Назначение экспертизы по особо тяжким преступлениям
Судебная экспертиза является наиболее квалифицированной формой использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве. Она значительно расширяет познавательные возможности суда и органов досудебного расследования, позволяя использовать в ходе досудебного расследования по делу и его судебного рассмотрения весь арсенал научных средств познания.
Экспертиза назначается в случаях, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть получены в результате исследования материалов, проводимого экспертом на основе специальных научных знаний. Наличие таких знаний у иных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, не освобождает лицо, ведущее уголовный процесс, от необходимости в соответствующих случаях назначить экспертизу. Необходимость назначения экспертизы в судебном заседании возникает при различных обстоятельствах. К примеру, если подсудимый ранее не подвергались экспертному освидетельствованию, и сомнение в их психической полноценности впервые возникло во время судебного рассмотрения.
Так органами досудебного расследования Иванов И.И. обвиняется в том, что 24.06.2016 года около 10 часов в ходе совестного распития спиртных напитков между Ивановым И.И. и Петровым П.П. возник конфликт, в ходе которой Иванов И.И. нанес Петрову П.П. ножевой удар по жизненно важному органу сердцу, от полученного ножевого ранения последний скончался на месте.
По делу судебно-психиатрическая экспертиза с участием психиатра не назначалась.
В судебном заседании приглашенный эксперт психиатр пояснил, что далеко не всегда может дать окончательное заключение, особенно в отношении лиц, которые не обнаруживали ранее психических нарушений.
Иногда экспертная комиссия сама рекомендует проведение экспертизы в судебном заседании, так как затрудняется решить вопрос о вменяемости (или дееспособности), о психическом состоянии подэкспертного во время совершения преступления.
Чаще всего экспертов-психиатров вызывают на судебное заседание в отношении лиц, прошедших экспертизу с вынесением окончательного заключения. Вызов эксперта бывает, связан с сомнением суда в правильности заключения, необходимостью разъяснения тех или иных положений экспертного заключения, получением неизвестных экспертам данных, которые, по мнению суда, могут иметь значение, и, наконец, изменением психического состояния и поведения подсудимого. В последних случаях редко возникает вопрос о вменяемости, который ранее был уже решен. Чаще приходится дифференцировать реактивный психоз, психогенную декомпенсацию и симуляцию.
До начала судебного заседания эксперт-психиатр должен ознакомиться с материалами уголовного дела, которые получены уже после проведения экспертизы. Вместе с этим, имеет право заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, а также принятии мер безопасности.
В судебном заседании эксперт внимательно наблюдал за поведением подсудимого, анализировал факты, как подтверждающие вынесенное заключение, так и свидетельствующие об изменениях в психическом состоянии.
В соответствии со ст. 79 УПК в качестве эксперта может быть вызвано незаинтересованное в деле лицо, обладающее специальными научными знаниями. Иные требования, предъявляемые к лицу, которому может быть поручено производство экспертизы. Эксперт имеет право: участвовать в производстве процессуальных действий и судебном заседании с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, и задавать участвующим в них лицам вопросы, относящиеся к предмету экспертизы. В случае расхождения ответов, которые давались теми же участниками процесса в ходе досудебного производства, рекомендует в тактичной форме обратить на это внимание суда, чтобы суд выяснил причину изменения показаний.
В судебном заседании эксперту задаются вопросы с разрешения председательствующего по делу. Эксперт вправе указать на вопросы, выходящие за пределы его компетенции или излишне отвлеченные. Вопросы, выходящие за пределы компетенции эксперта-психиатра и не относящиеся к данной экспертизе, суд отклоняет.
Иногда эксперту-психиатру задают научные вопросы по его специальности, выходящие за рамки данного заключения, если их разъяснение имеет значение для оценки судом и участниками процесса выводов экспертизы. Это вопросы о различных вариантах прогноза при заболевании, установленном у подсудимого, возможности сочетания симуляции с психическим заболеванием и др.
На судебном заседании заключение по поставленным вопросам эксперт представляет суду в письменном виде. Если в судебном заседании участвует несколько экспертов-психиатров, и они придерживаются единого мнения, то представляется общее заключение. В случае расхождения экспертных мнений заключения подаются раздельно. В подобных случаях суд часто ставит перед каждым экспертом вопрос, почему он считает неправильным иное мнение, которого придерживаются другие эксперты.
В соответствии с п. 25 Инструкции о производстве судебно-психиатрической экспертизы при невозможности дать ответы на вопросы, поставленные судом, эксперт в своем заключении делает вывод о необходимости направления обследуемого на стационарную экспертизу. Так же необходимо поступать в отношении признанных вменяемыми обследуемых, если у них ко времени суда возникли психические изменения, препятствующие участию в судебном процессе. Обычно в таких случаях речь идет о психогенных заболеваниях, но в судебном заседании установить подлинный характер и продолжительность подобных состояний бывает трудно.
На основании постановления суда назначена дополнительная судебно-психиатрическая экспертиза с участием психолога в отношении Иванова И.И.. По результатам проведённой экспертизы установлено, что Иванов И.И. в период инкриминируемого ему деяния каким-либо хроническим психическим заболеванием не страдал, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, в период совершения никриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта не находился.
В последующем приговором суда Иванов И.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 99 ч.1 УК РК, т.е. убийство, и ему назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы.
При таких обстоятельствах, судебная экспертиза – это один из источников доказательственного права, через призму которого можно проследить, многие закономерности современного развития уголовно-процессуального права в целом. Проведение экспертизы как процессуальное действие, состоит в исследовании экспертом по заданию органов досудебного расследования и суда вещественных доказательств и других материалов с целью установления фактического состояния и обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного решения дела, возникшего в процессе правоотношений. Таким образом, системное исследование института судебной экспертизы представляет интерес с точки зрения создания общей модели использования специальных знаний для юридических целей в условиях меняющейся правовой действительности.
Судья специализированного межрайонного
суда по уголовным делам г. Астаны:
Мекемтас К.М.