Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность

В условиях современного развития Республики Казахстан одним из основных средств борьбы с административными правонарушениями, посягающими на общественный порядок и нравственность, является организация и создание государственными органами условий, способствующих повышению правового качества принимаемых государством законов, которые приводили бы к их повсеместному добровольному исполнению и соблюдению. Так, Конституцией Республики Казахстан установлено, что «официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения». Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

Административное законодательство, предусматривающее ответственность за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и нравственность, пронизанное Конституционными идеями о приоритетности человека, признания его высшей ценностью государства, выполняет, прежде всего, функции защиты прав и свобод человека, оберегая его от противоправных посягательств субъектов административных правонарушений, которыми в соответствии со статьей 28 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях могут быть физические и юридические лица.

Поэтому неслучайным является утверждение профессора С.С. Сартаева о том, что "позитивное право должно работать во благо человека, выражать и обеспечивать его интересы, стоять на страже защиты его прав и свобод"

В условиях современных системно-структурных преобразований со всей остротой встает вопрос о новой роли права на этапе формирования гражданского общества и построения правового государства, об обновлении и развитии законодательства, отражающего сущность нравственного и морального облика современного казахстанского гражданина, его правовой культуры. И это, в конечном счете, выливается в сферу общей правовой культуры самого законодателя. Так, согласно взглядам некоторых исследователей, принятый закон должен быть "способен относительно самостоятельно влиять на все проявления правовой культуры. Это происходит несколькими путями:

  • во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования;
  • во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие о достигнутом уровне правовой культуры;
  • в-третьих, через посредство законов и основанных на них подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих стандартам общей культуры данного общества;
  • в-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в народ.

Сегодня по мере динамичного развития социальной жизни государства происходят изменения в методах и качестве правового регулирования различных видов общественных отношений. Преобладающими становятся тенденции усложнения, утончения и совершенствования регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция. Повсеместно, в единстве со всей системой регулятивных факторов, создается своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы, утверждения и защиты автономной личности. И все это строится на основе и во имя нравственных начал, доминирующих в обществе в целях обеспечения и соблюдения общественного спокойствия и порядка. Поэтому административное законодательство, отражающее сущность и меры борьбы с административными правонарушениями, посягающими на общественный порядок и нравственность, должно в полной мере отражать специфику сложившегося общественного устройства и создавать предпосылки для объективизации и повышения роли и значения нравственного благополучия общества в целях дальнейшего его динамичного и прогрессивного развития.

Согласно современному административному законодательству, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность, представляют собой особую, специфическую группу административных правонарушений, нашедших отражение в главе 25 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и нравственность» Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее КоАП РК). Данная глава Особенной части КоАП РК содержит в себе 17 составов административных правонарушений (статьи 434- 450), признаваемых законодателем в качестве административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и нравственность. И к их числу законодатель относит:

  1. мелкое хулиганство - статья 434 КоАП РК;
  2. хулиганство, совершенное несовершеннолетним - статья 435 КоАП РК;
  3. стрельба из огнестрельного оружия, взрыв пиротехнических устройств в населенных пунктах - статья 436 КоАП РК;
  4. нарушение тишины - статья 437 КоАП РК;
  5. заведомо ложный вызов специальных служб - статья 438 КоАП РК;
  6. распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде - статья 440 КоАП РК;
  7. заведомо ложная информация о факте коррупционного правонарушения - статья 439 КоАП

РК;

  1. нарушение запрета потребления табачных изделий в отдельных общественных местах - статья 441 КоАП РК;
  2. нахождение в ночное время несовершеннолетних в развлекательных заведениях или вне жилища без сопровождения законных представителей - статья 442 КоАП РК;
  3. неповиновение законному требованию лица, участвующего в обеспечении общественного порядка - статья 443 КоАП РК;
  4. участие, вовлечение или допуск к азартным играм - статья 444 КоАП РК;
  5. нарушение законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе - статья 445 КоАП РК;
  6. рекламирование продукции эротического содержания - статья 446 КоАП РК;
  7. нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры - статья 447 КоАП РК;
  8. вандализм несовершеннолетних - статья 448 КоАП РК;
  9. приставание в общественных местах - статья 449 КоАП РК;
  10. предоставление помещений заведомо для занятия проституцией или сводничества - статья 450 КоАП РК.

