РАСШИРЕНИЕ СУДА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
Как известно в основу Плана нации вошли пять институциональных реформ, одним из которых было обеспечение верховенства закона.
Реализации второй реформы «Обеспечение верховенства закона» посвящена вторая глава плана, состоящая из 19 конкретных шагов, которые были направлены на совершенствование системы отбора судей и модернизацию судоустройства и судопроизводства, то есть переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. Ужесточены квалификационные требования и механизм отбора кандидатов на должность судьи, расширены области применения суда присяжных, усилен судебный контроль, за досудебным производством.
Хотелось остановиться на истории действия данного института на примере специализированного межрайонного суда по уголовным делам ЗКО.
Институт суда присяжных заседателей функционирует в Республике Казахстан с 1 января 2007 года. Введение в правовое поле Казахстана судопроизводства с участием присяжных заседателей обусловлено, в первую очередь, необходимостью реализации конституционного положения, согласно которой «в случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей» (статья 75 Конституции Республики Казахстан).
Рассмотрение специализированным межрайонным судом по уголовным делам ЗКО уголовных дел с участием присяжных заседателей с 2010 года и по настоящее время выглядит следующим образом.
Годы |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 5 месяцев |
Количество дел |
7 |
14 |
12 |
11 |
7 |
0 |
1 |
5 |
1 |
2 |
Таким образом, приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что институт суда с участием присяжных заседателей занимал немаловажное место в осуществлении правосудия, поскольку с участием присяжных заседателей рассматривались дела почти ежегодно.
В 2015 году рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, вообще не имело место. Причиной этому послужило принятие Закона от 03 июля 2013 года «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан и некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права, различных законодательных актов и норм способствующих совершению коррупционных правонарушений. Указанным законом внесены изменения касающиеся подсудности дел суду с участием присяжных заседателей.
В старой редакции процессуального закона (до принятия вышеуказанного закона) суд с участием присяжных заседателей рассматривал дела об особо тяжких преступлениях, то есть по принципу отнесения их к категории особой тяжести, а затем согласно вышеуказанным изменениям рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей возможно лишь о преступлениях, за совершение которых предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы.
Из этого следует, что указанными изменениями в процессуальный закон, был значительно сужен круг дел, так как основная категория дел составляла по ст.ст.259 ч.3, 96 ч.1 Уголовного кодекса в редакции от 16 июля 1997 года, не подсудная рассмотрению с участием присяжных заседателей и рассматривалась судьей единолично.
С введением в действие с 01 января 2015 года нового Уголовно-процессуального законодательства, предполагалось увеличение дел с участием присяжных заседателей, поскольку в соответствии со ст. 31 нового УПК несколько расширен перечень статьей подсудных суду с участием присяжных заседателей, то есть, сняты ограничения в подсудности на некоторые составы преступлений.
Тем не менее, за 2015 год рассмотрение дел с участием присяжных заседателей не имело места по причине того, что их подсудность определяется лишь на преступления предусматривающих смертную казнь или пожизненное лишение свободы, то есть на незначительное количество дел поступающих в суд.
Что касается мнения населения, общества и средств массовой информации по отношению к данному институту, то оно неоднозначное и в каждом конкретном случае выражается по-разному. В одних случаях средствами массовой информации публикуются статьи о том, что по уровню правосознания общество не готово к осуществлению правосудия присяжными заседателями, а в других, что присяжные заседатели заслуживают доверия.
В любом случае, положительными моментами являются то, что институт присяжных заседателей повышает качество досудебного расследования и судебного разбирательства, а также вызывает доверие со стороны защиты, поскольку об этом свидетельствуют вышеуказанные статистические данные. При этом присяжные заседатели видят изнутри систему осуществления правосудия и пропускают через свое сознание тяжелый труд судьи.
Кроме того, участие присяжных заседателей в отправлении правосудия является важнейшим элементом демократизации общества и призвано повысить доверие граждан к правосудию, укрепить независимость судебной ветви власти, поднять на качественно новый уровень социальную активность населения и их ответственность за судьбу человека и общества в целом.
Из этого следует, что реальное отправление правосудия с участием присяжных заседателей занимало немаловажное значение при реализации не только реформы по обеспечению верховенства закона, но и на формирование подотчетного государства в части отправления правосудия перед народом.
Полагаем, что в ближайший период расширение суда присяжных заседателей примет активный характер и подсудность данного института несколько расширится.
Ермаханов Б.А.
и.о председателя специализированного межрайонного суда по уголовным делам ЗКО