Меры противодействия коррупции
Новым этапом модернизации антикоррупционной политики стало принятие нового Закона «О противодействии коррупции», который вступил в силу с 1 января 2016 года.
Законом введено новое определение «коррупции» - это получение или извлечение не только имущественных, но и неимущественных благ и преимуществ, в том числе в пользу третьих лиц, что в полной мере соответствует Конвенции ООН против коррупции, с чем Вы уже наверно сталкиваетесь при рассмотрении уголовных и адмистративных дел.
В соответствии со статьей 6 Закона разработана четкая система мер противодействия коррупции.
Впервые для исключения причин и условий коррупции в государственном и частном секторе введены институты превенции коррупции, как: антикоррупционный мониторинг и анализ коррупционных рисков, формирование антикоррупционной культуры, выявление коррупциогенных норм при производстве юридической экспертизы, финансовый контроль, антикоррупционные ограничения, предотвращение и разрешение конфликта интересов, меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства, антикоррупционные стандарты,
Закон о противодействии коррупции предполагает осуществление комплекса мер образовательного, информационного и организационного характера, направленных на формирование антикоррупционного поведения, сознания и культуры в обществе.
С учетом международного опыта основной упор в противодействии коррупции делается на превенцию коррупции, на проведение всевозможных профилактических мероприятий, в том числе на формирование антикоррупционной культуры, в особенности среди молодежи и детей школьного возраста.
Очевидно, что для формирования соответствующей культуры необходимо с раннего возраста, прежде всего - в период становления молодого человека как профессионала, передавать стойкое нетерпимое отношение к такому социальному злу, как коррупция.
Народная мудрость гласит: «Ел боламын десең – бесігіңді түзе», что означает «Успех любой страны зависит от воспитания и работы с подрастающим поколением».
Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции совместно с Министерством образования и науки проводится активная работа по внедрению антикоррупционного обучения и воспитания на всех уровнях образования – от детских садов до ВУЗов.
В результате в школьные и вузовские программы обучения внедрены вопросы антикоррупционного образования (по предметам «Познание мира», «Человек. Общество. Право», «Основы права»).
По инициативе Агентства в 113 высших учебных заведениях страны впервые внедрена элективная учебная дисциплина «Основы антикоррупционной культуры». В ВУЗах нашего города, также внедрена данная учебная дисциплина.
Во всех школах г. Астаны созданы добровольные клубы «Адал-урпак». Формирование антикоррупционной культуры подрастающего поколения – это очень сложная задача, которая требует усилия не только государственных органов, но и всего общества.
Введенный новый институт в законе - внешний анализ коррупционных рисков, целью которого является ликвидация условий, способствующих коррупционным деяниям. В ходе анализов выявляются коррупционные риски в нормативно-правовых актах (отсутствие регламентов государственных услуг, коллизии нормативно-правовых актов и т. д.), например, анализ коррупционных рисков в той же сфере образования выявил непрозрачность предоставления таких услуг, как места в государственных детских садах, предоставления различных форм бесплатного образования в особенности в высших учебных заведениях, при предоставлении всевозможных грантов на бесплатное обучение за рубежом и других видов государственных услуг.
О проблемах, связанных с предоставлением государственных услуг можно говорить долго и бесконечно – это касается и сферы здравоохранения, жилья, строительства, транспорта, охраны окружающей среды.
Особое место в работе Агентства по делам государственной службы занимает антикоррупционный мониторинг, который включает в себя - изучение публикации в СМИ, обращений физических и юридических лиц, результатов социологических опросов, информации государственных органов, материалы проверок и уголовных дел соответствующих правоохранительных и контролирующих органов, где основной задачей мониторинга является детальное исследование причин совершения коррупционных правонарушений.
Таким образом, анализ и мониторинг коррупционных рисков дает возможность параллельно с выявлением коррупционных правонарушений проводить предупредительные меры.
Анализ коррупционных рисков показывает, что коррупции подвержены практически все сферы жизнедеятельности, такие как, неэффективное распределение и расходование государственных средств, потери налогов, потеря гражданами времени и денег из-за препятствий, создающихся чиновниками, препятствие развитию малого и среднего бизнеса, роста социального неравенства, роста цен за счет издержек, связанных с «платными услугами со стороны чиновников различных уровней» и многое другое.
Анализ по возбужденным уголовным делам за 2016 год, показывает, что самыми распространенными и опасными проявлениями коррупции в городе Астане является взяточничество, которое составило треть всех выявленных преступлений и остальных коррупционных преступлений, таких как злоупотребление должностными полномочиями, хищение бюджетных средств, большинство которых опять-таки связанных с государственными закупками.
В нашей стране к коррупции отдельные категории людей относятся нейтрально, как будто это что-то должное, по принципу «каждый живет, как может», при этом не думая какой непоправимый вред наносит нашему обществу, нашей стране и каждому из нас в отдельности это зло.
В целях формирования атмосферы нулевой терпимости к любым проявлениям коррупции 2 марта 2017 года в городе Астана начала свою работу антикоррупционная мобильная группа. Для обеспечения данной кампании выделен специально оформленный автобус.
В состав антикоррупционной мобильной группы вошли представители партии «Нұр Отан», «Общественных движений, известные спортсмены и актеры, в ходе акции охвачено более 80 трудовых коллективов, более 50 тысяч человек.
В рамках акции «От двери к двери в местах массового скопления в период с апреля по май т.г. (ЖД вокзал, автовокзал, ЦОНы, жилые комплексы, в общественном транспорте, зданиях государственных органов, Акиматах, торговых центрах и рынках, частном секторе, а также на LED экранах столицы) распространено почти 6 тысяч плакатов и памяток, на антикоррупционную тематику также направлено порядка 520 тысяч флаеров, прикрепленных к квитанциям об оплате коммунальных услуг, количество распространенных билетов с антикоррупционными флаерами 10 тысяч.
В настоящее время в целях сокращения коррупционных проявлений на дорогах Департаментом по противодействию коррупции совместно с ДВД по г. Астана, с привлечением общественных организаций начата работа по разработке карты коррупционных рисков.
После определения наиболее рисковых участков дорог в г. Астане будет составлена карта нарушений ПДД с выработкой и внесением конкретных рекомендаций по устранению выявленных причин и условий нарушений ПДД в уполномоченные органы, с обязательным размещением на интернет сайтах, с целью ознакомления населения города.
Кроме того, целью которого является выявление и пресечение фактов нарушения и злоупотребления всеми участниками дорожного движения, как со стороны работников дорожной полиции, но и водителей транспортных средств.
Основная цель, чтобы участники дорожного движения не давали взятки и не брали взятки, минимизировать случаи злоупотребления со стороны сотрудников дорожной полиции.
Таким образом, борьба с коррупцией может быть действительно эффективной, если участие в ней примут все, без исключения, члены общества, рассчитывая на повсеместную поддержку – это наше общее дело.
Рамазанова Ж.Б.
Судья Есильского районного суда