Антикоррупционная служба Казахстана
Казахстан начала свой переход к иной системе в условиях, когда пришедшие к власти президент и премьер-министр были ориентированы на проведение реформ, но не было институциональных гарантий, обеспечиваемых парламентом, судебной системой, гражданским обществом и системой государственного управления, которые обладали бы большой силой. Постепенная либерализация и фактическая передача имущественных прав от центра к действующим руководителям в эпоху перестройки, а также наличие значительных возможностей получения дохода на начальных этапах переходного периода привела к высокой концентрации экономических рычагов в руках небольшой группы людей, особенно в секторе природных ресурсов и финансовом секторе. Отчасти под влиянием этой группы процесс приватизации имел тенденцию к повышению концентрации власти, что привело к появлению больших финансово-промышленных групп, которые, в свою очередь, успешно провели лоббирование государства с целью получения особых привилегий и выступили против проведения дальнейших реформ, направленных на создание более благоприятных условий для развития конкуренции. Подобные влиятельные деловые и политические круги, обладающие особыми правами и интересами, представляли собой огромные препятствия на пути проведения программных и институциональных реформ, имеющих решающее значение для сокращения масштабов захвата государства и преследующих цель обеспечения выхода на рынок большего числа “действующих лиц”, расширения конкуренции в секторе природных ресурсов и повышения уровня прозрачности государственной власти. Главная задача нового правительства Казахстана состоит в том, чтобы избавиться от “мертвой хватки”, которой эти политические и деловые круги, тесно связанные между собой и обладающие особыми правами и интересами, держат в своих руках функционирование государства. Первым важным шагом здесь является сокращение масштабов власти, которую имеют над государством производители энергии, и неукоснительное решение проблемы неплатежей в этом секторе. Другие важные шаги включают в себя обеспечение прозрачности принятия решений в рамках правительства и расширение потенциальных возможностей гражданского общества в осуществлении контроля над поведением правительства. Судя по всему, гражданское общество обретает потенциальную силу в борьбе с коррупцией. В 6 августа 2014 года был создан Национальное бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба).
Этот комитет имеет статус НПО, и в его состав входят видные представители многих политических партий правой, центристской и левой ориентации. Теперь Национальный комитет по борьбе с коррупцией приступил к осуществлению контроля над всеми формами коррупции в Казахстане, и создается впечатление, что он играет решающую роль в формулировании стратегии Комитета по борьбе с коррупцией.
Одно из недавних проявлений наличия прозрачности местного правительства связано с процедурой составления и утверждения городского бюджета. В процессе составления бюджета городская администрация размещает его проект на своем сайте в Интернете. Тем самым она побуждает общественность к внесению своих замечаний и предложений в отношении упомянутого проекта. Кроме того, администрация размещает в Интернете бюджет за предыдущий год. В порядке эксперимента производится закупка через Интернет товаров, предназначенных для удовлетворения общественных нужд. При этом достигается двойной эффект: с одной стороны, работники местной администрации легко получают доступ к интересующей их информации, а с другой, горожане имеют возможность прийти в муниципалитет, чтобы лично ознакомиться с ней с помощью одного из компьютерных терминалов.
Главный специалист районного суда №2 Есильского района
Бейсенбаевой Ж.А.
1 комментария