Рассмотрение Верховным Судом вопросов, связанных с экстрадицией
Сегодня мировое сообщество столкнулось с ростом преступности в ее организованных формах, когда как лицо, совершившее преступление, так и результаты противоправной деятельности скрываются за границей. Это требует активного и эффективного развития международного сотрудничества в борьбе с преступностью, в частности при расследовании и рассмотрении уголовных дел.
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства в Республике Казахстан осуществляется на основании согласованных государствами мер по оказанию помощи в расследовании преступлений, осуществлении уголовного преследования и обеспечении исполнения наказаний.
Важнейшими многосторонними международными договорами, регулирующими вопросы взаимной правовой помощи по уголовным делам, выдачи подозреваемых и передачи осужденных, являются: ратифицированная Республикой Казахстан Конвенция о выдаче, подписанная в Монтевидео в 1933 году, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 года, Конвенция ООН против коррупции 2003 года; принятые государствами – членами СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская 1998 года, Кишиневская 2002 года) и другие международные соглашения, в которых затрагиваются вопросы оказания правовой помощи в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве.
Одним из основных видов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является выдача лица (экстрадиция) для уголовного преследования в государстве, направившем соответствующий запрос через компетентные органы.
Как уже указывалось, экстрадиция осуществляется на основании международных договоров, но также передача может осуществляться и между странами, не связанными между собой подобным договором, по запросу на принципе взаимности. В этом случае экстрадиция лица не будет обязательной для запрашиваемого государства, а будет его правом.
Практически все положения международных договоров, регулирующие вопросы экстрадиции, нашли отражение в Главе 60 действующего Уголовно-процессуального кодекса. Центральным органом Республики Казахстан, куда обращается с ходатайством компетентный орган иностранного государства о выдаче лица, совершившего преступление, является Генеральная прокуратура. После изучения материалов экстрадиционной проверки Генеральный Прокурор либо его заместитель в пределах своих полномочий, проверив соответствие всех представленных запрашивающей стороной документов и обоснований, принимает решение об экстрадиции лица либо об отказе в выдаче.
Основания, по которым выдача лица (экстрадиция) не допускается, закреплены в ст.590 УПК: лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции), является гражданином Республики Казахстан и международным договором Республики Казахстан с запрашивающей стороной не предусмотрена выдача (экстрадиция) собственных граждан; деяние, послужившее основанием запроса о выдаче лица (экстрадиции), не признается в Республике Казахстан преступлением; преступление, за которое запрошена выдача лица (экстрадиция), не предусматривает наказание в виде лишения свободы в Республике Казахстан; лицу, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции), предоставлено Республикой Казахстан убежище; в отношении лица уже вынесен за то же преступление вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по делу; на момент получения запроса о выдаче лица (экстрадиции) уголовное преследование по законодательству Республики Казахстан не может быть начато или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию; имеются основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче (экстрадиции), может быть подвергнуто угрозе применения пыток в запрашивающей стороне либо его здоровью, жизни или свободе угрожает опасность по расовому признаку, вероисповеданию, национальности, гражданству (подданству), принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям, кроме случаев, предусмотренных международным договором Республики Казахстан; деяние, в связи с которым запрашивается выдача лица (экстрадиция), в соответствии с законодательством Республики Казахстан преследуется только в порядке частного обвинения, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан с запрашивающей стороной; деяние, в связи с которым запрашивается выдача лица (экстрадиция), относится по законодательству Республики Казахстан к воинским преступлениям, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан с запрашивающим государством; центральный орган иностранного государства не предоставил по требованию Генеральной прокуратуры Республики Казахстан дополнительные материалы или данные, без которых невозможно принятие решения по запросу о выдаче (экстрадиции); выдача лица (экстрадиция) противоречит обязательствам Республики Казахстан по международным договорам Республики Казахстан; имеются иные основания, предусмотренные международным договором Республики Казахстан. В выдаче лица (экстрадиции) может быть отказано, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача лица (экстрадиция), совершено на территории Республики Казахстан или за ее пределами, но направлено против интересов Республики Казахстан.
