Обеспечение Верховенства Закона В Рамках Плана 100 Шагов По Реализации Пяти Институциональных Реформ Н. Назарбаева
Указанная тема является очень актуальной. Как известно, в текущем году Главой государства инициированы пять институциональных реформ по вхождению Казахстана в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях. В свою очередь, во исполнение этих реформ разработаны 100 конкретных шагов по их реализации.
Одной из институциональных реформ является обеспечение верховенства закона.
Так, Председателем Верховного суда Республики Казахстан Мами К.А., в недавно опубликованной статье говорится, что рабочей группой Национальной комиссии на сегодня выделены два вектора реформ. Первый – это совершенствование системы отбора судей, второй – модернизация судопроизводства республики с принятием решения для осуществления ряда мер.
Говоря простыми словами, совершенствование системы отбора судей предусматривает ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Для кандидатов в судьи предлагается повысить возрастной ценз до 30-ти лет и ввести пятилетний стаж работы, непосредственно связанный с участием в судопроизводстве. К таким специальностям можно отнести секретарей судов, работников органов прокуратуры и адвокатов. Срок стажировки магистрантов в судах будет увеличен до одного года. Срок прохождения стажировки в судах других кандидатов – не магистрантов – будет также увеличен до одного года. Стажировка, в свою очередь, будет проводиться на освобождённой основе, с выплатой стипендии. Для них предполагается установить оплату в размере от 50 до 70% должностного оклада судьи. Полная стажировка, с отрывом от основного места работы, в максимальной степени позволит стажерам усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности.
Вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей. По истечению испытательного срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда, в случае положительном заключении их профессиональные качества будут оценены квалификационной комиссией Судебного жюри. Затем они будут представлены Высшему судебному совету для решения вопроса о даче рекомендации для назначения Указом Главы государства на постоянный срок.
Акцентируя внимание на модернизации судопроизводства видим, что оптимизация инстанций судебной системы направлена на упрощение доступа граждан к правосудию. В этом направлении запланирован переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная) к трехзвенной (первая, апелляционная, кассационная). Проведение этой реформы позволит гражданам сократить время ожидания вынесения и исполнения решения суда, упростит процесс оформления необходимых документов, следовательно, со стороны населения непременно возрастет коэффициент доверия к суду.
Данное предложение обусловлено критикой в отношении существующей судебной системы, когда в одном областном суде сосредоточены апелляционная и кассационная инстанции.
При этом кассационная инстанция сегодня фактически осуществляет функции надзора, то есть пересматривает вступившие в законную силу решения нижестоящих судов. Поэтому вполне логично, что она передается на уровень Верховного суда.
Также прогнозируется усиление роли апелляции, путем применения коллегиального рассмотрения дел. Коллегиальное рассмотрение дел ожидается проводить, исходя из степени сложности дела. К примеру, гражданские дела, рассмотренные в упрощенном заочном и приказном порядке, а также уголовные дела небольшой тяжести, не связанные с лишением свободы, можно оставить на единоличное рассмотрение судьи. По остальным категориям дел предлагается рассматривать их исключительно коллегиально.
В Верховном Суде планируется обеспечить предварительное рассмотрение жалоб или ходатайств. Предварительное ограничение подсудности предлагается по уголовным делам небольшой тяжести, а дела, связанные с уголовными проступками, и административные дела, как и сегодня, должны поступать в кассацию через прокуратуру.
По гражданским делам – дела упрощенного порядка, приказного производства – также должны находить окончательные решения в областных судах. Предполагается необходимым ввести ограничения по суммам иска, как в устоявшейся мировой практике. Предлагается установить госпошлину при обращении в Верховный Суд с ходатайством по гражданским делам.
В Верховном Суде также будет создана коллегия, в компетенцию которых включается рассмотрение дел с участием крупных инвесторов по первой инстанции. К подсудности этой коллегии предлагается отнести дела по выборным вопросам. Исходя из прогнозируемой нагрузки, возможна также передача других вопросов.
При Верховном Суде предполагается создание Международного консультативного совета, который будет оказывать содействие высшему судебному органу в имплементации в казахстанское правосудие передовых международных стандартов и судебной практики. В его состав будут входить авторитетные юристы, экономисты, финансисты, специалисты по отдельным узким отраслям права и в первую очередь иностранные эксперты.
Перечень дел с обязательным участием прокурора по гражданскому судопроизводству сокращается. Предлагается сохранить обязательное участие прокурора по инициативе суда или самого прокурора, когда затрагиваются интересы государства, в отношении граждан, не имеющих возможности защищаться самостоятельно в русле правового поля, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц, к примеру сюда можно отнести: массовое увольнение, невыплата зарплаты большому трудовому коллективу, по субъектам ипотечного кредитования.
Принятие Главой нашего государства мер по дальнейшему реформированию судебной системы по обеспечению верховенства закона, не только эффективно поднимут на новый уровень судебную защиту конституционных прав и свобод граждан нашей страны, но и качественно улучшат достигнутый за последние годы позитивный имидж судебной системы Республики Казахстана.
Судья специализированного межрарайонного суда по делам несовершеннолетних г.Астаны А.Ж.Кабылдаевна