Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность
В условиях современного развития Республики Казахстан одним из основных средств борьбы с административными правонарушениями, посягающими на общественный порядок и нравственность, является организация и создание государственными органами условий, способствующих повышению правового качества принимаемых государством законов, которые приводили бы к их повсеместному добровольному исполнению и соблюдению. Так, Конституцией Республики Казахстан установлено, что «официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения». Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.
Административное законодательство, предусматривающее ответственность за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и нравственность, пронизанное Конституционными идеями о приоритетности человека, признания его высшей ценностью государства, выполняет, прежде всего, функции защиты прав и свобод человека, оберегая его от противоправных посягательств субъектов административных правонарушений, которыми в соответствии со статьей 28 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях могут быть физические и юридические лица.
Поэтому неслучайным является утверждение профессора С.С. Сартаева о том, что "позитивное право должно работать во благо человека, выражать и обеспечивать его интересы, стоять на страже защиты его прав и свобод"
В условиях современных системно-структурных преобразований со всей остротой встает вопрос о новой роли права на этапе формирования гражданского общества и построения правового государства, об обновлении и развитии законодательства, отражающего сущность нравственного и морального облика современного казахстанского гражданина, его правовой культуры. И это, в конечном счете, выливается в сферу общей правовой культуры самого законодателя. Так, согласно взглядам некоторых исследователей, принятый закон должен быть "способен относительно самостоятельно влиять на все проявления правовой культуры. Это происходит несколькими путями:
- во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования;
- во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие о достигнутом уровне правовой культуры;
- в-третьих, через посредство законов и основанных на них подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих стандартам общей культуры данного общества;
- в-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в народ.
Сегодня по мере динамичного развития социальной жизни государства происходят изменения в методах и качестве правового регулирования различных видов общественных отношений. Преобладающими становятся тенденции усложнения, утончения и совершенствования регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция. Повсеместно, в единстве со всей системой регулятивных факторов, создается своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы, утверждения и защиты автономной личности. И все это строится на основе и во имя нравственных начал, доминирующих в обществе в целях обеспечения и соблюдения общественного спокойствия и порядка. Поэтому административное законодательство, отражающее сущность и меры борьбы с административными правонарушениями, посягающими на общественный порядок и нравственность, должно в полной мере отражать специфику сложившегося общественного устройства и создавать предпосылки для объективизации и повышения роли и значения нравственного благополучия общества в целях дальнейшего его динамичного и прогрессивного развития.
Согласно современному административному законодательству, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность, представляют собой особую, специфическую группу административных правонарушений, нашедших отражение в главе 25 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность» Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее КоАП РК). Данная глава Особенной части КоАП РК содержит в себе 17 составов административных правонарушений (статьи 434- 450), признаваемых законодателем в качестве административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и нравственность. И к их числу законодатель относит:
- мелкое хулиганство - статья 434 КоАП РК;
- хулиганство, совершенное несовершеннолетним - статья 435 КоАП РК;
- стрельба из огнестрельного оружия, взрыв пиротехнических устройств в населенных пунктах - статья 436 КоАП РК;
- нарушение тишины - статья 437 КоАП РК;
- заведомо ложный вызов специальных служб - статья 438 КоАП РК;
- распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде - статья 440 КоАП РК;
- заведомо ложная информация о факте коррупционного правонарушения - статья 439 КоАП
РК;
- нарушение запрета потребления табачных изделий в отдельных общественных местах - статья 441 КоАП РК;
- нахождение в ночное время несовершеннолетних в развлекательных заведениях или вне жилища без сопровождения законных представителей - статья 442 КоАП РК;
- неповиновение законному требованию лица, участвующего в обеспечении общественного порядка - статья 443 КоАП РК;
- участие, вовлечение или допуск к азартным играм - статья 444 КоАП РК;
- нарушение законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе - статья 445 КоАП РК;
- рекламирование продукции эротического содержания - статья 446 КоАП РК;
- нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры - статья 447 КоАП РК;
- вандализм несовершеннолетних - статья 448 КоАП РК;
- приставание в общественных местах - статья 449 КоАП РК;
- предоставление помещений заведомо для занятия проституцией или сводничества - статья 450 КоАП РК.
