Особенности договора возмездного оказания юридических услуг в сфере проведения мероприятий охраны окружающей среды
Одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики является деятельность по оказанию услуг. Услуги представляют собой, пожалуй, один из древнейших видов общественных отношений. К примеру, еще римскому праву был известен договор найма услуг.
Как отмечает Шешенин Е.Д. услуги распространяется не только на сферу удовлетворения социальных, бытовых, духовных человеческих потребностей, но и затрагивает сферы глобального макроэкономического масштаба [1, с. 63]. В свою очередь, Сергеев В.И., поддерживая мнение Шешина Е.Д., также считает, что сегодня заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях рыночной экономики, развития коммерческой деятельности, также он отметил, что «сфера услуг, как показывает практика, является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности – от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества» [2, с. 32].
Савельев А.Б. утверждает, что в правовом регулировании отношений по оказанию услуг достаточно много «белых пятен». Обосновывает это тем, что гражданское законодательство, в частности ГК РК, не содержит легального определения услуги, согласно статьи 683 ГК РК от 1 июля 1999г., по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. ГК РК статья 683 закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав, не раскрывая их признаков, также данная статья ГК РК под термином «оказать услуги» понимает - совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность. Еще больше запутывает ситуацию, устанавливающая, что общие положения о подряде вообще и о бытовом подряде в частности применяются к договору возмездного оказания услуг, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Исходя из мнения Савельева А.Б., можно сделать два вывода, вытекающих один из другого. Первый состоит в том, что в действующем законодательстве достаточное количество норм, которые применяются одновременно к договорам подряда и возмездного оказания услуг, то есть используются как универсальные. Второй вывод логически завершает первый, ГК РК не проводит четкого разграничения между услугами как объектом договорных отношений и работами, выполненными по договору подряда.
В итоге понятие «услуга» в казахстанском праве имеет размытые границы, обладая множеством смысловых оттенков. Ученые и практики также не пришли к единому мнению, поскольку было сформулировано и предложено к законодательному закреплению три основных концепции о понятии «услуга» и правовом регулировании отношений, возникающих в связи с её оказанием:
- «дифференциальная», предполагающая издание специальных законов в отдельных отраслях сферы обслуживания (В.А. Язев, О.Н. Садиков, Ю.Х. Калмыков, H.A. Баринов);
- «интегральная», предлагающая сосредоточить в одном законе всю охрану прав «граждан-потребителей» (В.П. Мозолин, А.Ю. Кабалкин);
- «специализированных основ», авторы данной концепции (O.A. Красавчиков, Е.Д. Шешенин, В.А. Плетнев) предлагали включить в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик главу «Услуги». Конкретные предложения по содержанию проекта главы «Услуги» были сформулированы Е. Д. Шешениным.
В настоящее время, то есть по истечении довольно длительного периода, можно сказать, что возобладала и была принята законодателем «интегральная концепция», которая реализовалась в Законе «О защите прав потребителей». Значимость данного закона в правовой охране интересов непрофессиональных участников гражданского оборота. Вряд ли кто будет оспаривать. Однако этот документ имеет и оборотную сторону, проявляющуюся в том, что нормы права, регулирующие договоры на оказание тех или иных услуг, не дают ответа, как учесть специфику различных видов услуг, что, конечно же, сказывается не только на качестве услуг, но и не позволяет должным образом осуществлять охрану (защиту) прав потребителей. Принимая во внимание устойчивую тенденцию развития рынка услуг можно предположить, что договор оказания услуг будет одним из самых востребованных и динамично развивающихся гражданско-правовых институтов. При этом многопрофильное использование услуг профессиональных участников потребует соответствующего изменения обязательств возмездного оказания услуг с тем, чтобы не только защитить права сторон договора, но и создать адекватные условия, направленные на удовлетворение потребностей заказчиков-потребителей. Отсюда становится очевидным, что имеющаяся нормативно-правовая база регулирования данного института не может обеспечить надлежащую охрану прав и интересов участников данных отношений, а потому нуждается как в теоретическом осмыслении, так и в законодательном обновлении.
Договор возмездного оказания услуг, занимают достойное место в правовой науке. Так, в трудах виднейших зарубежных цивилистов на протяжении последних двадцати лет лейтмотивом звучат проблемы «комплексного изучения обязательств по оказанию услуг», исследования «объективно существующих закономерностей и общих признаков договорных обязательств по оказанию услуг», выдвигаются различные концепции теоретического понимания «услуги», вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства и т.п. Указанной теме уделяли определенное внимание в своих работах известные - отечественные ученые - юристы, такие как: Абова Т.Е., Алексеев С.С., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Гаврилов Э.П., Егоров Н.Д., Иоффе О.С., Кабалкин А.Ю., Калмыков Ю.Х., Красавчиков O.A., Кротов М.В., Мозолин В.П., Мурзин Д.В., Суханов Е.А., Толстой Ю К., Фархутдинов Г.Ф., Шешенин Е.Д.
