Повышение эффективности работы госорганов и  прозрачность рассмотрения обращений граждан.  (Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в свете АППК РК).

Повышение эффективности работы госорганов и прозрачность рассмотрения обращений граждан. (Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в свете АППК РК).

С 1 июля 2021 года в Республике Казахстан введен в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс (далее Кодекс), который направлен на регулирование общественных отношений между властным органом и физическими, юридическими лицами, связанных с реализацией публичных прав.

С этой же даты утратили силу действующие до этого момента Законы «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» и «Об административных процедурах». Таким образом, порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц теперь регулируется нормами АППК, за исключением жалоб и заявлений, регламентируемых уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Вместе с тем, с 1 июля текущего года во всех госорганах, органах местного самоуправления, юридических лицах со стопроцентным участием государства внедрена единая электронная система «е-Өтініш» - сервис для усиления прав граждан в спорах с властью, основанный на АППК. Данный сервис исключает излишнюю бюрократию, связанную с рассмотрением обращений, а также предоставляет гражданам возможность отслеживать ход рассмотрения обращений в государственных органах.

Подать обращение можно двумя способами:

- Заявитель может обратиться в ЦОН, акимат или административный орган и оставить свое обращение. На базе ЦОНов внедрена работа центра «Нәтиже» (пункты приема обращений), задача которого не только в приеме обращений, но и в переработке решения вопроса гражданина на месте.

- Заявитель может обратиться в административный орган посредством подачи обращения через портал E-gov, мобильное приложение suraqtar.kz.

Что же понимается под термином «обращение». Обращение – направленные в административный орган или должностному лицу в письменной (бумажной и (или) электронной) или устной форме, а также в форме видеоконференцсвязи, видеообращения заявление или жалоба.

Обращение, направленное государственному органу, должно быть принято и зарегистрировано. Если обращение не соответствует требованиям АППК (Ф.И.О., почтовый адрес, ИИН, адрес, наименование государственного органа, суть обращения, дата подачи, подпись), то государственный орган устанавливает срок для исправления обращения. Обращение возвращается, если заявитель не привел его в соответствие с требованиями Кодекса, но не препятствует повторному обращению.

Обращение, поступившее государственному органу или должностному лицу, в полномочие которого не входит рассмотрение данного обращения, в течение 3 рабочих дней перенаправляется уполномоченному органу.

Ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство РК, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением его права на подачу жалобы на принятое решение. Субъекты и должностные лица извещают заявителя о результатах рассмотрения административного дела и принятых мерах.

В соответствии со ст.4 АППК РК различают следующие виды обращений:

Заявление – одна из форм обращения, содержащая ходатайство участника административной процедуры о содействии в реализации его прав, свобод и законных интересов или прав, свобод и законных интересов других лиц.

Запрос – просьба участника административной процедуры о предоставлении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера.

Предложение – рекомендация участника административной процедуры по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов РК, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Отклик – выражение участником адмпроцедуры своего отношения к проводимой государством внутренней и внешней политике, а также событиям и явлениям общественного характера.

Сообщение – уведомление участником адмпроцедуры о нарушении законов и иных нормативных правовых актов РК, недостатков в работе государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц со стопроцентным участием государства и их должностных лиц.

Жалоба – одна из форм обращения, содержащая требование участника адмпроцедуры о восстановлении или защите прав, свобод или законных интересов его или других лиц, которые были нарушены административным актом, административным действием (бездействием).

При основной административной процедуре рассматриваются жалобы и заявления, а при упрощенной - сообщения, предложения, запросы, отклики.

Административная процедура – деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в порядке упрощенной административной процедуры.

 

 

 

Таким образом, основаниями для возбуждения административной процедуры являются:

  • обращение;
  • инициатива административного органа, должностного лица.

Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, составляет пятнадцать рабочих дней со дня поступления обращения, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан и исчисляется с момента ее возбуждения. Этот срок может быть продлен руководителем административного органа или его заместителем на разумный срок, но не более чем до двух месяцев.

Стоит отметить, что согласно ст.99 АППК РК срок рассмотрения жалобы теперь составляет двадцать рабочих дней со дня ее поступления, без возможности его продления, тогда как ранее этот срок составляет тридцать рабочих дней со дня регистрации согласно п.1 ст.20-4 Закона «Об административных процедурах».

По окончании рассмотрения жалобы по существу выносится решение в письменной форме, которое направляется участнику административной процедуры, а копия решения направляется административному органу, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. Отказ в удовлетворении жалобы должен быть мотивирован. В случае если орган, рассматривающий жалобу, в сроки, установленные Кодексом, не принял решение по результатам рассмотрения жалобы, то с даты истечения сроков считается, что орган, рассматривающий жалобу, отказал в удовлетворении жалобы.

В случае несогласия с решением органа, рассматривающего жалобу, участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие) в другой орган, рассматривающий жалобу, или в суд.

Заведующий канцелярией специализированного межрайонного административного суда ЗКО

Альберт Халелов

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×