О медиации
Закон Республики Казахстан « О медиации» подписан главой нашего государства 28 января 2011 года и вступил в силу 4 августа 2011 года. Сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести
Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), в случае, если такие споры (конфликты) затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособным.
Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган. Процедура медиации не применяется по уголовным делам о коррупционных преступлениях и иным преступлениям против интересов государственной службы и государственного управления.
Целями медиации являются достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации и снижение уровня конфликтности сторон. Осуществление медиации в нашем государстве основывается на принципах добровольности, равноправия сторон медиации, независимости и беспристрастности медиатора, недопустимости вмешательства в процедуру медиации, конфиденциальности.
Медиатором может быть независимое, беспристрастное, не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, выбранное по взаимному согласию сторон медиации, включенное в реестр медиаторов и давшее согласие на выполнение функции медиатора. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной основе (профессиональный медиатор), так и на непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре непрофессиональных медиаторов. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие документ (сертификат), подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и состоящие в реестре профессиональных медиаторов. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью. Лица, осуществляющие деятельность медиатора, вправе также осуществлять любую иную деятельность, не запрещенную законодательством Республики Казахстан.
Медиатором не может быть лицо уполномоченное на выполнение государственных функций и приравненное к нему,
признанное судом в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость.
Медиация при урегулировании споров вытекающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений является общепризнанной и широко применяется во многоих странах и изучив опыт других стран, нужно отметить, что только в нашем государстве, в ходе рассмотрения уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести включена процедура медиации.
Одним из главных преимуществ медиации перед судебным разбирательством является время, так как стороны освобождены от сроков рассмотрения дела, предусмотренных законом, и могут урегулировать конфликт в любое удобное для них время. Также немаловажным является конфиденциальсность сведений, которые предаются огласке при рассмотрении дела в суде, что при медиации исключено. Еще один плюс медиации заключается в минимальных затратах, которые зачастую имеют место быть в суде, где дело может рассматриваться длительное время и в апелляции, и в кассации при неудовлетворенности одной из сторон решением, в связи с чем возрастают затраты на почту, транспорт и государственные пошлины. В случае медиации обе стороны солидарно оплачивают только расходы по оплате услуг медиатора. К тому же по гражданским делам в случаях примирения в судах именно в порядке медиации установлен возврат уплаченной государственной пошлины, тогда как возврат пошлины не предусмотрен в других случаях примирения с непоредственным участием суда, таких как мировое соглашение, третейское разбирательство.
Если говорить о коррупции, то дача взятки медиатору не имеет смысла, поскольку не он принимает окончательное решение. Если сторона не согласна, то согласно ст. 5 п.2 закона РК « О медиации» вправе отказаться от медиации на любой ее стадии в порядке ч.1 ст.12 стороны медиации по взаимному согласию вправе выбрать другого медиатора.
Таким образом, принятый Закон РК « О медиации» будет способствовать открытию реальных перспектив для улучшения качеств работы судов при рассмотрении уголовных, гражданских дел.
Главный специалист –
Секретарь судебного заседания
Военного суда РК
Ш.Сайдуллаев