Гендерная политика в отношении женщин и гендерное равенство женщин в казахстанском обществе
Согласно статистическим данным, женщин в Казахстане 52%, а мужчин 48%
В казахстанском обществе женщины занимают достойное место, их права надежно защищены законом, со стороны государства предпринимаются меры по защите их статуса, в первую очередь, в сфере занятости и недопущения насилия в отношении них, о чем в Уголовном кодексе предусмотрена уголовная ответственность за бытовое насилие женщин.
Кроме того, во всех органах внутренних дел страны существуют структурные подразделения по борьбе с бытовым насилием женщин, в областных центрах и городах Астаны, Алматы созданы кризисные центры, где женщины, подвергающиеся постоянному бытовому насилию со стороны своих мужей - дебоширов, могут найти со своими детьми временный приют, тепло и заботу.
Женщины имеют абсолютно равные права с мужчинами во всех сферах деятельности, в чем достаточно можно убедиться на примере судебной системы, где количество женщин примерно одинаковое с количеством мужчин, а порой и превосходит их, как на примере судов г. Астаны.
По всем судам г. Астаны среди 120 судей, женщин - судей 79 человек, т.е. больше мужчин на 38 человек, которых всего 41 судья.
В суде г. Астаны из 45 судей 26 судей женщины, т.е. больше половины судей составляют женщины, а мужчин 19 судей, т.е. на 7 судей меньше, чем женщин - судей. При этом председателем судебной коллегии по уголовным делам суда г.Астаны также является представитель женского пола Есымова А.Е.
Всего по г. Астане из 165 судей 105 судей составляют женщины, что на 45 человек больше мужчин - судей.
Примерно такая же картина наблюдается в Верховном Суде Республики Казахстан, в судах г. Алматы и регионов страны.
Среди специалистов судебной системы количество женщин значительно превалирует над количеством мужчин.
Такие же выводы можно сделать и в отношении работников прокуратуры и адвокатуры.
Также общеизвестно, что женщины составляет большинство в системе здравоохранения, культуры, социального обеспечения, среди администраторов в процедурах реабилитации и банкротства в республике.
Вместе с тем крайне низкое количество женщин среди первых руководителей, особенно в центральных республиканских органах, где женщины возглавляли, как правило, Министерства здравоохранения, социального развития и труда, что является логичным, т.к. по своей природной сути они хорошо разбираются в вопросах охраны здоровья, социального обеспечения, культуры. Например, министром труда и социальной защиты населения Республики Казахстан является Тамара Дуйсенова, ранее возглавлявшая Министерство здравоохранения Республики Казахстан.
Недостаточное количество женщин и в депутатском корпусе, акиматах всех уровней на руководящих должностях.
Нельзя допускать привлечение женщин к тяжелым и вредным работам.
В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года (ратифицирован Республикой Казахстан 21 ноября 2005 года) женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд.
Особенно под защитой закона должно находиться материнство и детство.
Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года (ратифицирован Парламентом Республики Казахстан 29 июня 1998 года) установлен запрет на увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам, а также введение оплачиваемого отпуска или отпуска с сопоставимыми социальными пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы (п/п. а,б п.2 ст.11).
Данная конвенция провозглашает, что дискриминация женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.
Кроме того, к данной конвенции имеется Факультативный протокол, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 4 июля 2001 года.
В условиях современного общества, проводимой нашим государством масштабной пропаганды гендерного равенства, активной политической позиции женщин применение таких норм более чем актуально.
Наше государство в соответствии с Конвенцией осуждает дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах и с этой целью обязуется: включить принцип равноправия в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа; установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации.
Также имеется Конвенция о политических правах женщин, которая вступила в силу для Казахстана на основании закона от 30 декабря 1999 года.
В части оплаты труда женщин имеется Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2000 года.
Кроме того, признание равных прав и свобод мужчин и женщин, а также создание всех возможных условий для их полной и всесторонней реализации – это есть долг и обязанность государства. В противном случае невозможно всесторонне совершенствование личности и, следовательно, ее участие в развитии страны, в делах государства.
Как установлено п.2 ст.8 Конвенции Международной организации труда об охране материнства №183 (Женева, 15 июня 2000 года), ратифицированной Законом Республики Казахстан от 14 февраля 2012 года, по окончании отпуска по беременности и родам женщине гарантируется право вернуться на свое прежнее или эквивалентное место работы с оплатой труда по прежним ставкам.
Дискриминация женщин прямо запрещена национальным (ч.2 ст.14 Конституции Республики Казахстан) и международным законодательством.
В соответствии с п.2 ст.25 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217А Генеральной Ассамблеи ООН от 10 деабря 1948 года, материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.
Согласно Декларации ООН от 11 декабря 1969 года «О социальном прогрессе и развитии» (ч.ІІ, ст.ХІ, раздел а), социальный прогресс и развитие должны быть в равной мере направлены на достижение охраны прав матери и ребенка, заботы о воспитании и здоровье детей, проведение мероприятий, направленных на охрану здоровья и благосостояния женщин и особенно работающих женщин во время беременности и младенческого возраста их детей, а также матерей, заработок которых является единственным источником обеспечения семьи; предоставление женщинам отпусков и пособий в связи с беременностью и материнством с сохранением за ними места работы и зарплаты.
Реализация нашей республикой международных договоров в части, касающейся прав и свобод женщин, гарантируется Конституцией.
В связи с этим непосредственное применение международных договоров в нашей республике является не только способом реализации международных обязательств, но и средством обеспечения прав и свобод человека, гарантированных основынм законом.
В процессе применения международных договоров в национальной правовой системе следует непосредственно применять наиболее прогрессивные и совершенные их нормы, где интересы личности (неважно, женщины или мужчины) должны стать основным критерием возможности и целесообразности непосредственного их применения.
В соответствии со ст.27 Конституции Республики Казахстан брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Как предусмотрено п.8 ст.87 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», государство гарантирует гражданам Республики Казахстан свободу репродуктивного выбора, охрану репродуктивного здоровья и соблюдение репродуктивных прав.
Согласно п.2 ст.88 указанного Кодекса, женщина имеет право решать вопрос о материнстве.
Помимо этого, в соответствии с п/п. 2 п.2 данной статьи режим рабочего времени, отпуск по беременности и родам и условия труда беременных женщин и кормящих матерей устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.
Все проанализированные международные договоры, соглашения, конвенции являются универсальными юридическими актами, обязывающими государства, подписавшие и ратифицировавшие их, неукоснительно соблюдать права женщин в своих странах, обеспечивать консультационную, организационную, судебную защиту нарушенных прав и свобод.
В заключение можно сделать однозначный и бесспорный вывод о равенстве прав женщин с мужчинами на труд и его оплату, заботе государства над их здоровьем, охране материнства и детства, активном применении международного и национального законодательства в сфере защиты прав женщин.
Хотелось бы больше видеть женщин на руководящих должностях на всех уровнях, в депутатском корпусе и не допускать женщин к тяжелым и вредным работам, к участию в работах по благоустройству территорий в зимнее и морозное время при неблагоприятных погодных условиях, что может негативно сказаться на их здоровье.
Судья суда города Астаны
Актайлаков К.А.