Узбекистан: Создать достойные условия для комфортной жизни людей

Узбекистан: Создать достойные условия для комфортной жизни людей

Сегодня в Узбекистане последовательно реализуются задачи по обеспечению открытости бюджетной информации и активного участия граждан в бюджетном процессе. Основной целью этого является обеспечение повышения благосостояния граждан за счет более эффективного использования средств Государственного бюджета и расширения возможностей населения в использовании социальных благ.

Следует отдельно отметить, что в новой редакции Конституции, Узбекистан определен как социальное государство, более того усилены конституционные обязанности государства по укреплению чести и достоинства человека,  социальной защиты населения. На основе Основного закона социальные обязательства государства увеличены в 3 раза. Поэтому ежегодно из Государственного бюджета на это направление будет выделяться дополнительно 30-40 трлн сумов.

Запуск механизма вовлечения граждан в бюджетный процесс служит особым инструментом поиска решений проблем, волнующих местное население, и становления общественности участником бюджетного процесса.

По этой причине в рамках реформирования отраслей экономики проводится последовательная работа по расширению возможностей использования данных экономической и финансовой статистики, внедрению новых механизмов повышения открытости бюджетного процесса. В частности, в целях дальнейшего повышения открытости и прозрачности бюджетной информации, усиления парламентского и общественного контроля за формированием и расходованием бюджетных средств, начиная с 2019 года, введен механизм, предусматривающий направление не менее 10% дополнительных ресурсов местных бюджетов на мероприятия, формируемые на основе общественного мнения.

С 1 июля 2021 года минимальный размер дополнительных средств районных (городских) бюджетов, направляемых на финансирование мероприятий, формируемых на основе общественного мнения, увеличен с 10 до 30 процентов. С 1 января 2022 года во всех районах (городах) на финансирование деятельности, формируемой на основе общественного мнения, началось поэтапное введение 5 процентов от утвержденных общих расходов соответствующих бюджетов.

Согласно ему, на первом этапе предложения/проекты по улучшению районной (городской) инфраструктуры будут вносить инициативные граждане. На втором этапе представленные предложения/проекты будут отсортированы в соответствии с утвержденными критериями.

На третьем этапе предложения/проекты граждан, прошедших конкурс, будут вынесены на всенародное голосование. На четвертом этапе по результатам общественного голосования будут определены предложения/проекты-победители. На пятом же этапе будет осуществляться мониторинг общественного контроля и реализации гражданских инициатив.

За последние три года 9,5 тысячам махаллям выделено 57 триллионов сумов. За счет этих средств отремонтированы внутренние дороги, детские сады, школы и больницы в 3 500 махаллях. В 1 019 махаллях улучшено снабжение питьевой водой и водоотведением, 452 — благоустроены.

Только в 2022 году проведены масштабные работы по строительству и благоустройству 4 000 махаллей на сумму почти 27 трлн сумов, выделенных из бюджета в рамках программ «Обод кишлок», «Обод махалля» и других программ. Были построены и отремонтированы сотни школ, детских садов, медицинских учреждений. Улучшились электро- и водоснабжение, обеспечение природным газом и теплом, дорожно-транспортные системы.

В ходе проведенного инициативного бюджетирования в 2022 году около 1,1 трлн сумов на финансирование проектов в разрезе областей было направлено в «Фонд гражданской инициативы».

При анализе предложений по регионам в Республике Каракалпакстан получено 10 815 предложений, в Бухарской области — 8 968, в Сурхандарьинской — 7 258, в Сырдарьинской — 3 236, в Навоийской — 2 341, в Андижанской областях — 2 283, что меньше чем в других регионах.

Более 6,7 миллиона голосов (19 процентов от общей численности населения нашей страны) граждане страны отдали предложениям, внесенным по итогам процесса через портал «Открытый бюджет».

