Узбекистан остаётся приверженным прагматичной модели взаимоотношений с Афганистаном
С избранием Шавката Мирзиёева в качестве главы государства в 2016 году Узбекистан существенно активизировал свою политику в афганском направлении. С этого времени афганская стратегия Узбекистана приобрела еще более содержательный, прагматичный и динамичный характер.
Ярким подтверждением этому служат мирные инициативы Узбекистана, направленные на урегулирование ситуации в Афганистане. В частности, в 2018 году по инициативе Президента Узбекистана в Ташкенте состоялась международная конференция высокого уровня по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное сотрудничество».
В принятой по итогам вышеуказанной конференции Ташкентской декларации впервые был закреплён всеобщий консенсус относительно необходимости политического урегулирования ситуации в Афганистане. То есть, вовлечённые в афганский кризис страны мира вновь признали тот факт, что у афганского конфликта нет военного решения. Это придало ощутимый импульс возобновлению мирного процесса и запуску межафганских переговоров.
Таким образом, Узбекистан внес свой посильный вклад в прекращение вооружённого конфликта в Афганистане и снижение военной составляющей афганского кризиса. К тому же, узбекской дипломатии удалось вновь вернуть утраченное внимание международного сообщества к ситуации в Афганистане.
Следующим важным событием в данном контексте стала организованная 15-16 июля 2021 года в Узбекистане международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». Данное мероприятие подчеркнуло первостепенную роль мира и стабильности в Афганистане для укрепления межрегиональных связей.
Так, участники мероприятия высокого уровня пришли к пониманию о невозможности восстановления тесных исторических связей между Центральной и Южной Азией без прекращения в Афганистане военно- политического кризиса. Ведь именно Афганистану отведена роль своеобразного связующего звена и жизненно важной торговой артерии между двумя крупными регионами, что прямо связано с перспективами реализации «Трансафганского коридора», продвигаемого Узбекистаном.
В связи с чем планы Узбекистана по конструированию прочной модели межрегиональной коннективности между Центральной и Южной Азией можно расценивать как логическое продолжение и важную составную часть афганской стратегии республики.
При этом с последними политическими изменениями в Афганистане, то есть с приходом движения «Талибан» к власти в Кабуле, можно говорить о начале нового этапа системных усилий Узбекистана по стабилизации ситуации на афганской земле.
Своеобразным отличительным моментом данного периода является смещение акцентов в афганской политике Узбекистана с обеспечения политической стабильности на необходимость недопущения обострения социально-экономической ситуации в Афганистане.
Подобные цели продиктованы обеспокоенностью Ташкента нарастающим экономическим кризисом в Афганистане и вытекающими из него непредсказуемыми последствиями.
В частности, сегодня Афганистан переживает беспрецедентный по своим масштабам гуманитарный и социально-экономический кризис. По последним данным ООН, в 2022 году количество нуждающихся в гуманитарной помощи афганцев превысило 24 миллиона человек, увеличившись на 6 миллионов по сравнению с предыдущим годом. Это около 60% населения страны.
Вышеописанная ситуация подтверждает необходимость объединения усилий международного сообщества для оказания безотлагательной помощи афганскому народу. Ведь используемые методы экономического давления на афганские власти способны ухудшать и без того непростое социально-экономическое положение в Афганистане.
Осознавая это, в 2022 году власти Узбекистана провели очередную конференцию «Афганистан: безопасность и экономическое развитие», в ходе которой центральной тематикой стали вопросы постконфликтного экономического восстановления Афганистана. Примечательно, что это стало первой международной конференцией высокого уровня после прихода представителей движения «Талибан» к власти в Афганистане. Уникальность данного мероприятия заключалась в том, что в ней участвовала представительная делегация временного афганского правительства и более 100 представителей из 30 стран мира.
Все вышеуказанные факторы показывают, что Узбекистан пытается адаптировать свою афганскую политику к новым условиям, возникшим вокруг и внутри Афганистана. В частности, с одной стороны, Ташкент продолжает конструктивный диалог с движением «Талибан», с другой – пытается убедить временное афганское правительство в необходимости выполнения международных требований. Эти условия включают формирование инклюзивного правительства, прекращение связей с деструктивными организациями и обеспечение прав женщин и детей.
В то же время Узбекистан призывает страны Запада прекратить замораживание афганских иностранных активов и уделять больше внимания гуманитарной ситуации в Афганистане.
Тем самым Ташкент пытается вернуть афганский вопрос в центр международной повестки. Потому что обострение геополитической напряжённости между ведущими странами мира приводит к ослаблению международного внимания к афганской проблеме.
О продолжающейся активности Узбекистана в афганском направлении также свидетельствует позитивная динамика торгово-экономических обменов. Сегодня Афганистан входит в первую десятку стран-торговых партнеров Узбекистана. Если проанализировать двусторонние отношения в 2022 году, то можно отметить целый ряд положительных событий и трендов. Среди них рост взаимной торговли до 759,9 млн. долларов в 2022 году, что на 15% больше по сравнению с предыдущим годом (2021 – 673,7 млн. долл.).
Следующим важным аспектом в системе современных отношений с Афганистаном является гуманитарное сотрудничество, в рамках которого Узбекистан проявляет высокую активность. В частности, в период с сентября 2021 года по сентябрь 2022 года Узбекистан 5 раз отправлял гуманитарную помощь в Афганистан. В результате общий объём помощи достиг 10 тысяч тонн.
Ещё одним важным шагом в этом направлении стал запуск в городе Термез в 2021 году международного хаба по оказанию гуманитарной помощи Афганистану, что создало широкие возможности для эффективного осуществления централизованной, адресной и системной международной гуманитарной помощи афганскому народу.
Помимо вышеперечисленного, Узбекистан продолжает вносить весомый вклад в обеспечение энергетической безопасности Афганистана. Страна покрывает 52% импорта электроэнергии Афганистана (2,7 млрд кВтч). К тому же продолжаются переговоры по завершению проекта сети «Сурхан–Пули-Хумри», который способен увеличить поставки электроэнергии на афганский рынок. Привлечение международных финансовых ресурсов в реализацию вышеуказанного проекта является результатом договоренностей с предыдущим правительством Афганистана, которые были достигнуты в 2018 году.
В этом контексте следует подчеркнуть, что присутствие Узбекистана на афганском энергетическом рынке может оказать содействие в обеспечении стабильности афганской экономики и укреплении исторически дружеских связей между двумя народами.
Резюмируя вышеуказанные аспекты современной политики Узбекистана на афганской направлении, можно отметить, что страна позиционирует себя как региональный актор, способный устанавливать прагматичные отношения с любой политической силой на политической сцене Афганистана и оказать стабилизирующий эффект на происходящие внутри него процессы. В своей афганской стратегии Узбекистан намерен выступать в качестве проводника интересов всех государств Центральноазиатского региона, которые заинтересованы в стабилизации ситуации в Афганистане и развитии южного направления торгово-экономических связей. Поэтому перспективы политики Узбекистана принесут устойчивую стабильность не только в Афганистан, но и экономическое благополучие во все центральноазиатские государства.
Азиз Каримов
Независимый соискатель,
эксперт по Центральной Азии
и Афганистану
11 комментария