Районный суд №2 Есильского района №2 г. Астаны подвел итоги за 9 месяцев 2017 года.
Реформирование судебной системы Республики Казахстан внесло уже кардинальные изменения как в саму судебную систему страны, обеспечив ее автономное функционирование, так и в конституционно-правовой статус судей в целях становления в стране сильного, авторитетного и профессионального корпуса носителей судебной власти.
В рамках Плана Нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ с 1 января 2016 года введен в действие Конституционный закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам Высшего Судебного Совета, судебной системы и статуса судей» которым в том числе внесены принципиально новые поправки в отраслевой закон о судебной системе. В частности, оптимизированы судебные инстанции, в настоящее время это трехуровневая система правосудия, созданы специализированные составы по рассмотрению инвестиционных споров в г.Астане и в Верховном Суде, функционирование Академии правосудия при Верховном Суде, радикально обновились процессуальные законы страны.
С 1 января 2015 года вступили в действие новые Уголовный, Уголовно–процессуальный кодексы по которым и работает суда №2 Есильского района города Астаны.
Нормы новых законов повлияли и на уменьшение тюремного населения. Судами больше назначаются наказания, не связанные с лишением свободы:
Так например в прошлом году из 351 осужденных лиц к реальному лишению свободы было осуждено только 73 лица (то есть 20.8%), а ко всем остальным были приняты меры наказания в виде условного осуждения (58), ограничение свободы (78), штрафы (136) и общественные работы (5).
Как известно, в 2016 году Казахстан переместился на 62 позицию в мировом рейтинге тюремного населения. По количеству осужденных на сто тысяч населения приходится 233 заключенных. Это результат проводимой в Казахстане политики по снижению тюремного населения, принятия поэтапных мер гуманизации и либерализации уголовного законодательство и, конечно, результат целенаправленной правоприменительной практики судебных органов, считает судья.
Еще одним из новелл в уголовном законе, которое также повлияло на гуманизацию при назначении наказания является институт «Процессуального соглашения» - которое заключается между прокурором и подозреваемым, обвиняемым или подсудимым на любой стадии уголовного процесса или осужденным в порядке и по основаниям, предусмотренным УПК. Данный институт еще называют в обиходе «сделка с правосудием».
За отчетный период с процессуальным соглашением в форме сделки о признании вины поступило 58 дела, что составляет 11,9 от общего числа поступивших дел.
При поступлении уголовного дела председательствующий судья не ожидая 5 дневного срока принимает к производству, назначает дату ГСР раньше 15 дневного срока, решает вопрос о рассмотрения дела в сокращенном порядке и прекращения дела в порядке медиации.
Также необходимо отметить и такие новые институты как «ускоренное досудебное расследование», «сокращенный порядок рассмотрения дела», «Медиативное соглашение», которые также повлияли на оперативность рассмотрения дел в судах без излишней волокиты и затягивание процесса.
Так, за один процесс рассмотрено 238 (54,2%) уголовных дел.
За два процесса рассмотрено 127 (28,9%) уголовных дел.
За три процесса рассмотрено 44 (10,0%) уголовных дел.
За 2016 год судом было вынесено оправдательных приговора в отношении 14 лиц,
Одним из направлений реализации предусмотренного Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года расширения пределов судебного контроля в досудебном производстве являлось введение в уголовный процесс нового участника - следственного судьи.
Данная фигура введена в уголовный процесс также с 1 января 2015 года, и к его полномочиям отнесены санкционирование следственных действий. Он принимает решение о содержании под стражей, домашнем аресте, временном отстранении от должности, запрете на приближение, экстрадиционном аресте, применение залога, наложение ареста на имущество, объявление в международный розыск подозреваемого, рассмотрение жалоб на бездействие дознавателя, следователя или прокурора, и многое другое, отраженное в статье 55 Уголовно-процессуального кодекса.
За 2016 год в производство суда поступили ходатайства прокурора по применению санкционирования содержания под стражей, домашнего ареста и продления срока содержания под стражей, санкционирование выемки, обыска, личного обыска, депонирование и иные полномочия в отношении 1563 лиц, за 2015 год поступило в отношении 284 лиц, увеличение на 1279 лиц или 81,8%.
Увеличение материалов о санкционировании мер пресечения послужило внесение изменений в законодательства РК. Так по новому УПК РК включено санкционирование выемки, обыска, личного обыска, осмотр.
Из поступивших ходатайств удовлетворено 1555 или 99,5 % от общего числа, 5 отказано, 3 отозвано.