В целях дальнейшего стимулирования граждан, активно участвовавших в Государственном бюджете, и поддержки проектов, набравших большое количество голосов, но не ставшими победителями принято соответствующее Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 2022 года для их финансирования. Согласно документу, на финансирование 139 проектов выделено 85 миллиардов сумов.

По итогам голосования победителями признаны в общей сложности 1 666 проектов общей стоимостью 1,5 трлн сумов в 1 419 махаллях (по два и более проектов 193 махаллей стали победителями) в рамках средств, выделенных в «Фонд гражданской инициативы». За эти проекты граждане отдали более 7,7 млн голосов, что составило 48 процентов от общего числа голосов. Также, по результатам голосования всего 1 692 проекта с 500 до 1000 голосов, 1 127 проектов с 1000-2000 голосов, 1 163 проекта с 2 000-5 000 голосов, 128 проектов с 5 000-10 000 голосов и 18 проектов с более чем 10 000 голосов не были признаны победителями.

В связи с этим, в целях поддержки граждан и совершенствования процесса инициативного бюджетирования принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию практики инициативного бюджетирования и поддержке активных махаллей» от 10 апреля 2023 года. В соответствии с Постановлением в рамках инициативного бюджетирования, проведенных в 1 сезоне 2023 года на реализацию 1 309 проектов, набравших по свыше 2 000 голосов, но не признанных победителями, дополнительно будет выделено 1,3 трлн сумов.

Согласно статье 119 Бюджетного кодекса дополнительными источниками районного, городского бюджетов являются свободные остатки средств, определяемые на начало каждого года, средства, полученные за счет перевыполнения прогноза доходов районного, городского бюджетов, определяемого по результатам первого - третьего отчетного квартала средства от реализации имущества, обращенные в доход государства, электронные средства от реализации прав на земельные участки на электронной торговой площадке из средств, высвободившихся в результате уменьшения бюджетных ассигнований в соответствии с частью четвертой статьи 120 Бюджетного кодекса.

Перевыполнение прогноза доходов республиканского бюджета Республики Узбекистан, республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей, городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов определяется как сумма превышения фактических поступлений за первый — третий отчетные кварталы над уточненным прогнозом доходов по налогам и другим обязательным платежам за соответствующие отчетные кварталы в порядке, установленном законодательством.

Предложения предприимчивых граждан, направленные на решение проблем в своих регионах, будут размещены на информационном портале «Открытый бюджет» на основании утвержденных критериев. В целях создания широкой возможности для граждан участвовать в процессах инициативного бюджетирования в каждой махалле и ауле организованы «мобильные» группы и «уголок инициатив», которые необходимы в процессе оставления предложений и голосования на информационном портале «Открытый бюджет».

В соответствии с установленным порядком Государственный бюджет и бюджеты государственных целевых фондов, проекты основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также отчеты об исполнении бюджетов Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов должны быть представлены в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан для обязательного публичного обсуждения. В связи с годовым отчетом о его выполнении в обязательном порядке объявляются заключения по результатам внешнего аудита и оценки. Средства, направляемые на финансирование деятельности, формируемой на основе общественного мнения, собираются на казначейском лицевом счете «Фонда гражданской инициативы», открытом в форме внебюджетного фонда, и использование этих средств на иные цели строго запрещается.

Начальный объем средств, необходимых для реализации выбранных мероприятий, будет определен согласно проектно-сметной документации на основе заключений предприятий отрасли. После признания проекта победителем будет разработана проектно-сметная документация на его реализацию и уточнена окончательная стоимость мероприятия. Если окончательная стоимость мероприятия выше первоначальной, согласно проектно-сметной документации, в этих случаях дополнительные средства, необходимые для реализации проекта, будут покрываться за счет имеющихся или средств, которые поступят в будущем в «Фонд гражданской инициативы» соответствующего района (города). Исходя из первоначальной стоимости проекта-победителя, не допускается уменьшение объема работ (товаров и услуг), выполняемых в рамках мероприятия.

