорта.
Нидерланды. В Нидерландах одними из наиболее значительных последних разработок в области Европейского взвешивания стали голландские проекты WIM-NL и WIM-Hand (van Doorn 2000, van Loo 2004). Также были построены приложения предварительного отбора WIM, которые используют видеоизображения перегруженных грузовиков для облегчения их идентификации. Система WIM идентифицирует перегруженные грузовики и генерирует видеоизображение, которое передается персоналу на статической станции взвешивания ниже по потоку в потоке движения. Измерения и изображение также отправляются в инспекцию дорожного движения для профилирования компании и профилактических мероприятий.
По удалению затонувших судов
Законодательством США предусмотрены требования к собственнику затонувшего судна удалить судно самостоятельно, из своих бюджетных средств, однако, в случае если он отказывается своевременно поднять судно, этим занимаются государственные службы, а в случае отказа собственника компенсировать затраты государственных служб по подъему, собственник может быть подвергнут уголовной или административной ответственности.
Япония также требует доказательство финансового обеспечения, относящееся ко всем судам валовой вместимостью более 100 регистровых тонн, которое включает в себя гарантию оплаты «на случай, если судно затонуло в территориальных водах Японии, и было оставлено там».
В Российской Федерации в случае, если нет непосредственной угрозы для судоходства, то без разрешения владельца затонувшего судна поднять его со дна не позволяет закон. Но больше половины затопленных судов просто не имеют собственника. Собственник поднимает судно самостоятельно только по решению суда или предписанию прокуратуры. Но для их выдачи нужны серьезные основания, в том числе экологический вред.
В Норвегии свидетельства о страховании и ином финансовом обеспечении об удалении затонувших судов от имени морской администрации Норвегии выдаются Данией согласно их двустороннему соглашению. В действующем законодательстве Норвегии определение субъекта ответственности шире, чем только зарегистрированный собственник, в него также включен и судовладелец.
5 декабря 2017 года парламент Турции принял поправку в свое законодательство, в соответствии с которой, неактивные и затонувшие суда в пределах правовой зоны порта, представляющие угрозу для безопасности судоходства, должны быть перемещены в течение периода, не превышающего 45 дней. Власти порта имеют право продавать или уничтожать неактивные суда, если они не перемещены или уничтожены в течение этих 45 дней. Кроме того, власти порта могут принимать и другие необходимые превентивные меры по своему усмотрению, такие как удаление груза и бункерного топлива, не дожидаясь истечения времени, предоставленного владельцу для удаления судна.
Кроме того, процедура продажи судов, угрожающих безопасности судоходства в портах, теперь может проводиться и капитаном порта, а не только по решению суда.
- Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона
Реализация законопроекта требует дополнительных финансовых затрат бюджетных средств в части строительства и внедрения Автоматизированных станций измерения весовых и габаритных параметров транспортных средств (АСИ).
Предварительная стоимость одной АСИ с учетом устройства площадки для контрольного взвешивания, подведения электричества, платной стоянки, освещение и ангара равна 140 млн. тенге.
Всего на автомобильных дорогах республиканского и местного значения, в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, а также на въездах в населенные пункты предполагается установить свыше 85 станций измерения на общую сумму 12 млрд. тенге.
При этом расходы по ежемесячному техническому обслуживанию всех установленных АСИ составляют 2,5 млн. тенге.
[1] Справочно: Сегодня общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Казахстане составляет 95,9 тыс. км. Сеть автодорог международного и республиканского значения имеет протяженность 24,3 тыс. км, из которых 87 % находится в хорошем и удовлетворительном техническом состоянии. В рамках Государственной программы «Нурлы жол» на 2015-2019 годы построено, реконструировано и отремонтировано 8 тыс. км автодорог международного и республиканского значения на общую сумму 1,1 трлн. тенге, в том числе 3 тыс. км автодорог I и II технических категорий.
[2] В соответствии с пп.9) ст.1 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» специальное автоматизированное измерительное средство – сертифицированное специальное контрольно-измерительное техническое оборудование, прошедшее метрологическую поверку, осуществляющее фото-, видеосъемку, работающее в автоматическом режиме, фиксирующее вид, марку, государственный регистрационный знак, весовые и (или) габаритные параметры и скорость движения автотранспортных средств.
[3] Национальным оператором по управлению автомобильными дорогами в Республике Казахстан определен акционерное общество «Национальная компания «КазАвтоЖол».
[4] Понятие и функции Интеллектуальной транспортной системы предусмотрены в Законе Республики Казахстан «О дорожном движении».
[5] Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК инициировано соответствущее изменение в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях в рамках специального законопроекта, разрабатываемого Министерством юстиции РК.
[6] Справочно: Доля взысканного сбора по выявленным нарушениям (за фактически пройденный путь без специального разрешения) в сравнении с суммой взысканного сбора, уплаченного заблаговременно, при оформлении специального разрешения составила: в 2016 г. - 10,5%; 2017 г. – 11,4%; 2018 г. – 8,5%; 2019 г. – 7 %.
- в 2016 году сбор при выдаче специальных разрешений – 2 млрд. 383 млн. тенге, сбор по выявленным нарушениям – 280 млн. 877 тыс. тенге;
- в 2017 году сбор при выдаче специальных разрешений – 2 млрд. 927 млн. тенге, сбор по выявленным нарушениям – 332 млн. 751 тыс. тенге;
- в 2018 году сбор при выдаче специальных разрешений – 3 млрд. 571 млн. тенге, сбор по выявленным нарушениям – 332 млн. 751 тыс. тенге;
- в 2019 году сбор при выдаче специальных разрешений – 3 млрд. 607 млн тенге, сбор по выявленным нарушениям – 273 млн. 666 тыс. тенге.
[7] Проведены 2013-2014 годы Азиатским банком развития по заказу Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
[8] Порядок работы комиссии регламентирован Положением о квалификационных комиссиях, утвержденных приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 355.
[9] Принят Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877
[10] Деятельность курсов регламентированы Правилами организации курсов специальной подготовки водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, утвержденными приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 24.02.2011 г. № 88.
[11] Республика Казахстан присоединился к Соглашению в 2007 году.
[12] Утвержден приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 26.03.2015 г. № 349.