Делегаты из Казахстана во главе с Омбудсменом РК ознакомились с ключевыми аспектами защиты прав детей-мигрантов в Италии
Положение детей-мигрантов в Казахстане вызывает обеспокоенность как государственных органов, так и международных организаций, поскольку такие дети оказываются в крайне уязвимыми в реализации своих прав.
Такой статус ребенка в ряде случаев ограничивает доступ к образованию, здравоохранению, социализации.
В свете необходимости совершенствования системы защиты прав детей-мигрантов представители государственных органов и неправительственного сектора Казахстана ознакомились с опытом развития данной системы в ходе информационной поездки в Италию.
Визит организован Представительством Детского Фонда ООН в Казахстане (ЮНИСЕФ) при поддержке офиса Уполномоченного по правам человека в РК в рамках совместной программы Европейского союза и ЮНИСЕФ «Защита детей в миграционных процессах в Юго-Восточной, Южной и Центральной Азии», которая реализуется в Казахстане с 2017 по 2021 гг.
В состав казахстанской делегации под руководством Уполномоченного по правам человека Эльвиры Азимовой вошли депутаты Парламента, представители ЮНИСЕФ, Пограничной службы КНБ, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства образования, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Национального центра по правам человека и неправительственных организаций.
Цель визита заключается в изучении передовой европейской практики защиты детей в миграционных процессах и установлении сотрудничества в данном направлении.
Организаторы мероприятия приготовили делегатам насыщенную рабочую программу, включающую в себя ряд важных мероприятий. В ходе деловой поездки участники встречи на официальном уровне обсудили актуальные вопросы, касающиеся развития итальянской системы защиты детства.
В рамках визита делегаты посетили офис ЮНИСЕФ в Италиии, а также встретились с Омбудсменом по делам лиц, лишенных свободы, Мауро Пальма, с дипломатическим советником Министерства труда и социальной политики Италии Кармело Барбарелло, с главой департамента по гражданским свободам и иммиграции, префектом Микеле ди Бари и заместителем Префекта - руководителем приемной структуры для несовершеннолетних без сопровождения Министерства внутренних дел Италии Мария Энца Леоне, с уполномоченным по защите прав ребенка, с Президентом итальянской делегации в ПАСЕ Алвизе Маньеро, а также состоялись встречи с представителями Международной организации по миграции (МОМ) и Управления Верховного комиссара по правам человека и Министерства иностранных дел Италии.
В ходе встреч, глава делегации Эльвира Азимова проинформировала зарубежных коллег о деятельности офиса Омбудсмена Казахстана, а также о текущем состоянии вопросов обеспечения прав детей-мигрантов в стране.
Как отмечалось, если ребенок или семья имеют ИИН и регистрацию, то они могут претендовать на получение 11 социальных услуг. Вместе с тем, если дети находятся на территории Казахстана без сопровождения родителей, то осложняется доступ к медицинским, социальным, образовательным услугам до тех пор, пока ребенок не будет выявлен как несопровождаемый, государство не предоставит услуги по документированию, поиску родителей, определению его дальнейшего устройства. Такое положение, как отмечают международные эксперты, зачастую приводит к нарушениям норм международного законодательства.
Широкий спектр проблем связан также с регистрацией несопровождаемых детей-мигрантов: отсутствует мониторинг миграции детей, ребенку не присваивается статус беженца, при пересечении границы они проходят как “+1” к взрослым членам семьи, то есть выдача миграционных карточек детям не предусмотрена и дальнейшая судьба детей, въехавших на территорию Казахстана, не отслеживается.
Таким образом, сегодня в Казахстане обсуждается вопрос о необходимости урегулирования защиты прав детей-мигрантов.
В ходе встреч с представителями государственных органов Италии были обсуждены основные причины, которые побуждают детей и подростков в отдельных регионах к несопровождаемой миграции, положение несопровождаемых детей-мигрантов в Италии, основные нарушения их прав, гендерные факторы, государственная координация и роль гражданского общества в данных процессах.
Стороны отметили, что существует множество причин для миграции детей, но все они имеют один общий знаменатель. Главной причиной миграции детей являются многочисленные нарушения прав человека в странах происхождения: незащищенность от различных проявлений насилия, нищета, отсутствие возможностей, ограниченный доступ к образованию и медицинскому обслуживанию, жестокое обращение в семье, различные угрозы, запугивание и отсутствие безопасности.
Несопровождаемые дети-мигранты, разлученные со своими семьями, являются наиболее уязвимой группой среди всех мигрантов. Отсутствие информации об их положении является одним из наиболее серьезных препятствий, не позволяющих учреждениям и государствам эффективно защищать их права.
Во время встречи были представлены цели и методология политики Италии по вопросам детей в миграционных процессах, а также правовое регулирование вопросов миграции.
Италия- главные европейские ворота для мигрантов, пребывающих морем, ввиду привлекательности социальной защиты, предоставляемой властями страны.
Как сообщили представители офиса ЮНИСЕФ в Италии, в текущем году зарегистрировано 6700 детей-мингрантов без сопровождения, из которых 93,6 % - мальчики, 6,2% составляют девочки.
Однако в последние годы власти Италии отмечают тенденцию к снижению числа несопровождаемых детей-мигрантов. К примеру, в 2014 году в Италии высадилось в общей сложности 14 243 несопровождаемых ребенка.
Интерес казахстанской стороны вызвал Закон № 47 о защитных мерах для несовершеннолетних иностранцев без сопровождения, принятый в Италии в 2017 году.
Одним из самых весомых законодательных отличий двух стран заключается в том, что в Италии в отношении несопровождаемого несовершеннолетнего иностранца была принята четкая позиция. Независимо от статуса, права детей в Италии обеспечены практически на равных условиях.
Законом предусмотрено, что несовершеннолетние иностранцы без сопровождения должны пропускаться через границу во всех случаях.
После обнаружения, вне зависимости от наличия документов, детей размещают в специальные приемные центры для несовершеннолетних, где им предоставляется необходимая помощь, в том числе психологическая, а также возможность изучения итальянского языка.
Организация ухода за несопровождаемыми детьми-мигрантами в Италии начинается с идентификации личности и определения их возраста в случаях, когда у мигрантов отсутствуют удостоверения личности. В таких случаях идентификация проводится путем собеседования и медицинских обследований, подтверждающих их возраст.
До достижения устойчивого решения по статусу несовершеннолетнего предусмотрено назначение к несопровождаемому ребенку опекуна, в роли которого выступает тьютор – волонтер, ответственный за координацию ребенка, его сопровождение и представление во всех процедурах.
Таким образом, главная цель, которую преследует закон Италии, заключается в защите несопровождаемого иностранного несовершеннолетнего, его интересов.
С тем, чтобы наглядно ознакомиться с опытом зарубежных коллег в деле, делегаты посетили Национальную ассоциацию муниципалитетов ANCI.
Не менее содержательным стало ознакомление с работой Центра SIPROIMI по защите беженцев, несопровождаемых и разлученных детей.
По итогам информационной поездки Стороны отметили актуальность и содержательность программы визита и подчеркнули обоюдную пользу от состоявшегося обмена мнениями.
Итальянской стороной выражена готовность в поддержке стремлениям Казахстана совершенствовать систему защиты детей, вовлеченных в миграционные процессы в свете обеспечения принципа наилучшего интереса ребенка.
Пресс-служба аппарата Уполномоченного по правам человека в РК