Об общественном мониторинге за качеством содержания и строительства автомобильных дорог
Сегодня проектным офисом «Сапалы жол – Адалдық алаңы» по всей стране организованы совместные выезды территориальных департаментов Агентства, региональных филиалов Национального центра качества дорожных активов и представителей гражданского общества на проблемные участки автомобильных дорог.
К примеру, 22 августа т.г. состоялся внеплановый выезд руководства Национального центра, представителей Проектного офиса, общественной мониторинговой группы и специальной мониторинговой группы на строительно-ремонтные объекты автомобильных дорог поселка Косшы Акмолинской области.
В ходе выезда общественниками обнаружены дефекты на дорожном покрытии, который был сдан в эксплуатацию в прошлом году, а также выявлены нарушения по использованным материалам при строительстве нескольких улиц.
Аналогичные проблемы выявлены по всей республике, в частности на сегодняшний день организовано порядка 50 совместных выездов на проблемные участки автомобильных дорог, в результате которых установлено более 70 нарушении.
Наиболее распространенные нарушения деформация дорожного полотна в виде просадок и выкрашивания асфальтобетонного покрытия, установка дорожных знаков, не соответствующих стандартам, отсутствие исполнительной документации и органов технического надзора на местах строительно-ремонтных работ.
Только по городу Нур-Султан, на двух из трех осмотренных улицах (улицы № 26 и 82) обнаружены обвал и просадка асфальтобетонного покрытия длинной 7,5 м. шириной 12,5 м., а глубиной достигает до 31 см (улицы не приняты заказчиком).
Вместе с тем, мы все понимаем, что использование некачественных материалов приводит к ухудшению состояния дороги раньше времени и нарушает безопасность движения транспорта.
Однако, наблюдается низкая активность местных исполнительных органов в части реагирования на вносимые филиалами Национального центра качества дорожных активов замечания по устранению выявленных нарушений.
Так, с момента образования Национального центра его филиалами проведена экспертиза качества на более 600 объектах строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог местного значения и выявлено в целом 863 нарушения, из которых 63% до сих пор не устранены.
В частности, большое количество нарушений и высокая доля их не устранения наблюдается в Туркестанской области (190 нарушений, из них половина не устранены), в Восточно-Казахстанской области
(34 нарушений, из них 50% не устранены) и в Жамбылской области
(49 нарушений, из них 41% не устранены), в городе Шымкент
(349 нарушений, из них 63% не устранены), а в городе Нур-Султан выявлено 41 нарушение, однако ни одно нарушение не устранено.
Вместе с тем, принимая во внимание современные тенденции цифровизации Проектным офисом инициировано создание мобильного приложения, которое позволило бы всем автолюбителям участвовать в улучшении качества дорог.
Для реализации данной работы проведен мониторинг сети Интернет и определено приложение «Дороги Украины», функционал которого аналогичен с обозначенными нами задачами.
Были проведены переговоры с украинскими разработчиками указанного приложения, в ходе которой достигнута договоренность о реализации проекта в тестовом режиме на территории Казахстана на бесплатной основе, и в случае положительных результатов – дальнейшее сотрудничество.
Так, проектной командой совместно с компанией BTS Digital запущена тестовая модель мобильного приложения для оценки в режиме реального времени качества городских дорог, которое автоматически фиксирует все дефекты дорожного покрытия и их географические координаты, передавая данные в Центр (за счет 2 чипов каждого смартфона: акселерометр и GPS).
Тестовая модель приложения на сегодняшний день уже доступна для использования на андроид платформе.
ссылка https://drive.google.com/open?id=1M3VUiSrjBVFRZFQfHmHKAc1SA0yLMId9 /
Цель приложения - постоянный сбор и анализ о качестве дорог в стране для принятий управленческих решений за счет широкого вовлечения гражданского общества.
Приложение заключает в себя 3 задачи:
- Сбор информации/данных с смартфонов через акселерометр, GPS;
- Анализ собранных данных;
- Визуализация собранных и обработанных данных, с обратной связи и сбора новой информации о качестве дорог и их изменению.
В конце хотелось бы отметить, что качество дорог всегда находится под пристальным вниманием общественности.
И направление нашего проектного офиса по обеспечению общественного контроля на дорогах является эффективным инструментом как для общественности, так и для уполномоченного органа в части получения объективной оценки текущей ситуации в данной отрасли.
Даулет Калдыгужин
Администратор проектного офиса «Сапалы Жол»
30 комментария