ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  АППК И ГПК.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АППК И ГПК.

 

С целью реформации государственного управления и судебной системы внедрена административная юстиция, предназначение которой является нивелировать между положениями  органов власти, гражданами и юридическими лицами, не уполномоченными на принятие административных актов и совершения административных действий.

         То есть, административная юстиция – это правовой институт судебной защиты, задачей которого является охрана прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и других организаций путем осуществления контроля за соблюдением законности в системе государственного управления.

Особенностью административной юстиции является особый субъективный состав, который состоит из двух сторон: административного органа (должностного лица), как носителя публичной власти с одной стороны, и физического или юридического лица, как частных лиц, с другой стороны.

         Отношения, связанные с осуществлением административных процедур в части, не урегулированной законами, с 01 июля 2021 года регулируются Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – АППК).

         До введения в действие АППК процессуальный порядок рассмотрения публично-правовых споров регламентировался Гражданским процессуальным Кодексом Республики Казахстан (далее - ГПК).

         Вместе с тем в административном судопроизводстве также применяются и положения ГПК, но только в том случае, если иной порядок не предусмотрен АППК.

         Однако АППК и ГПК имеют особенные различия.

         Согласно части 2 статьи 2 АППК, в случае противоречия между нормами АППК и иными законами, действуют положения АППК, что означает приоритетность АППК перед ГПК.

         В отличие от указанной нормы, положения АППК при рассмотрении дел в гражданском судопроизводстве применяться не могут.

          Далее, с момента введения в действие АППК, статья 250, главы 27,28,29 ГПК, регламентирующие производство по обжалованию действий судебных исполнителей, производство по заявлениям о защите избирательных прав граждан или общественных объединений, производство по заявлениям об оспаривании решений, действий местных исполнительных органов, нарушенных правах граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжных заседателей , производство по делам об оспаривании решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, полностью исключены из действующего ГПК.

         Части 1, 5 и 6 статьи 251,  абзац 1 части 5 статьи 252  с 01 июля 2021 года изложены в новой редакции, где указано, что в порядке административного судопроизводства рассматриваются также иски лиц, не являющихся стороной исполнительного производства, но заявивших о защите своих интересов вследствие неправомерных действий судебных исполнителей.

При этом судья, установив, независимо от заявления заинтересованных лиц, обстоятельства нарушения судебным исполнителем закона, обязан освободить имущество от ареста (исключить из описи) при рассмотрении заявления также в рамках административного судопроизводства.

Если имущество, арест которого произведен в связи с конфискацией имущества, уже реализовано или обращено в переработку, истцу возмещается сумма, вырученная от реализации имущества в порядке, установленном законом об административном судопроизводстве.

Исключением являются иски об установлении права собственности на имущество, на которое в рамках исполнительного производства обращено взыскание. Такие споры подсудны гражданским судам.

         Также, изменен абзац 1 части 5 статьи 252 ГПК, согласно которому  - постановление судебного исполнителя о проведении исполнительных действий, санкционированное судом либо прокурором, может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об административном судопроизводстве.

         То есть, иски лиц, не являющихся стороной исполнительного производства, но заявивших о защите своих интересов вследствие неправомерных действий судебных исполнителей также являются предметом рассмотрения административной юстиции за исключением исков об установлении права собственности на имущество, на которое обращено взыскание.

         Административное производство – это своего рода инквизиционное производство в отличие от гражданского суда, где действует принцип состязательности. Административный суд не связан с представленными доказательствами.

         Согласно нормам статьи 16 АППК административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда.

         Судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела.

Суд по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса собирает дополнительные материалы и доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства.

Новым принципом административных процедур является принцип приоритета прав, согласно которому все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.

В отличие от ГПК, АППК устанавливает особые обязанности для ответчика. Согласно нормам статьи 29 АППК ответчик обязан заявлять суду о действительных обстоятельствах административного дела полностью и правдиво, высказываться или представлять суду административное дело, документы, опровергающие факты, утверждаемые другими участниками административного процесса. Неисполнение ответчиком процессуальных обязанностей влечет наступление процессуальных последствий, предусмотренных настоящим Кодексом в виде денежного взыскания.

Судебное разбирательство происходит при обязательном участии ответчика. Разбирательство административного дела в отсутствие ответчика может быть допущено в случае, если это не препятствует полному, объективному и всестороннему рассмотрению административного дела (статья 112 АППК).

Кроме того, основная обязанность нести бремя доказывания АППК возлагает на ответчика, истец обязан доказать лишь время, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, а также размер понесенных убытков.

Далее, в отличие от гражданского судопроизводства административное судопроизводство, включая производство отдельных процессуальных действий, осуществляется в разумный срок.

Разумность сроков ограничивает статья 146 АППК, согласно которой административное дело рассматривается и разрешается в разумные сроки, но не более трех месяцев со дня предъявления иска.

      По административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда на разумный срок, но не более чем на три месяца.

То есть максимальный предел судебного разбирательства законодателем установлен в размере шести месяцев (3+3).

Необходимо обратить внимание, что закон в отдельных случаях умаляет разумность  и устанавливает конкретные сроки рассмотрения дел (а также сроки проведения предварительного слушания).

К примеру, это дела об оспаривании решений, заключений, предписаний уполномоченного органа по итогам проверки проведения государственных закупок, а также действий (бездействия) судебных исполнителей, которые разрешаются в течение десяти рабочих дней со дня назначения их к разбирательству в судебном заседании.

А также это административные дела, вытекающие из выборного законодательства о республиканском референдуме, из оспаривания решений, действий (бездействия) местных исполнительных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя, сроки рассмотрения, которых предусмотрены отдельными главами - 25 и 26 АППК. Указанные категории дел имеют свои особенности по срокам рассмотрения.

         Еще одной особенностью АППК является предусмотренная законодателем возможность применения примирительных процедур в рамках публично-правовых спорах до удаления суда для вынесения решения.

         АППК также предусматривает четыре разновидности административных исков: это иски об оспаривании; о принуждении; о совершении действий и о признании. Каждый из видов исков имеет свой срок на подачу.

Таким образом, задачами административного судопроизводства  является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.

 

Судья специализированного межрайонного административного суда ЗКО

Софья Ахмерова

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×