Мурзин Д.В. в свою очередь обращает наше внимание, на то, что уважаемыми учеными предлагается аргумент, того, что услуга выражается в определенном, как правило, ожидаемом нематериальном эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств: пассажир перевезен, больной - вылечен, ученик — получил образование и т.п. Однако уважаемые ученые упускают из виду, что существуют услуги, целью которых является не только процесс деятельности (образование, лечение и т.п.), но и достижение определенного желаемого овеществленного (как правило, индивидуализированного) результата, т.е. «услуга» как правовая категория имеет дуалистическое начало -последствием одних является нематериальный результат, одновременно другие услуги направлены на получение именно индивидуализированного материального результата. Так, индивидуальный пошив одежды представляет собой вид бытовой услуги, имеющей целью получить определенный материальный результат, который вполне отделим от личности исполнителя. При этом процесс оказания услуги, т.е. деятельность, посредством которой создается данный материальный результат, осуществляется таким образом, что в итоге формируется (проявляется, создается) желаемый материальный результат. Следовательно, если результат материален, то услуга, ему предшествующая, содержит в себе ряд качеств и свойств, присущих данному результату. Таким образом, услуга содержит в себе элементы результата, и, соответственно ему, может быть материальной или нематериальной. Исходя из изложенного, полагаем, что выстроенная виднейшими учеными-юристами ближнего за рубежа несколько десятилетий назад теоретическая платформа договора возмездного оказания услуг, с учетом развивающегося рынка услуг, нуждается в дополнении и уточнении, а понятие услуги и правоотношения по ее оказанию в законодательном обновлении [3, с. 58].
Современный период можно назвать временем интенсивного формирования моделей договоров многих видов оказания услуг, которые, проникая в той или иной форме во все области деятельности человека, в настоящее время приобрели достойную потребительную стоимость. Большое распространение и внимание многих ученных, по мнению Брагинского М.И. получил договор возмездного оказания услуг в сфере проведения мероприятий по охране окружающей среды.
В настоящее время тезис о том, что проблема охраны окружающей среды вышла на уровень актуальнейших вопросов современности и не требует особых доказательств. Целенаправленное решение комплексной природоохранной и природовосстанавливающей задачи должно в значительной степени определить, устойчивое развитие всей мировой экономики. От решения указанной задачи напрямую зависит качество жизни настоящего и будущих поколений людей.
Константинов В.М. в своей работе «Охрана природы», пишет, что развитие цивилизации, стремительный технический прогресс, кроме многих положительных сторон, имеет и крайне негативные побочные явления. Многолетнее широкомасштабное, бесконтрольное и бездумное вмешательство человека в естественные природные процессы приводит к тому, что мир может оказаться на грани катастрофы.
Константинов В.М., также дает понятие термину охрана окружающей среды, под которым понимает деятельность органов государственной власти РК, органов государственной власти субъектов РК, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий [4, с. 126]. Константинов В.М., давая понятие «охране окружающей среде», обратил наше внимание и на понятие «мероприятия охраны окружающей среды».
По мнению Константинова В.М. мероприятием по охране окружающей среды являться комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу. Экологический Кодекс РК от 9 января 2007 г., статья 96 под мероприятием по охране окружающей среды понимает комплекс технологических, технических, организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрану окружающей среды и улучшение ее качества.
Таким образом, изучив суть определений услуги, охраны окружающей среды, мероприятия по охране окружающей среды, охрана природы, и поняв сущность договора возмездного оказания юридических услуг, можно сделать вывод, что особенность договора возмездного оказания юридических услуг в сфере проведения мероприятий по охране окружающей среды являться, то, что спецификой данного договора является предоставление юридической услуги.
За юридическими услугами в сфере проведения мероприятий по охране окружающей среды могут обраться, начиная от малых и до самых крупных компаний в мире. Особенность договора возмездного оказания юридических услуг в сфере проведения мероприятий по охране окружающей среды, заключается в том, что специалисты в области оказания юридических услуг в сфере проведения мероприятий охраны окружающей среды, дают юридические консультации по полному спектру вопросов в области формирование и проведений мероприятий по охраны окружающей среды, дают консультации связанные также с получением всякого рода заключений, связанных с процедурой оценки воздействия на окружающую среду (в частности - заключений об экологической обусловленности осуществления инвестиции, а также поддержка при подготовке отчетов, касающихся воздействия на окружающую среду, предшествующих получению этих заключений), могут на основании официального документа представлять интересы клиентов перед административными органами по указанным вопросам; представлять клиентов в органах государственного управления и органах по охране окружающей среды по вопросам получения различных необходимых согласований, разрешений и отзывов; вправе давать консультации по вопросам, связанным с управлением отходами; вправе вести постоянный мониторинг правового регулирования.