Предложения, отобранные рабочим органом, будут размещены на информационном портале «Открытый бюджет» для организации онлайн-голосования рабочим органом в течение трех рабочих дней с момента отбора. Голосование проводится в течение двадцати рабочих дней с момента размещения предложений. После определения победителей по результатам голосования оставшиеся средства, сформированные в «Фонде гражданской инициативы», будут направлены на покрытие дополнительной необходимой разницы в связи с уточнением окончательной стоимости заявленных проектов победителей, либо в процессы «Инициативного бюджета», которые будут проводиться в будущем.

Авторы проектов-победителей получат возможность контролировать все этапы реализации мероприятий и оценивать выполненную работу в режиме реального времени. В рамках общественного контроля граждане могут обращаться в компетентные органы с жалобой в случае выявления нарушений законодательства или недостатков при осуществлении контроля за деятельностью. Вмешательство граждан в реализацию проекта в иной форме (определение подрядчика или выполнение работ своими силами, разработка проектно-сметной документации и т.п.) не допускается.

Еще один аспект заключается в том, что по итогам каждого квартала информационный портал «Открытый бюджет» оценивает деятельность органов государственной власти с точки зрения эффективности и действенности вовлечения граждан в бюджетный процесс и реализации инициативных бюджетных мероприятий. Система оценки — с «0» до «100» баллов, а районы и города делятся на «зеленые», «желтые» и «красные» категории по результатам процессов инициативного бюджетирования. При этом учитывается оценка рабочей комиссией качества и справедливости этапа отбора - разница между начальной и конечной стоимостью проектов, необоснованность отклоненных проектов и степень последующего отклонения проектов-победителей, в результате не полного изучения возможностей их реализации. Кроме того, уровень вовлеченности граждан в бюджетный процесс – это отношение количества проектов и голосов, полученных в соответствующей сфере, к количеству населения. При оценке своевременности и полного перечисления средств в «Фонд гражданской инициативы» будет учтено состояние направления в Фонд соответствующей части дополнительных средств из районного или городского бюджета. Эффективность и результативность реализации мероприятий, сформированных на основе общественного мнения, осуществляется через раздел «Общественный контроль» информационного портала «Открытый бюджет» путем системы оценки качества и состояния работ, выполненных авторами проекта. Также степень организации системной работы с заказчиками по реализации проектов оценивается по соотношению общей суммы выделенных средств к освоенным средствам исходя из финансирования проектов.

Итоговая оценка территорий делится на «зеленый регион» – получившие хорошую оценку (от 71 до 100 баллов), «желтый регион» – с удовлетворительной оценкой (от 55 до 71 баллов) и «красный регион» – с неудовлетворительным результатом оценки (ниже 55 баллов). Отчет районных и городских хокимов, признанных «красным регионом», о реализации инициативного бюджетного процесса по итогам квартала будет заслушиваться в Сенате Олий Мажлиса.

Так, по результатам первого квартала текущего года в результате выполненной работы в данном направлении 60 районов и городов набрали от 71 до 100 баллов и вошли в список «зеленого региона», 94 района и города — от 55 до 71 балла в списке «желтого региона», 54 района и города с результатом ниже 55 считается «красным регионом».

На основе типового положения, исходя из специфики каждого района и города, принимаются решения, предусматривающие порядок направления средств районного или городского бюджетов на деятельность, формируемую на основе общественного мнения, обеспечивается их практическое исполнение. В результате принятых мер за прошедшие годы были решены многие вопросы в области социального и дорожного строительства. Реконструируются жилые районы, улучшается дорожная инфраструктура.

В 2023 году доходы Государственного бюджета с учетом трансфертов составляют 232 607,0 млрд сум, расходы — 257 734,0 млрд сумов, дефицит 25 127,0 млрд сумов.

