Судебная реформа - гарантия качества правосудия
О дальнейшей реализации реформ в сфере обеспечения верховенства закона Глава государства указал в числе пяти институциональных реформ для укрепления государственности.
В плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» 11 шагов прямо касаются деятельности судебной системы, что свидетельствует о важности ее реформирования для дальнейшего развития нашего государства.
Судебная система Казахстана сегодня осуществила такие задачи, которые привели ее к способности оптимально взаимодействовать с судебными системами других государств и международным правом в целом, для того, чтобы максимально обеспечить честное и справедливое правосудие.
Проанализирую лишь некоторые аспекты судебной реформы, направленные на совершенствование системы отбора судей, об усилении критериев и стандартов для кандидатов на должность судьи.
Повышен до 30 лет возрастной ценз для кандидатов в судьи, введен пятилетний стаж работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, для таких специальностей, как секретарь судебного заседания, консультант (помощник) суда, прокурор, адвокат либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии.
Кандидату в судьи необходимо пройти полиграфологическое исследование, за исключением кандидатов, являющихся действующими судьями.
Установлена оплачиваемая годичная стажировка в суде с отрывом от основного места работы, лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение четырех лет со дня окончания обучения.
В период прохождения стажировки стажеру-кандидату выплачивается фиксированная сумма заработной платы в размере 70% от должностного оклада судьи районного и приравненного к нему суда со стажем работы до 1 года, также стажеру-кандидату предоставляется отпуск без сохранения заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством.
Общий срок прохождения стажировки составляет один год, из них одиннадцать месяцев в районном и приравненном к нему суде, один месяц в областном и приравненном к нему суде.
Прием на стажировку осуществляется с учетом прогнозной потребности регионов в судейских кадрах.
Полная стажировка в течение всего дня с отрывом от основного места работы позволяет стажерам в значительно большей степени усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности (Положение о прохождении стажировки кандидатом в судьи, утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года № 643).
Институт правосудия из состава Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан передан в ведение Верховного суда, Институт преобразован в республиканское государственное учреждение «Академия правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан», с приданием особого статуса высшего учебного заведения. Основными направлениями Академии, как профильного учебного и научно-методического центра, являются реализация образовательных программ послевузовского образования, осуществление переподготовки, повышения квалификации судей и работников судебной системы, магистратура, научно-исследовательская деятельность
С 1 января 2016 года введена оценка профессиональной деятельности судьи (ст.30-1 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»).
В законе указано, что оценкой профессиональной деятельности судьи признаются оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при отправлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым настоящим Конституционным законом и Кодексом судейской этики.
Оценка профессиональной деятельности судьи проводится в целях улучшения качественного состава судейского корпуса, оценки и стимулирования роста профессиональной квалификации, повышения ответственности за укрепление законности при рассмотрении дел, охраны прав граждан и интересов общества.
Оценка профессиональной деятельности судьи впервые проводится по результатам одного года работы в должности судьи. В последующем проводится через каждые пять лет, а также при участии в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции, на должность председателя суда, председателя судебной коллегии.
Освобождаются от периодической оценки профессиональной деятельности судьи, имеющие двадцать и более лет судейского стажа.
Результаты работы судьи по истечении годичного срока рассматриваются на заседании квалификационной комиссии Судебного жюри и по представлению Председателя Верховного Суда вносятся на утверждение Высшим Судебным Советом.
Результаты работы судьи рассматриваются на основании следующих критериев:1) показатели качества отправления правосудия; 2) соблюдение норм судейской этики и трудовой дисциплины.
Оценку профессиональной деятельности судьи осуществляет квалификационная комиссия Судебного жюри (Положение о Судебном жюри, утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года № 643).
Дисциплинарная комиссия Судебного жюри рассматривает вопросы подтверждения права судьи на отставку и ее прекращения, а также вопросы о возбуждении дисциплинарного производства, дисциплинарных дел в отношении судей.
Также действует институт поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей и судьей в отставке.
Усилены требования к действующим судьям, принят новый этический кодекс судьи, расширены возможности граждан обращения с жалобами на действия судьи в Судебное жюри.
Высший Судебный Совет Республики Казахстан преобразован в автономное государственное учреждение, созданное в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности. Члены ВСС на определенный период освобождаются от своей основной работы и занимаются подбором кадров.
Судья суда города Астаны
К.Айткалиева