Пути досудебного урегулирования споров
Досудебное урегулирование споров является наиболее одним из эффективных средств урегулирования спора между сторонами. Разрешение спора в досудебном порядке имеет очевидные преимущества, так как судебный порядок урегулирования спора достаточно длительный, а гарантии процессуального характера достигаются по средствам сложных судебных процедур.
Под термином альтернативного урегулирования споров понимается совокупность процедур, способствующих внесудебному разрешению споров (конфликтов). В англоязычной практике обозначается устойчивым оборотом Alternative dispute resolution (аббревиатура — ADR). В Австралии употребляется также формулировка external dispute resolution. На сегодняшний день альтернативные методы урегулирования споров в последние годы получили широкое признание, как среди широкой общественности, так и в Соединенных Штатах Америки, Европе, Австралии. Рост популярности альтернативного урегулирования споров вызван рядом причин такие как, высокая нагрузка судов, относительно низким уровнем затрат по сравнению с процедурой судебного разбирательства, конфиденциальным характером процедур, а также желанием участников конфликтов иметь больший контроль над выбором лиц, которые будут урегулировать их спор [1].
Исходя из сложившейся практики, можно выделить следующие виды разрешения споров в досудебном порядке, это разрешение спора путем направления претензии, а также заключения медиативного соглашения.
Согласно действующему Гражданскому процессуальному кодексу Республики Казахстан урегулировать спор можно также заключив мировое соглашение или заключить соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры, однако отличительной чертой данных процедур является то, что они могут быть утверждены только судом, путем вынесения определения, то есть, в данном случае стороны уже обратились с иском в суд.
Давайте более подробно остановимся на каждой из них.
Урегулирование спора путем направления претензии.
Порядок претензионного урегулирования споров состоит в следующем: кредитор направляет должнику требование (уведомление) в виде претензии об исполнении надлежащего исполнения обязательств, установленных законом или договором. По истечении указанного срока и неисполнении обязательства должником указанный порядок считается соблюденным.
При этом, в некоторых случаях законодатель предусмотрел правовые нормы для подготовки претензий по отдельным категориям споров. К примеру, для предъявления претензии по договору поставки, претензия должна быть предъявлена в письменной форме и содержать конкретные, документально подтвержденные обстоятельства, которые послужили основанием для предъявления претензии, а также ссылка на соответствующие нормативно-правовые акты, требования заявителя, сумму претензии и т.д.
При направлении претензии следует учитывать срок исковой давности, то есть срок, в течение которого такая претензия может быть предъявлена, а предъявление искового заявления в дальнейшем не будет утрачена. Как известно общий срок исковой давности устанавливается в три года, однако для отдельных категорий указанный срок может быть сокращен или более длительным.
Организация, получившая претензию заинтересована удовлетворить обоснованные требования заявителя и письменно уведомить его о результатах рассмотрения претензии.
В ответе на претензию должны быть указаны: при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, срок и способ удовлетворения претензии; при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии мотивы ее отказа со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты и иные документы, обосновывающие такой отказ; перечень прилагаемых документов на претензию, а также и другие доказательства.
Между тем, многие организации на сегодняшний день не придают особого значения претензионному (досудебному) порядку разрешения споров, поскольку руководители либо не придают важного значения досудебной переписки, или считают ее необязательной. А между тем, в случае несоблюдения претензионного порядка, если таковой предусмотрен законом, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.
В исключительных случаях, установленных законом, написание досудебной претензии является обязательным условием обращения в суд. Таким образом, своевременность принятия мер претензионного характера является важным элементом финансово-хозяйственной деятельности для любой организации.
Урегулирование спора путем заключения медиативного соглашения.
Медиация – это конфидициальная процедура урегулирования спора между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлимого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон.
Взаимоотношения сторон при заключении медиативного соглашения, регулируются Законом Республики Казахстан «О медиации».
Проведение медиации осуществляется по взаимному согласию сторон и при заключении между ними договора о медиации.
Решение принимается самими сторонами с учетом удовлетворения интересов каждого участника спора. Соглашение об урегулировании спора в порядке медиации исполняется лицами, его заключившими добровольно в порядке и сроки, которые предусмотрены этим соглашением.
Таким образом, основными преимуществами применения сторонами способов досудебного урегулирования споров являются:
- разрешения конфликта без суда на добровольной и равноправной основе;
- экономия времени, денежных средств;
- кофидициальность рассмотрения.
Стажер – кандидат в судьи
Досаева Асель Каскарбаевна