Совершенствование административного законодательства
В международной судебной системе, как и в странах Европы, административные суды рассматривают споры, в которых хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное лицо или служебное лицо, или другой субъект, наделенный властными полномочиями, управленческими функциями на основаниях, предусмотренных законодательством. В административный суд имеет право обратиться с административным иском лицо, которое считает, что нарушены его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений.
В Казахстане публично-правовые споры частных лиц с органами власти разрешаются в соответствии со специальными предписаниями Гражданского процессуального кодекса общими судами.
В то же время созданные специализированные административные суды рассматривают, только дела об административных правонарушениях и не являются органами административной юстиции. Да и на всем постсоветском пространстве административное право представлено административными правонарушениями и их обжалованием.
Целью принятия АПК является обеспечение эффективной судебной защиты конституционных прав и свобод граждан, юридических лиц и других, рассмотрения дел с соблюдением всех принципов судопроизводства.
Законопроект содержит главы включающие задачи и принципы административного судопроизводства, подведомственность и подсудность споров, предъявление иска, порядок рассмотрения, пересмотр судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, производство по вновь открывшимся обстоятельствам, исполнение судебных актов.
В соответствии с законопроектом, к подсудности судов относятся дела об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, которыми нарушены или созданы препятствия по осуществлению прав и свобод заявителей, незаконно возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечены к ответственности.
Осуществление правосудия состоит в применении судом закона к установленным в ходе судебного разбирательства фактическим обстоятельствам.
Прежде чем совершить акт применения права, нужно знать, что выявленные в суде обстоятельства полностью соответствуют действительности.
Согласно проекта АПК – обязанность доказывания возложены на органы государственного управления.
Форма использования судебных доказательств состоит в том, что, во-первых, в качестве средств доказывания могут использоваться только такие источники, которые предусмотрены АПК РК; во-вторых, доказательства выявляются, фиксируются, собираются, используются в порядке, который детально регламентирован законом и представляет собой единую систему взаимосвязанных требований от момента выявления доказательства до его оценки. Свидетельские показания, например, могут использоваться в органах опеки и попечительства и других органах. Однако судебным доказательством свидетельские показания становятся только в суде. Необходимо иметь в виду, что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Обеспечение доказательств - особый способ их фиксирования, применяемый до исследования доказательств в судебном заседании, если есть основания опасаться, что их представление суду в дальнейшем станет невозможным или затруднительным.
Обеспечение доказательств, производится судьей по правилам, установленным АПК РК. Лица, имеющие основание опасаться, что предоставление необходимых для них доказательств сделается впоследствии невозможным или затруднительным, могут просить суд об обеспечении этих доказательств.
Допустимость доказательств - это важный вопрос, существенно влияющий на ход дела и принимаемое в результате его судебное решение. Вопрос допустимости доказательств оговорен в проекте АПК РК - обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Признанные судом общеизвестными обстоятельства не нуждаются в доказывании (преюдиция). Факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному административному делу, обязательны для суда и не доказываются вновь при разбирательстве других административных дел, в которых участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда при рассмотрении административного дела только по фактам, согласно которым установлены определенные действия и совершившие их лица. Аналогичные требования имеются ГПК РК.
На текущий период времени принятие Административно-Процессуального кодекса, является одним из важнейших шагов для защиты интересов граждан, в спорах с государственно-управленческим аппаратом, а также приведения судебного производства в соответсвии с международными нормами.
Судья специализированного
межрайонного административного
суда города Астаны
Иманалиев К.С.