Один из видов санкции – объявление лица в международный розыск
Принятый в 2014 году Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее УПК) ввел некоторые новеллы в национальное законодательство. Одним из новых веяний явилось появление такой процессуальной фигуры в орбите уголовного судопроизводства как следственный судья.
Введение института следственного судьи свидетельствует о приверженности Казахстана общепринятым международным стандартам в обеспечении более полной реализации принципа равенства и состязательности сторон, повышения эффективности защиты прав и свобод граждан.
Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года важной задачей определено дальнейшее развитие принципа состязательности сторон обвинения и защиты в уголовном процессе, которому способствует деятельность следственного судьи в уголовном судопроизводстве являющегося отдельным субъектом уголовного судопроизводства.
В 22 шаге Плана нации Первый Президент Республики Казахстан-Лидер Нации Назарбаев Н.А. определил, что обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах должно обеспечиваться за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.
Указом Президента Республики Казахстан от 16 января 2018 года образованы специализированные суды во всех областных центрах республики и 01 августа 2018 года суды начали функционировать.
В соответствии с правилами части первой статьи 55 УПК в полномочия следственного судьи входит рассмотрение в ходе досудебного производства вопросов санкционирования содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста, применение залога, санкционирования выемки, обыска и т.д., а также рассмотрение вопроса объявления международного розыска подозреваемого, обвиняемого.
Согласно статьи 292 УПК, розыск подозреваемого, обвиняемого предусматривает принятие мер к установлению места его нахождения, задержанию и передаче в распоряжение органа, осуществляющего досудебное расследование.
Розыск может быть объявлен в отношении подозреваемого после вынесения постановления о квалификации его деяния, а также в отношении обвиняемого. Лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о розыске подозреваемого, обвиняемого, в котором указывает все известные об их личности сведения, основания для производства розыска, и поручает производство розыска органам дознания.
При наличии оснований, указанных в статье 136 настоящего Кодекса, в отношении подозреваемого, обвиняемого, объявленных в розыск, на случай их обнаружения может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 147 настоящего Кодекса, с санкции следственного судьи может быть применена мера пресечения в виде содержания под стражей.
Постановление об избрании меры пресечения в отношении разыскиваемого лица, а также в соответствующих случаях постановление суда о ее санкционировании также направляются органу, осуществляющему розыск.
В случае установления подозреваемого, обвиняемого они могут быть задержаны в порядке, установленном статьей 131 настоящего Кодекса. При наличии оснований для объявления международного розыска орган уголовного преследования выносит отдельное постановление об объявлении подозреваемого, обвиняемого в международный розыск.
На рубеже 19-20 столетий преступность стала приобретать международный характер.
Так, Лист Ф. писал, что «мы живем в эпоху, когда профессиональный вор или мошенник чувствует себя как дома в Париже, Вене или Лондоне, когда фальшивые рубли выпускаются во Франции или в Англии и переправляются в Германию, когда банды преступников подолгу орудуют в нескольких странах сразу».
Понимая сложившуюся ситуацию, полицейские многих стран пытались противостоять преступности, налаживая между своими ведомствами необходимые контакты, однако в то время, они зачастую носили личностный, неофициальный характер. Отсутствие системы официальных, регулируемых правом межгосударственных отношений, крайне негативно сказывалось на результатах борьбы с международной преступностью и ведения розыска скрывшихся от правосудия лиц. Со временем появился такой правовой институт как международный розыск, который является актом международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, осуществляемый в соответствии с национальным законодательством и международным договорами.
Международный розыск, это комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мероприятий компетентных органов государств – инициатора розыска и запрашиваемых зарубежных стран, направленных на обнаружение, арест и выдачу (экстрадиция) разыскиваемых лиц, проводимый на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с общими нормами и принципами международного права, а также в соответствии с международными договорами, заключенными между этими странами, и национальным законодательством.
Международный розыск необходим для реализации принципа неотвратимости наказания, защиты прав гражданина, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и является одним из главных направлений международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
Международный розыск лица осуществляется через посредничество Национального Центрального Бюро Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с национальными нормативными актами. Именно в Международной организации уголовной полиции (МОУП) – Интерполе – произошло организационное и процедурное оформление, а затем и всеобщее признание практики международного розыска скрывшихся преступников, и именно использование возможностей данной организации позволяет осуществлять розыск преступников в действительно всемирном масштабе.