При их наличии принимается решение об отказе в выдаче (экстрадиции). О принятом решении извещается запрашивающая сторона и другие заинтересованные лица.
В случае принятия положительного решения о выдаче лицу, в отношении которого оно принято и его защитнику предоставляется право обжалования постановления Генерального Прокурора или его заместителя в течение десяти суток с момента получения копии, в Верховный Суд Республики Казахстан.
После поступления такой жалобы судьей Верховного Суда определяется дата ее рассмотрения, о чем извещаются заинтересованные стороны, готовится запрос в Генеральную Прокуратуру Республики Казахстан об истребовании материала об экстрадиции.
Кроме того, в соответствии со ст.592 ч.4 УПК принимаются меры для обеспечения участия в судебном заседании кассационной инстанции лица, в отношении которого принято решение об экстрадиции и его защитника.
Поскольку экстрадируемый содержится под стражей, его участие в судебном заседании в Верховном Суде обеспечивается в режиме видеосвязи с применением научно-технических средств. Для этого выносится постановление об этапировании и направляется в тот областной суд, где по территориальности находится учреждение, в котором содержится экстрадируемый. Кроме того, для обеспечения видеосвязи готовятся соответствующие документы в структурные подразделения Верховного Суда и областного суда, отвечающие за подготовку и видеосвязь в судебном заседании.
Если из содержания жалобы и представленных документов будет установлено, что у лица, в отношении которого принято решение об экстрадиции, нет защитника, либо он не может участвовать в заседании, принимаются меры для обеспечения участия профессионального защитника. Постановление об этом направляется в юридическую консультацию для исполнения.
Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица (экстрадиции) производится в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче (экстрадиции), и его защитника. После разъяснения присутствующим их прав и обязанностей, заявитель и (или) его защитник обосновывают жалобу, затем свою позицию мотивирует прокурор.
При этом согласно положениям ст.592 ч.6 УПК в ходе рассмотрения жалобы судья не исследует вопросы виновности лица, в отношении которого принято решение об экстрадиции и не проверяет законность процессуальных решений компетентных органов иностранного государства.
По результатам проверки Верховный Суд выносит одно из следующих постановлений: о признании решения о выдаче лица (экстрадиции) незаконным или необоснованным и его отмене; об оставлении жалобы без удовлетворения; либо о приостановлении решения о выдаче лица до рассмотрения вопросов, имеющих существенное значение для принятия данного решения, с одновременным продлением сроков содержания лица под арестом на срок не менее одного месяца.
Несмотря на тщательную подготовку компетентными органами материалов об экстрадиции, в практике есть примеры отмены Верховным Судом решения о выдаче.
Так, правоохранительными органами иностранного государства М. обвинялся в активном участии и членстве в незаконной религиозно-экстремистской организации «Н» в период с 2006 по 2008 год, и в отношении него было принято решение об экстрадиции. Воспользовавшись своим правом, защитник М. обжаловал указанное решение.
В ходе рассмотрения жалобы Верховный Суд пришел к выводу, что решение об удовлетворении запроса о выдаче М. правоохранительным органам иностранного государства для привлечения к уголовной ответственности принято в нарушение положений международного договора и отменил его.
Согласно пункту 2 статьи 56 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года «выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание».
Законодательством Республики Казахстан уголовная ответственность за участие в деятельности экстремистской группы (ст.182 ч.2 УК) введена в действие только с 01 января 2015 года, то есть в период 2006-2008 годов такой ответственности не предусматривалось. В силу положений ч.3 ст.6 УК Республики Казахстан закон, устанавливающий преступность или наказуемость деяния, или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Соответственно, по законам Республики Казахстан, М. не подлежал привлечению к уголовной ответственности за совершение указанного деяния. Кроме того, организация «Н», в членстве в которой обвинялся М., в Республике Казахстан не была признана в установленном законом порядке экстремистской и ее деятельность не была запрещена.
В целом следует отметить, что судом принимаются все необходимые меры для обеспечения законности при проверке правильности принятого решения об экстрадиции, поскольку оно затрагивает гарантируемые Конституцией и Международным Пактом права человека.
Судья Верховного Суда РК Ж. Волкова