Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Международная Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была принята 18 декабря 1979 года Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций.
Казахстан присоединился к данной конвенции 29 июня 1998 года с принятием соответствующего закона.
В статье 1 Конвенции утверждено понятие "дискриминация в отношении женщин", которое означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.
Казахстан, присоединившись к данной международной конвенции обязался проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин, то есть принимать соответствующие законодательные акты, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин, обеспечить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации, принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.
В настоящее время гендерная политика свидетельствует о том, что указанные выше обязательства республикой выполняются, поскольку в политической, социальной, экономической и культурной областях обеспечено всестороннее развитие и прогресс женщин. Женщины представлены как в политической так и в других сферах, даже в военном деле женщины достигли определнных успехов.
В соответствии с положениями Конвенции государства-участники принимают все соответствующие меры с целью: а) изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин; b) обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими.
Ныняшняя ситуация, когда обществом уже не одобряются обычай насильственной кражи девушек замуж, когда факты изнасилований, бытового насилия в отношении женщин, факты торговли и эксплуатации женщин не остаются без внимания общественности и строго наказываются по закону, когда в обществе уже не считается зазорным если женщина работает, а не сидит дома по желанию мужа, свидетельствует о положительной динамике принятия соответствующих мер со стороны Казахстана.
Отдельная статья Конвенции посвящана проблемам, с которыми сталкиваются женщины, проживающие в сельской местности. Конвенцией отмечена значительная роль таких женщин, которую они играют в обеспечении экономического благосостояния своих семей, в том числе, их деятельность в нетоварных отраслях хозяйства, и закреплено, что государство-учатник должен принять все соответствующие меры для обеспечения применения положений этой Конвенции к женщинам, проживающим в сельской местности.
Особая роль в Конвенции отведена брачно-семейным отношениям, в которых государства-участники обеспечивают на основе равенства мужчин и женщин: а) одинаковые права на вступление в брак; в) одинаковые права на свободный выбор супруга и на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия; с) одинаковые права и обязанности в период брака и при его расторжении; д) одинаковые права и обязанности мужчин и женщин как родителей, независимо от их семейного положения, в вопросах, касающихся их детей; во всех случаях интересы детей являются преобладающими; е) одинаковые права свободно и ответственно решать о числе детей и промежутках между их рождениями и иметь доступ к информации, образованию, а также средствам, которые позволяют им осуществлять это право; ф) одинаковые права и обязанности быть опекунами, попечителями, доверителями и усыновителями детей или осуществлять аналогичные функции, когда они предусмотрены национальным законодательством; во всех случаях интересы детей являются преобладающими; ж) равные личные права мужа и жены, в том числе, право выбора фамилии, профессии и занятия; х) равные права супругов в отношении владения, приобретения, управления, пользования и распоряжения имуществом как бесплатно, так и за плату.
Для рассмотрения хода осуществления положений Конвенции создан Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, состоящий из двадцати трех экспертов, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой Конвенцией, избираемых государствами-участниками из числа своих граждан, выступающих в своем личном качестве, при этом учитывается справедливое географическое распределение и представительство различных форм цивилизации, а также основных правовых систем.
Государства-участники обязаны представлять Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для рассмотрения Комитетом доклады о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения положений настоящей Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в этой связи.
Комитет ежегодно через Экономический и Социальный Совет представляет доклад Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций о своей деятельности и может вносить предложения и рекомендации общего характера, основанные на изучении докладов и информации, полученных от государств-участников. Такие предложения и рекомендации общего характера включаются в доклад Комитета наряду с замечаниями государств-участников, если таковые имеются. Генеральный секретарь препровождает доклады Комитета Комиссии по положению женщин для ее информации.
14 февраля 2014 года Комитет рассмотрел объединенные третий и четвертый периодические доклады Казахстана на своих 1193-м и 1194-м заседаниях.
При этом Комитетом сделаны ряд замечаний по некоторым вопросам и призвал Казахстан активизировать осуществление имеющихся программ для обеспечения надлежащего распространения текста Конвенции и общих рекомендаций Комитета среди соответствующих заинтересованных сторон, включая правительственных должностных лиц, парламентариев, судей, юристов, сотрудников правоохранительных органов и общинных руководителей, с целью повысить уровень информированности о правах женщин в государстве-участнике.
В частности, что касается судебной системы и доступа к правосудию жинщин, Комитет призвал принять все надлежащие меры для повышения уровня осведомленности женщин об их правах и средствах их реализации, включая облегчение доступа к компендиуму правовых договоров Организации Объединенных Наций по вопросам равноправия мужчин и женщин, опубликованному на веб-сайте Верховного суда государства-участника; проводить обучение судей и юристов по вопросам, касающимся решений Комитета в рамках Факультативного протокола, а также при необходимости применять положения Конвенции и ссылаться на них в ходе судебных разбирательств; принять всеобъемлющее правовое определение дискриминации в отношении женщин в соответствии со статьей 1 Конвенции, охватывающее как прямую, так и косвенную дискриминацию в публичной и частной сферах, в его Конституции или других соответствующих национальных законах и запретить такую дискриминацию в соответствии с Конвенцией и предусмотреть наказание за нее.
Будучи, обеспокоеным тем, что женщины редко предпринимают попытки добиться правосудия и ответственности по закону, сталкиваясь с гендерным и сексуальным насилием и дискриминацией, и что в тех случаях, когда они возбуждают дело в суде, им нередко приходится преодолевать целый ряд таких препятствий, как социальная стигматизация и сохраняющиеся уничижительные стереотипы, нехваткой бесплатной юридической помощи Комитет рекомендовал Казахстану:
а) проводить информационно-просветительские кампании для ликвидации стигматизации и уничижительных стереотипов, с которыми сталкиваются женщины, добивающиеся правосудия;
b) обеспечить систематическую подготовку судей, прокуроров и адвокатов по вопросам применения законодательства, запрещающего дискриминацию и насилие в отношении женщин;
с) обеспечить, чтобы женщины имели эффективный доступ к правосудию, в том числе на основе предоставления юридической помощи, особенно женщинам, принадлежащим к находящимся в неблагоприятном положении группам, и в соответствующих случаях оказывать поддержку по всей стране неправительственным организациям, содействующим доступу женщин к правосудию.
Следующий пятый периодический доклад, согласно Заключительным замечаниям Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин от 10 марта 2014 года, предложено представить в феврале 2018 года.
Наличие множества общественных и неправительственных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами женщин, систематическая работа по обеспечению эффективного доступа к правосудию думаю будут положительно оценены Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин при следующем докладе.
Судья суда города Астаны
Ш.Т.Ергалиева