«Школьная медиация, как технология разрешения конфликтов в подростковой среде»
Разрешение конфликтной ситуации с участием несовершеннолетнего без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантии позволит, в первую очередь избежать стигматизации, ареста, приговора, наложения санкции, судимости и т.д.. А главное, создаст более быструю, неформальную, незагруженную правовую систему, даст возможность достичь цели- восстановит нормальные взаимоотношения между конфликтующими сторонами, без ущерба несовершеннолетнему правонарушителю и потерпевшей стороне.
В рамках реализации пилотного проекта «Семейный суд» специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Западно-Казахстанской области в конференц-зале Ассамблеи народа Казахстана провел круглый стол на тему: «Школьная медиация, как технология разрешения конфликтов в подростковой среде».
В работе круглого стола приняли участие представители управления образования ЗКО, отделов образования г.Уральска, района Байтерек, Теректинского района, Бурлинского района, директора школ города, профессиональные и не профессиональные медиаторы, представители местной полицейской службы Департамента полиции Западно-Казахстанской области.
Целью данного мероприятия явилось обсуждение перспективности развития института школьной медиации в образовательной среде, создание школьных служб медиации.
Модератор мероприятия - председатель специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних ЗКО С.Т. Кадралиева:
«Количество и характер конфликтов, возникающих в стенах школы, вызывают необходимость создания кабинетов школьной медиации, что будет способствовать созданию в учреждениях образования безопасного и комфортного пространства для учеников. Если ранее конфликты между учениками носили незначительный характер, к примеру по поводу очереди в столовой, то сегодня их круг значительно расширился и уже затрагивает национальные, социальные, политические, религиозные и иные взгляды тех или иных участников учебного процесса. Это зависит и от уровня интеллектуального развития детей, которые поддаются как положительному, так и отрицательному влиянию информации, ставшей широко доступной через Интернет сети. Способность администрации школы разрешить конфликт, возникший между детьми либо ребенком и учителем предотвратит порождение судебных споров и восстановит скорейшее налаживание взаимоотношений между учащимися. Кроме того, немаловажным является и воспитательная роль школьной медиации, когда дети, начиная со школьной скамьи, уже будут знать, что любой спор возможно решить в ходе переговоров, без обращения в судебные инстанции. Ожидаемым результатом проводимой работы будет уменьшение нагрузки судов».
Профессиональный медиатор А. Рахишева:
«Создание кабинетов школьной медиации выгодно как для разрешения конфликтов между учащимися, так между учащимися и учителями, родителями и педагогическим коллективом. В последнее время нередко имеют место конфликты между администрацией школы и родителями, чьи дети ходят в школу в религиозной одежде, платках, длинных платьях, что нарушает требования Устава школы о единой форме. При правильно поставленной работе подобные споры могли бы не доходить до суда, а могли бы быть урегулированы в стенах школ… Для того, чтобы в нашем регионе школьная медиация заработала в полном масштабе, нами проводится работа по обучению учителей, социальных педагогов и психологов навыкам урегулирования конфликтных взаимоотношений. Курс обучения включает изучение принципов медиации, требований к медиаторам, имиджа и стратегии работы, базовых элементов человеческого восприятия, психотехнологии отношении и поможет повысить профессиональную ценность, а также опыт конструктивных навыков медиатора».
Профессиональный медиатор З.К. Шатикова:
«Хотела бы поблагодарить организаторов данного мероприятия, поскольку альтернативный метод разрешения конфликтов является важной и актуальной задачей всего общества. Развивать медиацию в школе необходимо. Обучить подрастающее поколение умению налаживать конфликты без судебных тяжб- это перспектива будущего. Я, как профессиональный медиатор, готова поделиться своим опытом работы с учителями, а также помочь участникам судебных процессов в урегулировании судебных споров».
Руководитель отдела духовно-нравственного развития и воспитательной работы Управления образования акимата ЗКО Батыргалиева Л.К.:
«Развитие медиации в учебных заведениях ЗКО имеет хорошие перспективы, поскольку по роду своей работы администрация школы и учителя, вращаясь в большом коллективе детей и родителей, каждый день сталкиваются с конфликтами, которые сами же по сути и разрешают. Обучение учителей базовым элементам медиации и психологии повысит их профессинализм. Создание кабинетов медиации позволит обеспечить стабильную атмосферу в учебных заведениях, а также проводить эффективную прафилактику правонарушений в школе. На сегодня в школах Бокей Ординского района, Жанибекского района, Акжаикского района нашей области открываются кабинеты школьной медиации. Директора перечисленных школ готовы поделиться своим опытом и практикой работы в этом направлений. Также мы хотим привлечь для этой работы учителей, которые находятся на заслуженном отдыхе, так, как они имеют богатый педагогический опыт работы в школьных коллективах и готовы внести свою лепту в развитие нового института школьной медиации»
Директор школы-гимназии №42 Е. Темиргалиев:
«В нашей школе открылся кабинет школьной медиации, проведен открытый обучающий семинар для всех учителей, где профессиональный медиатор Джанбузова рассказала о причинах, порождающих конфликты, виды конфликтов, пути их разрешения, затронуты проблемные вопросы по внедрению школьной медиации. Также, мы планируем создать группы медиаторов среди учащихся, что приведет к развитию гражданского общества и вовлечению в этот процесс молодого поколения. Считаем, что школьные психологи могли бы стать хорошими медиаторами, поскольку психологи – это профессиональные лица, умеющие найти правильный подход к тому или иному типу личности, найти с ним общий язык и разрешить конфликт».
Начальник ОМПС УП ЗКО Куспаев К.Ш.:
«Выражаем надежду на то, что проводимый сегодня круглый стол нацелит всех заинтересованных лиц на совместное конструктивное сотрудничество, а главное окажет помощь в вопросах профилактики правонарушений среди подростков. Уменьшение споров между участниками учебного процесса выгодно и для участковых инспекторов, так как снизит нагрузку на их работу. Поэтому инспектора по делам несовершеннолетних, закрепленные за школами, готовы принять участие в обучающих семинарах и способствовать альтернативному разрешению споров».
В завершение мероприятия участники, поддерживая важность развития института школьной медиации, пришли к единому мнению о необходимости открытия кабинетов школьной медиации во всех учебных заведениях области, о путях решения возникающих проблем, взаимодействии учебных заведении с медиаторами.
По итогам работы «круглого стола» были выработаны рекомендации: в срок до 1 июня 2019 года организовать работу кабинетов школьной медиации в школах области; определить ответственных лиц из числа работников школ (социальный педагог и (или) психолог), на которых возложить обязанности по организации работы кабинетов с обучением навыкам медиации активных старшеклассников, пользующихся уважением среди учащихся; провести разъяснительную работу среди педагогического коллектива, учащихся и родителей о целях создания кабинета школьной медиации, регламента и плана работы кабинета; Управлению образования области совместно с специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних ЗКО организовать проведение дважды в год (ноябрь, март) конкурса за лучшую организацию работы кабинета школьной медиации; для проведения совместных аналитических исследований и семинаров по изучению опыта работы кабинетов школьной медиации, ежеквартально представлять суду сведения по количеству рассмотренных конфликтов и споров с возложением контроля за исполнением данного поручения на ответственных лиц.
Кадралиева С.Т.
Председатель суда по делам несовершеннолетних Западно-Казахстанской области