На сегодняшний день основное количество правонарушений рассматриваемых судами приходится на статью 434 КоАП РК – «мелкое хулиганство».

К примеру, Специализированным межрайонным административным судом г. Астаны за 2014 год рассмотрено 4 112 дел, за 2015 – 2 809 дел, за 2016 год – 2 623 дел, за первое полугодие 2017 года – 2 847 дел.

Названные факты порождают острую необходимость в создании новых существующих правовых и организационных средств воздействия, направленных на борьбу с административными правонарушениями. И такие меры государственными органами власти сегодня проводятся. Одним из примеров этому является то, что в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 1 января 2015 года ответственность за совершение административного правонарушения по части 1 ст. 434 КоАП РК влечет штраф в размере 10 МРП (месячных расчетных показателей) либо административный арест на срок до 10 суток.

Давайте более подробно остановимся на данной статье, а именно ст. 434 КоАП РК, как наиболее часто применяемых в судебной практике.

 Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений, загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах, и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц – влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.

  Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –  влекут административный арест на срок до пятнадцати суток.

 Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, – влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.

 Родовым объектом правонарушения является общественный порядок и нравственность.

Непосредственным объектом правонарушения являются общественно - правовые отношения, возникающие при соблюдении правил общественного порядка.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, складываю- щиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.

Общественным местом может стать при определенных обстоятельствах и в определенное время любое место. Главное в этом - наличие окружающих, признак публичности, мотив совершенных действий. Публичное восприятие может быть в момент совершения хулиганских действий.

Объективная сторона выражается в явном неуважении к обществу, сопровождающимся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, осквернением жилых помещений, загрязнением мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выбросом коммунальных отходов в неустановленных местах, и другими подобными действиями, выражающими неуважение к окружающим, нарушающими общественный порядок и спокойствие физических лиц.

Мелкое хулиганство характеризуется как нарушение общественного порядка. Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, предусмотренных правом, традициями и моралью общества. К хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении незнакомых или знакомых людей. Субъектом указанного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. С субъективной стороны правонарушение является умышленным. Часть вторая, в отличие от первой части комментируемой статьи, квалифицирующим признаком определяет повторность, то есть совершение аналогичного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания по первой части статьи 434 КоАП РК. Часть третья, предусматривает ответственность в виде административного штрафа на субъектов правонарушения (беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, инвалидов 1 и 2 групп, а также женщин в возрасте свыше пятидесяти восьми лет и мужчин свыше шестидесяти трех лет), к которым в соответствии со статьей 50 КоАП РК не может быть применен административный арест.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица ОВД, в соответствии со статьей 804 КоАП РК. Согласно статьи 684 КоАП РК, дела об административных правонарушениях, рассматриваются судьями специализированных районных и приравненных к ним административных судам.

Согласно части 1 статьи 803 КоАП РК протокол об административном правонарушении составляется в письменной форме уполномоченным на то должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 807 настоящего Кодекса. Также в части 2 указанной статьи указывается полный перечень сведений, который подлежит заполнению уполномоченными на то должностными лицами в протоколе об административном правонарушении (дата и место составления протокола; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Статья Особенной части раздела 2 настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена, отчества (при их наличии), адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение физического лица либо представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; название, номер, дата метрологической поверки, показания технического средства, если оно использовалось при выяснении и фиксации административного правонарушения; иные сведения, необходимые для разрешения дела, а также прилагаются документы, подтверждающие факт совершения административного правонарушения).

Между тем, требования, установленные статьей 803 КоАП РК на практике соответствующими должностными лицами не соблюдается, к примеру, не указывается полная диспозиция статьи, не указываются полные сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело и т.д., что является нарушением прав и свобод человека и гражданина, а также затягивает судебное разбирательство по выяснению и установлению судом отсутствие таких данных в протоколе. 

 

Судья Специализированного межрайонного административного суда г.Астаны

Жолдасбаева Г.К.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 3

2 комментария

  1. аватар
    Jahmila 15 января 2024 08:50

    each time i used to read smaller articles or reviews that as well clear their
    motive, and that is also happening with this paragraph
    which I am reading now.

    Here is my website: Natasa

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×