Декриминализация статьи уголовного законодательства «лжепредпринимательство»
В свете поручений Главы государства для создания условий для развития отечественного бизнеса, а также снижения давления на бизнес, в том числе уголовного, приняты ряд мер по совершенствованию нормативно-правовых актов, одной из которых является декриминализация такого вида уголовного правонарушения как «лжепредпринимательство». Так, Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы» от 3 июля 2017 года №84-VI исключена статья 215 Уголовного Кодекса Республики Казахстан (далее – УК), при этом данные изменения не предусматривают отнесения «лжепредпринимательства» в разряд административных правонарушений, то есть статья 215 УК (лжепредпринимательство) исключается как класс.
Как известно, лжепредпринимательство – это был вид уголовного правонарушения в сфере экономической деятельности, при котором виновное лицо создает (приобретает) и использует субъекты частного предпринимательства, а равно руководит ими, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, в противоправных целях, предусмотренных диспозицией статьи 215 УК, при условии, что эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству.
Как правило, субъективная сторона лжепредпринимательства характеризовалась умышленной формой вины. По отношению к факту создания (приобретения) лжепредприятия в действиях лица должен был содержаться прямой умысел, к последствию, которым является ущерб, как прямой, так и косвенный. Обязательным признаком лжепредпринимательства являлось изначальное преследование виновным лицом при создании лжепредприятия одной из целей (или нескольких одновременно), указанных в диспозиции статьи 215 УК. При этом, целями лжепредпринимательства были: получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности.
В целомпо сути статья 215 УК дублирует другие статьи уголовного законодательства, а именно: уклонение от уплаты налогов – статья 245 УК; незаконное получение кредита – статья 219 УК; незаконное предпринимательство – статья 214 УК, которые имеют более сложный состав.
Практика показывает, что поскольку недобросовестный предприниматель имеет договорные правоотношения с контрагентами, тем самым последних вовлекали ворбиту уголовного преследования, соответственно это препятствует нормальному развитию их бизнеса, парализуя предпринимательскую деятельность.Таким образом, привлечение к уголовной ответственности руководителей коммерческих организаций по статье 215 УК, автоматически являлись основаниемдля доначисления сумм налогов, поскольку они должны быть исключены из вычетов расходов по корпоративному подоходному налогу и из зачета налога на добавленную стоимость суммы по сделкам с налогоплательщиками-контрагентами, указанным в приговоре. Указанные обстоятельства являлись тормозом для развития предпринимательства, массово страдают контрагенты лжепредпринимателей.
Наряду с этим в настоящее время также требуются изменения в налоговое законодательство, в частности в статьи 115 и 257 Налогового кодекса Республики Казахстан по вопросам правовых отношений с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием.
Судья СМЭС Актюбинской области
М.Шарипова