Вопросы совершенствования судебного образования
О совершенствовании судебного образования в Республике Казахстан написано и сказано немало. Тем не менее, прежде чем перейти непосредственно к теме, должна предварить статью историей этого вопроса.
Значимость профессиональной подготовки судьи и ее необходимость впервые на уровне государственной программы была подчеркнута в Концепции правовой политики Казахстана, одобренной указом Президента Республики Казахстан 20 октября 2002 года. В Концепции было указано, что «важным звеном правовой политики и механизма ее реализации является подготовка и обучение кадров судейского корпуса, меры по повышению образовательного и профессионального мастерства судей». В соответствии с положениями Концепции был создан Институт повышения квалификации судей и работников судебной системы. С января 2004 года Институт был преобразован в Судебную академию при Верховном Суде Республики Казахстан.
В дальнейшем этот вопрос был усилен в реализуемой в Казахстане в настоящее время программе Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года «План нации - 100 конкретных шагов», а именно в 18 шаге предусмотрено «выделение Института правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики. Данный институт будет функционировать при Верховном Суде и обеспечивать повышение квалификации действующих судей на регулярной основе».
В рамках реализации названного шага Плана нации Указом Главы государства от 18 февраля 2016 года образована Академия правосудия при Верховном Суде. Что мы видим - на лицо подтверждение философского представления о спиралевидной форме развития истории.
Академии правосудия Главой государства присвоен особый статус высшего учебного заведения. Определены основные направления ее деятельности, поставлены конкретные цели и задачи. Отныне академия вправе самостоятельно разрабатывать и внедрять основные положения в образовательной, научной и методической сферах подготовки кадров, определять новые направления подготовки специалистов, устанавливать сроки и формы обучения, заключать с зарубежными организациями прямые договоры и контракты по всем направлениям основной деятельности.
Передача академии, готовящей кадры для судебной системы, под эгиду высшего судебного органа позволила усовершенствовать учебный процесс с учетом специфики судебной деятельности и поднять его на качественно новый уровень. В 2014-2015 учебных годах прошли обучение 470 судей, в 2015-2016 учебных годах прошли обучение 475 судей.
Организационной основой реализации государственной политики в сфере судебного образования стала Стратегия судебного образования Республики Казахстан на 2012-2016 годы, разработанная Верховным судом Республики Казахстан. В настоящее время действует Стратегия судебного образования Республики Казахстан на 2017-2020 годы, целью которой является повышение кадрового потенциала судов и дальнейшее развитие системы судебного образования.
Пожалуй, не существует другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая так детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность судьи. Все его действия и решения должны строго соответствовать закону, так как они затрагивают права и интересы граждан, государства, всего общества. Однако особняком в этом вопросе выступает регламентация деятельности судьи, специализирующегося на рассмотрении дел об административных правонарушениях, поскольку в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях в должной мере не раскрыты многие процессуальные моменты. Актуальность поднимаемой темы для меня – это повышение авторитета и имиджа судов и судей посредством совершенствования судебного образования, поскольку работая в судебной системе с 2004 года я столкнулась с отсутствием единообразной практики в судах Республики Казахстан, складывающейся в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях, с различными подходами в разных регионах нашей страны к разрешению законодательных пробелов и коллизий, что в целом негативно складывается на имидже судей.
Грамотный справедливый, законный судебный акт, вынесенный в установленные законом сроки с соблюдением предусмотренной законом процедуры - залог успеха судов. Естественно, это зависит от самих судей, от их компетентности и профессионализма, ответственности и обязательности. Понятно, что судьи обязаны знать и неукоснительно соблюдать требования закона. Но как быть в ситуации, в которой оказались судьи, рассматривающие дела об административных правонарушениях, которые на практике применяют Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях. Я думаю, не будет секретом довод о наличии в нем большого количества пробелов, связанных с отсутствием процессуальной части кодекса. Наличие абсолютно разных мнений при трактовании смысла кодекса ежедневно подтверждает мое мнение. Так, нет единой практики даже при исчислении срока рассмотрения дела об административном правонарушении. В некоторых регионах дела рассматриваются в месячный срок, в других же регионах этот срок составляет пятнадцать суток плюс один месяц. Таких примеров огромное множество.
Трехступенчатая подготовка кандидатов в судьи в виде получения основного юридического образования, обучения в Судебной Академии, прохождения стажировки с отрывом от основного места работы оправдывает свое предназначение.
Во время стажировки имеется возможность изучить личность будущего судьи, степень его профессиональной грамотности. Пленарное заседание областного суда рассматривает итоги стажировки кандидатов и представляет в Высший Судебный Совет соответствующее заключение. В настоящее время увеличилось число случаев дачи пленарным заседанием отрицательных заключений. Это говорит об отсутствии формального отношения к стажировке кандидатов судьи и дает возможность на ранней стадии не допустить к работе судьи недостойных.
Помимо этого, судья продолжает учиться после назначения на должность. То есть для становления судьи нужны годы. Другой путь повышения уровня квалификации работающих судей, не требующий затрат, лежит через самообразование. Им пользуются представители любой профессии. Судья должен составить план самостоятельной учебы, планомерно и постепенно ликвидировать пробелы в своем образовании. Но не все мы имеем такой план учебы. В ходе подготовки к рассмотрению каждого дела необходимо перечитывать нормы закона, регулирующие рассматриваемые отношения, не надеяться на память, при необходимости делать выписки. Это помогает избежать ошибок.
В качестве еще одной из возможностей повышения уровня квалификации судей в нашей работе применяется организация семинарских занятий, проводимых, как в самих судах, областных судах, а также в виде видеоконференций.
В данном случае в качестве рекомендаций хотелось бы пожелать, чтобы ответственный за подготовку «литературы» вопроса не вдавался в теоретическую «историю» обсуждаемой темы семинара, не ограничивался зачтением диспозиции административного правонарушения, его основных признаков (если только проблемы не связаны именно с квалификацией действий): объективной стороны, субъективной стороны и т.д. А остановился бы даже не на проблемах, о которых судьям уже известно, а на решении проблемных вопросов, возникающих при рассмотрении дел определенной категории. Более того, предварительно следовало бы обсуждать соответствующий доклад с модератором из Верховного Суда Республики Казахстан, поскольку итогом видеоконференции должна явиться выработка конкретных рекомендаций.
Помимо этого, курс подготовки или переподготовки судьи должен способствовать развитию судебного мышления, определенных организаторских качеств, дикции, ораторского мастерства, психологических навыков в работе с различными участниками административного производства.
По итогам прохождения обучения на курсе повышения квалификации, которое, по моему мнению, является наиболее эффективным средством в достижении совершенствования судебного образования; высоко оценивая проводимую работу Верховным Судом Республики Казахстан по внесению изменений в действующее законодательство, по снижению уровня ежедневной нагрузки на административных судей, установления оптимальной нагрузки на судей, проводимую работу Центром переподготовки, повышения квалификации судей и судебных работников, а также в целом Академией правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан, предлагаю: направлять вопросы обучающихся, на которые не были получены ответы (в связи с необходимостью изучения проблемы и времени для осмысления проблемы), в соответствующую коллегию Верховного суда Республики Казахстан для выработки рекомендательного письма, которое от имени Центра переподготовки, повышения квалификации судей и судебных работников будет направляться в областные центры образования судей для применения на практике.
Судья
Специализированного межрайонного
Административного суда
города Астаны
Жолдасбаева Г.К.