Административный иск об оспаривании

Административный иск об оспаривании

 

С 1 июля 2021 года вводится в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Данный нормативный правовой акт регулирует публично-правовые отношения, возникающие между гражданином или организацией и административным органом.

На основании предъявленного иска начинается административное судопроизводство.

Законодателем предусмотрена возможность предъявления следующих видов исков:

1) иск об оспаривании;

2) иск о принуждении;

3) иск о совершении действия;

4) иск о признании.

В данной статье разберём первый вид - иск об оспаривании.

Гражданин или юридическое лицо вправе предъявить иск об оспаривании, в случаях нарушения обременяющим административным актом их прав, свобод и законных интересов.

В исковых требованиях должно быть конкретно указано об отмене административного акта полностью или не согласие в с его частью.

Под обременяющим административным актом понимается акт, отказывающий в реализации, ограничивающий, прекращающий право участника административной процедуры или возлагающий на него обязанность, а также иным образом ухудшающий его положение.

По общему правилу иски об оспаривании могут быть поданы в суд в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу по результатам рассмотрения жалобы.

При этом, в случае истечении срока на рассмотрение жалобы, по ней органом, рассматривающим жалобу не принято решение, лицо, подавшее жалобу в орган, рассматривающий жалобу, вправе обратиться с иском в суд в течение месяца с момента истечения такого срока.

Если же законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, то иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до сведения гражданина или юридического лица.

Специальные сроки предусмотрены при подаче иска на действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов. Подобный иск  подается в суд в течение 10 рабочих дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенному о времени и месте совершения действия судебным исполнителем, стало о нем известно.

При условии, что административным актом затрагиваются права, свободы и законные интересы постороннего лица, не участвовавшего в административной процедуре. Такой гражданин или юридическое лицо вправе подать иск в суд в течение месяца со дня, когда лицо узнало или могло узнать о принятии административного акта, но не позднее одного года со дня его принятия.

В ходе административного процесса административный орган, принявший обременительный административный акт должен доказать его законность и обоснованность.

При этом, административный орган может ссылаться только на те обоснования, которые упомянуты в административном акте, то есть ответчик не вправе ссылаться на обстоятельства не указанные в административном акте.

Несмотря на то, что неясности и сомнения толкуются в пользу истца, последний в соответствии со своими правовыми возможностями обязан участвовать в собирании доказательств, что означает те документы, которые находятся у него, он самостоятельно должен представить суду. Более того, истец обязан доказать время, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, а также при наличии размер понесенных убытков.

В тех случаях, когда суд придет к выводу об обоснованности заявленных требований по иску, он  признает незаконным обременяющий административный акт в полном объеме или его части.

В случае же признания незаконности обременяющего административного акта, который на момент принятия решения уже исполнен или исполняется, суд вправе понудить ответчика отменить исполнение и потребовать совершения действий по возвращению истца в первоначальное положение в установленный в решении срок.

Особенностью административных дел является то, что по всем четырем видам исков гражданин или юридическое лицо сможет одновременно предъявить требование о возмещении убытков, состоящих с требованиями указанными в административным иске в причинно-следственных связях.

Размер причиненных убытков определяет суд с приведением мотивов принятого решения.

Мирас Сатыбалдин

Председатель Специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам                                                         

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×