Если обратить внимание на показатели инициативного бюджета, то видим, что с 17 апреля по 7 мая 2023 года в рамках программы «Мой путь» поступило 10 317 инициатив, за них отдано 8 093 918 голосов. Из них 519 проектов признаны победители и им выделят в общей сложности 412,4 млрд сумов. В период с 6 февраля по 7 апреля 2023 года в рамках программы «Инициативный бюджет» выдвинуто 55 970 инициатив, собравших 16 129 764 голоса. 33 680 из них были одобрены, а 22 290 отклонены. Объем средств, выделенных на «Инициативный бюджет», составляет 2 882,9 млрд сумов. То есть инициативы воплощаются в жизнь граждан, что находит отражение и в их деятельности. В 2021 году в голосовании приняли участие 1 200 000 человек, а в этом году их количество только в 1-м сезоне увеличилось до 16 миллионов. Также впервые в программе «Инициативный бюджет» со своими проектами участвовали все махалли республики. Этот процесс также повлиял на мировоззрение людей. На ранних этапах основным вопросом инициатив было развитие инфраструктуры, а сейчас в центре внимания — здравоохранение и образование. Так, поступило более 1 000 проектных предложений по ремонту медицинских учреждений в махаллях, свыше 5 000 проектов — по оснащению школ партами и компьютерами.

По сути, в процессе инициативного бюджетирования большое значение имеет решение в короткие сроки актуальных и неотложных задач, отмеченных в обращениях граждан, при формировании государственного бюджета и при разработке проектов по социально-экономическому развитию регионов. Исходя из этого, с 1 января 2022 года 50 процентов средств, выделяемых на ремонт внутренних дорог областного значения в параметрах районного и городского бюджетов, будут направляться на ремонт внутренних дорог, определяемых на основании общественного мнения, через Информационный портал «Открой бюджет».

В Государственной программе по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в «Год заботы о человеке и качественномго образования» отдельно определены цели расширения инициативной бюджетной практики и финансовой самостоятельности махаллей.

В частности, в течение 2023 года из Государственного бюджета будет выделено 8 трлн сумов на финансирование проектов, сформированных на основе общественного мнения, из них 4 трлн сумов – на программы «Обод кишлок» и «Обод махалля». На финансирование мероприятий, проводимых в рамках проектов развития инфраструктуры махаллей, из Государственного бюджета будет выделено 4 трлн сумов.

Объем средств увеличен начиная с 2023 года. При сохранении действующего порядка на инициативные бюджетные процессы будет выделено не менее 6 млрд сумов. В каждом районе или городе будет реализовано не менее 5-6 проектов, а в 53 районах или городах будет увеличен размер выделяемых средств. В целях расширения процесса «Инициативный бюджет» с 2023 года 30 процентов дополнительных средств, сформированных в областном бюджете, будут в равных долях направляться в Фонды гражданских инициатив для финансирования мероприятий, сформированных в городах и районах на базе общественного мнения исходя из количества махаллей и численности населения. То есть из районного или городского бюджетов будет выделено в среднем 500 миллиардов сумов, а из областных - 1 триллион сумов.

Тот факт, что в программе «Инициативный бюджет» выделяются средства на ряд проектов, не ставших победителями, обеспечивает практическую реализацию великой цели – радовать людей. Отметим, что, исходя из принципа обеспечение человеческого достоинства, сумма средств, выделяемых махаллям, в 2023 году увеличена до 25 трлн сумов. В «Год заботы о человеке и качественного образования» 5 800 махаллям будет выделено 30 трлн сумов.

В целом проводимая работа по благоустройству махаллей и развитию инфраструктуры, что служит коренному изменению имиджа нашей страны, придает практическое значение повышению уровня жизни и культуры нашего народа. Самое главное, что повышается социальная активность наших соотечественников, чувство сопричастности к своей махалле, судьбе и будущему нашей страны. В связи с этим важную роль играет реализация программы «Инициативный бюджет». На основе предложений, выдвинутых в рамках данной программы, своевременно и эффективно решаются многие вопросы, волнующие граждан. 

Нодир ЖУМАЕВ,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,

доктор экономических наук, профессор

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

164 комментария

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×