Вопросы актуализации некоторых положений Кодекса об административных правонарушениях

Вопросы актуализации некоторых положений Кодекса об административных правонарушениях

Глава государства на VI Съезде судей республики обозначил, что в юрисдикции системы административной юстиции судебной власти должны быть вопросы разрешения споров, возникающих между гражданином и государством.   

         В настоящее время, учитывая современные реалии и международный опыт, проводится работа по разработке проекта Административно-процессуального кодекса.

         Назревшая необходимость, а также  актуальность АПК, который бы определил процессуальный порядок рассмотрения споров вытекающих из публично-правовых отношений между гражданами, юридическими лицами и органами государственного управления, является не оспоримым фактом.

         Проект АПК предусматривает, отнесение рассмотрения данной категории дел к Специализированным административным судам, которые на сегодняшний день решают лишь одну задачу – квалифицированное рассмотрение дел об административных правонарушениях, об оспаривании действий и постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это обусловлено тем, что Кодекс об административных правонарушениях включает в себя материальные и процессуальные нормы, которые служат не разрешению споров публичного характера, а главным образом соблюдению правопорядка.

         В этой связи,  возникает вопрос, каким образом Специализированные административные суды будут одновременно рассматривать споры между  гражданами, юридическими лицами и органами государственного управления, а также дела связанные с совершением лицами административных правонарушений.

         Введение института административной юстиции в данных суда и без того, имеющих на сегодняшний день огромную нагрузку, может привести к волоките, нарушению сроков и снижению качества рассмотрения дел и как следствие недовольство со стороны заявителей.

         Во избежание таких последствий введение института административной юстиции, необходимо исключить из подведомственности Специализированных административных судов ряд статей Особенной части КоАП.

         Так, к примеру, в ст. 434 ч.1 КоАП предусматривающей ответственность за совершение мелкого хулиганства, действия, выражающиеся в загрязнении мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выбросе коммунальных отходов в неустановленных местах, необходимо вывести  в отдельную статью, исключив из санкции административное взыскание в виде административного ареста и отнести ее к подведомственности органов внутренних дел.

         Совершение таких правонарушений, не несет за собой ни каких общественно опасных последствий или грубого нарушения общественного порядка и нравственности. К тому же, учитывая, что в соответствии со ст. 50 КоАП, арест назначается судьей в исключительных случаях и не имеет широкого применения в судейской практике при совершении подобных правонарушений.

         По аналогичному принципу возможно исключение из подведомственности судов ст. 610 ч. 1 КоАП, предусматривающей ответственность за  нарушение водителями транспортных средств установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб.

         Административные дела данной категории составляют значительную часть из общего числа  рассматриваемых Специализированными административными судами дел. К  тому же, большая часть из них не имеет ни какого спора между участниками судебного заседания, предусматривая лишь ответственность за нарушение  установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения.

         Как правило, данная категория дел сводится лишь к ожиданиям потерпевшей стороны в получении страховой премии в страховых организациях. Однако длительный процесс оформления данных дел в органах внутренних  дел, в т.ч. обусловленное большим количеством ежедневно происходящих незначительных дорожно-транспортных происшествий, затем их рассмотрение в  Специализированных административных судах, ожидание вступления судебного акта в законную силу, выдача страховыми организациями страховой премии по истечении 15 рабочих дней, приводит к тому, что со дня  дорожно-транспортного происшествия проходит не менее одного месяца, а то и больше. 

         Невозможность эксплуатации транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, потеря эстетического вида и его  материальной стоимости, сопряженное с длительностью всего процесса начиная со дня происшествия до получения потерпевшей стороной страховой премии, вызывает обоснованно негативную реакцию у участников происшествия.

         Увеличение количества транспорта, а также рост как внутренних, так  и внешних миграционных потоков, в особенности в больших городах, требует на сегодняшний день актуализации и пересмотра положений Кодекса об административных правонарушениях, в особенности в условиях быстрого и качественного судебного разбирательства поставленных перед судейским сообществом.

 

Судья специализированного межрайонного административного суда г.Астаны

Қайрбек Н.К.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×