На сегодняшний день материалы ходатайства органа досудебного расследования рассматриваются следственными судами республики.
В 2019 году Специализированным межрайонным следственным судом города Нур-Султан рассмотрено 57 материалов в отношении 57 лиц.
В сравнении за 5 месяцев 2018 года, в текущем году наблюдается увеличение количества материалов о санкционировании объявлении лица в международный розыск. Так, в 2018 году (5 месяцев) следственным судом рассмотрено 9 ходатайств органа расследования, которые были удовлетворены.
Указанная цифра указывает на то, что преступность все больше выходит за пределы страны, совершая преступление в одной стране, скрываясь в другой и во многих случаях находясь за пределами страны продолжают совершать уголовные преступления либо руководить организацией преступления из иностранного государства.
Приведем следующий пример из судебной практики.
Так, в апреле месяце 2019 года следственным судьей ходатайство органа расследования о санкционировании международного розыска в отношении гражданина Российской Федерации А., подозреваемого по ст. ст. 264 ч. 1, 217 ч. 3 п.п. 1, 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее УК) удовлетворено.
Органом следствия установлено, что в период с марта 2014 года по июнь 2016 года подозреваемый и другие лица, для создания и руководства финансовой (инвестиционной) пирамидой «A», на территории Республики Казахстан создали и руководили транснациональной организованной группой, в состав которой вовлекли граждан Республики Казахстан и других иностранных граждан.
В декабре месяце 2018 года деяние подозреваемого А. заочно квалифицировано по ст.ст. 264 ч. 1, 217 ч. 3 п.п. 1, 2 УК, в тот же день он объявлен в розыск и следственным судом в отношении А. заочно санкционирована мера пресечения виде содержание под стражей сроком на два месяца с момента его задержания. По истечению указанного времени, местонахождение подозреваемого А. не установлено. У органа досудебного расследования имелись основания полагать, что он скрывается от органа уголовного преследования за пределами Республики Казахстан и стран СНГ, что затрудняет осуществление розыска. «А» подозревается в особо тяжком умышленном преступлении по ст.ст. 264 ч. 1, 217 ч. 3 п.п. 1, 2 УК, санкция которой предусматривает лишение свободы до пятнадцати лет, в связи с этим, суд посчитал необходимым удовлетворить ходатайство органа досудебного расследования и санкционировать объявление международного розыска подозреваемого лица. То есть нахождение и задержание лица вне пределов страны возможно только после санкционирования судом постановления об объявления лица в международный розыск. В дальнейшем, подозреваемое лицо было задержано в Российской Федерации.
Анализ вышеприведенного примера указывает на наличие в ходатайствах об объявлении в международный розыск сведений о выезде разыскиваемого (вывозе разыскиваемых предметов) за пределы государства; о наличии у разыскиваемого родственных, дружеских и иных связей за границей и об имевшемся у разыскиваемого намерения выехать с деловой или иной целью.
Кроме того, обязательным условием объявления лица в международный розыск является избрание в отношении него по месту производства досудебного расследования меры пресечения в виде заключения под стражу.
В настоящей статье хотелось бы обратить внимание на то, что хоть и количество поступивших ходатайств в Специализированный межрайонный следственный суд города Нур-Султан от органов досудебного расследование об объявлении лица в международный розыск не столь велик, как санкционирование иных следственных действий как избрание меры пресечения, залога, обыска или выемки, однако данный институт заслуживает должного внимания и развития. Так как расширение полномочий следственных судей способствуют оптимизации практической деятельности по комплексному применению норм, регулирующих производство следственных действий, ограничивающих право граждан на личную неприкосновенность, гарантирует выявление и устранение нарушений на более ранних этапах производства по делу. Кроме того, расширение функции следственного судьи является одним из направлений по реализации институциональной реформы Главы государства в обеспечении верховенства закона и укреплению гарантий защиты прав граждан в уголовном судопроизводстве.
А. Исаева Следственный судья