Вопросы, возникающие при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей
В соответствии со ст.4 Конвенции о правах ребенка на государство возложены обязанности принимать все меры для защиты прав ребенка.
Закон предусматривает участие органа опеки, осуществляющего функции по опеке или попечительству (далее-орган опеки) в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора (в соответствии со ст.56 ГПК).
Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки обязан согласно разъяснению, предусмотренного п.2 Нормативного постановления Верховного суда «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», провести акт обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующего на его воспитание.
Данная процедура необходима для определения порядка воспитания и проживания ребенка, объема и качества обеспечения ребенка (детей) родителями, взаимоотношений ребенка (детей) с родителями и прочее и прежде всего суду необходима максимальная информация о проблемной семейной ситуации.
Вместе с тем, не все акты обследований органов, осуществляющего функции по опеке и попечительству, можно принять за достоверное и аргументированное сообщение по делам указанной категории.
Так, зачастую акты обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, органы опеки представляют акты, обозначенные ими как «акт обследования жилищно-бытовых условий» сторон по делу. Соответственно, согласно названию документа составление акта сводится к предмету обследования по выяснению количества мебели, ее особенностей, необходимости ремонта и т.д., бывают случаи, когда указываются, что живут в таком-то доме, условия такие-то, живут такие-то.
Кроме того, акты обследования и заключения органов не мотивированы, нередко содержат общие фразы, не раскрывающие характер взаимоотношений родителей и ребенка, нравственные и личностные качества родителей, не содержат указаний на обстоятельства, свидетельствующие о том, что ребенок может находиться в опасности, в чем конкретно выражается уклонение от выполнения обязанностей родителей и возможно ли проживание ребенка в имеющееся психологическом климате.
Необходимо отметить, что по категории дел связанных с воспитанием, не имеется той или иной разработанной единой формы акта обследования условий.
Вместе с тем, для понимания проблемы недостаточно отражения детско-родительских отношений условий проживания. На практике, исследование наличия вопросов воспитания должно быть проведено органом опеки по установленной форме с указанием лиц, проводящих проверку, ее сроков, объема и содержания вопросов и с постановкой следующих вопросов:
- есть ли опасность для жизни и здоровья детей, и в чем она заключается (от жестокого обращения, отсутствия заботы, изъянов в образовательной адаптации и т.п.)?
- имеются ли у детей заболевания, связанные с недостаточным питанием, уходом и ненадлежащими санитарными условиями?
- являются ли жилищные и финансовые условия подходящими для воспитания детей?
- какие попытки принимали родители по улучшению ситуации (обращались ли с требованием о выплате задолженности по заработной плате, вставали ли на учет в центр занятости, принимали ли там соответствующие их возможностям предложения по трудоустройству)?
- какова реальность и достаточность социальной помощи родителям и их детям (включая обеспечение одеждой, продуктами)?
- есть ли конкретные случаи конфликтов с детьми (как дома, так и вне пределов семьи), насколько они часты и подтверждены?
- каково мнение детей о происходящем, а также о возможности помещения их в соответствующие учреждения?
Кроме того, составление акта обследования относится к компетенции органов опеки, однако на практике такие документы составляются за подписью учителей, социальный педагогов и может быть заверен директором школы, что противоречит действующему законодательству, поскольку государство осуществляет свои функции по опеке в отношении несовершеннолетних через местные исполнительные органы, а координация деятельности и организация взаимодействия государственных органов и организаций по опеке над несовершеннолетними осуществляется уполномоченным органом в области защиты прав детей Республики Казахстан и их территориальными подразделениями.
Таким образом, серьезной проблемой является отсутствие определенных критерий деятельности органов опеки, единые подходы в принятии решений, даче заключений и т.д., тем самым отсутствует единая правоприменительная практика. Немаловажной является проблема отсутствия штатной численности специалистов по защите прав детей и раздробленность органов опеки. Кроме того, при принятии решений органы опеки по существу бесконтрольны, поэтому имеется необходимость реформы органов опеки, законодательства, прописывающего функции и возможности опеки.
Судья специализированного межрайонного суда
по делам несовершеннолетних г.Алматы Баймурзина А.А.