На сегодняшний день основное количество правонарушений рассматриваемых судами приходится на статью 434 КоАП РК – «мелкое хулиганство».
К примеру, Специализированным межрайонным административным судом г. Астаны за 2014 год рассмотрено 4 112 дел, за 2015 – 2 809 дел, за 2016 год – 2 623 дел, за первое полугодие 2017 года – 2 847 дел.
Названные факты порождают острую необходимость в создании новых существующих правовых и организационных средств воздействия, направленных на борьбу с административными правонарушениями. И такие меры государственными органами власти сегодня проводятся. Одним из примеров этому является то, что в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 1 января 2015 года ответственность за совершение административного правонарушения по части 1 ст. 434 КоАП РК влечет штраф в размере 10 МРП (месячных расчетных показателей) либо административный арест на срок до 10 суток.
Давайте более подробно остановимся на данной статье, а именно ст. 434 КоАП РК, как наиболее часто применяемых в судебной практике.
Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений, загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах, и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц – влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.
Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут административный арест на срок до пятнадцати суток.
Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, – влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.
Родовым объектом правонарушения является общественный порядок и нравственность.
Непосредственным объектом правонарушения являются общественно - правовые отношения, возникающие при соблюдении правил общественного порядка.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, складываю- щиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.
Общественным местом может стать при определенных обстоятельствах и в определенное время любое место. Главное в этом - наличие окружающих, признак публичности, мотив совершенных действий. Публичное восприятие может быть в момент совершения хулиганских действий.
Объективная сторона выражается в явном неуважении к обществу, сопровождающимся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, осквернением жилых помещений, загрязнением мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выбросом коммунальных отходов в неустановленных местах, и другими подобными действиями, выражающими неуважение к окружающим, нарушающими общественный порядок и спокойствие физических лиц.
Мелкое хулиганство характеризуется как нарушение общественного порядка. Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, предусмотренных правом, традициями и моралью общества. К хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении незнакомых или знакомых людей. Субъектом указанного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. С субъективной стороны правонарушение является умышленным. Часть вторая, в отличие от первой части комментируемой статьи, квалифицирующим признаком определяет повторность, то есть совершение аналогичного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания по первой части статьи 434 КоАП РК. Часть третья, предусматривает ответственность в виде административного штрафа на субъектов правонарушения (беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, инвалидов 1 и 2 групп, а также женщин в возрасте свыше пятидесяти восьми лет и мужчин свыше шестидесяти трех лет), к которым в соответствии со статьей 50 КоАП РК не может быть применен административный арест.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица ОВД, в соответствии со статьей 804 КоАП РК. Согласно статьи 684 КоАП РК, дела об административных правонарушениях, рассматриваются судьями специализированных районных и приравненных к ним административных судам.
Согласно части 1 статьи 803 КоАП РК протокол об административном правонарушении составляется в письменной форме уполномоченным на то должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 807 настоящего Кодекса. Также в части 2 указанной статьи указывается полный перечень сведений, который подлежит заполнению уполномоченными на то должностными лицами в протоколе об административном правонарушении (дата и место составления протокола; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Статья Особенной части раздела 2 настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена, отчества (при их наличии), адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение физического лица либо представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; название, номер, дата метрологической поверки, показания технического средства, если оно использовалось при выяснении и фиксации административного правонарушения; иные сведения, необходимые для разрешения дела, а также прилагаются документы, подтверждающие факт совершения административного правонарушения).
Между тем, требования, установленные статьей 803 КоАП РК на практике соответствующими должностными лицами не соблюдается, к примеру, не указывается полная диспозиция статьи, не указываются полные сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело и т.д., что является нарушением прав и свобод человека и гражданина, а также затягивает судебное разбирательство по выяснению и установлению судом отсутствие таких данных в протоколе.
Судья Специализированного межрайонного административного суда г.Астаны
Жолдасбаева Г.К.
2 комментария